Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:51, контрольная работа
Целью данной работы является – описать биографию Марии Монтессори и описать её вклад в педагогику, как науку.
1. Введение
2. Глава 1. Биография Марии Монтессори.
3. Глава 2. Особенности педагогики М. Монтессори.
4. 2.1. «Система Монтессори».
5. 2.3. «Виды классификаций развивающих игр Монтессори»
6. Заключение.
7. Библиографический список.
8. Приложение.
Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать.
Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и др.
Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо. [2]
2.1 «Система Монтессори»
Система Монтессори – это не просто одна из обучающих программ, которых сегодня множество. Это - прежде всего система личностного развития ребенка. Родители, которые хотят дать ребенку «хороший багаж» не только знаний, но и определенных личностных качеств, приводят своего ребенка в «группы Монтессори». Ведь по большому счету неважно, научится читать ребенок в 4 года или в 6, в каком возрасте он выучит цифры и освоит счет…
Важно, говорит Монтессори, чтоб это произошло вовремя, в период наибольшей восприимчивости к буквам или цифрам, или счету, в так называемый «сензитивный период». Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. В эти периоды предпочтительно развиваются те или иные качества и психологические особенности человека. Сензитивные периоды присуще абсолютно всем детям и проходят безвозвратно. Обучение в сензитивный период происходит гораздо легче и эффективнее.
Гораздо важнее, помочь ребенку развить такие качества, как уверенность в себе, целеустремленность и самостоятельность, свободу и ответственность, дисциплинированность и любознательность. Важно сохранить у ребенка интерес к учебе, а не отбить желание учиться еще в дошкольном возрасте. Особый подход, принятый в Монтессори-группах, позволяет развить у ребенка эти качества.
Каждый ребенок сам выбирает материал и работает индивидуально, столько времени, сколько ему нужно. Это позволяет сохранить интерес к обучению и повышает качество обучения во много раз по сравнению с групповой работой.
Педагог показывает, как правильно заниматься с материалом, далее ребенок работает самостоятельно. Монтессори-материал устроен таким образом, что развивает определенное качество или навык, а в случае ошибки позволяет ребенку самому увидеть ее и исправить. Это избавляет педагога от необходимости указывать ребенку на ошибку, а ребенка – от необходимости демонстрировать кому-то свою ошибку. Такой подход позволяет развить у ребенка самостоятельность, независимость и чувство собственного достоинства. В группе много материалов для обучения ребенка навыкам ухода за собой и окружающей средой. Это также помогает развить самостоятельность, научить малыша лучше управлять собой, своим телом, развивает руки и пальчики, а кроме того, очень повышает самооценку ребенка, ведь он осознает, что многое может САМ. [5]
Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по-другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.
Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды, когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам.
Так от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени, а так же во взаимодействиях со взрослыми.
Монтессори
призывает нас не ускорять развитие
детей, но и не упустить момент и
вовремя предложить нужный материал,
который поможет ребенку
Это знание он может применить даже осваивая буквы и цифры, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву или цифру, но и как ее писать.
Удивительно, но при свободной и спокойной работе у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается, чтобы ребенок что-то изучал (образовывался), его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать "уголек" в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.
Главная
задача взрослого - помочь детям научиться
сосредотачиваться на интересной для
них работе. В этом сложном деле
учитель проходит через три этапа.
Первый - подготовка привлекательной
для малыша и удобной для его
работы среды. Второй - разрушение той
деятельности отдельных детей, которая
мешает продвижению и развитию остальных.
На этом сложном этапе учитель
показывает шалуну, что его любят
даже таким, беспокойным и несносным
и вместе с тем без устали помогает
малышу найти то, что заинтересует
его и поможет
Большая
часть воздействий учителя
Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов.
Напоследок хочется привести цитату из высказывания Махатмы Ганди: "Вернемся к школе уважаемой мадам Монтессори. Самое важное то, что дети не чувствуют тяжести учения, так как они учатся всему играя. Во-вторых, цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка. Очень мало места отводится простому заучиванию". [6]
2.3. «Виды классификаций развивающих игр Монтессори».
1
вид - вспомогательные материалы
для учителя (родителя) - это те
материалы, которые использует
преподаватель для лучшего
2 вид - автодидактический материал - материал на требующий постоянного присутствия взрослого. Он является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребенка. Он сам учит (является учителем) и знания "рождаются" в ребенке под воздействием данного материала. Большинство автодидактических материалов были разработаны итальянским профессором М.Монтессори. Автодидактический материал отвечает ряду принципов. На рынке развивающих игрушек найдутся лишь несколько позиций, которые можно отнести к этой группе: сортеры, некоторые пазлы, шнуровки... Но, зная принципы автидидактизма, многие материалы 1 вида можно переделать и использовать как в домашних условиях, так и в школах Монтессори. [7]
Заключение.
Целью моей работы было - описать биографию Марии Монтессори и описать её вклад в педагогику, как науку.
Она была достигнута по тому, что я подобрала литературу, проанализировала её, в результате анализа были вычленены педагогические технологии: теория свободного воспитания и сенсуализма (направление в теории познания, который признает ощущение единственным источником знаний) в педагогике. Глубина реализованных в этой технологии теоретических положений, совершенный методический и дидактический инструментарий позволяют использовать ее в различных педагогических условиях. Особенностью их является то, что учитель выступает в роли некоего посредника, и помогает лишь в том случае, если того требует сам ребёнок. Эти технологии не предполагают ни какого специального заучивания, ни исправление ошибок преподавателем, здесь так же не используется слово нельзя. Лишь наглядным примером, переключение внимания мы можем показать, что так поступать не следует.
Это всё повлияло на современное образование. Мне трудно судить о современном отечественном образовании, но я могу сказать, что в той или иной степени некоторые принципы воспитания Марии Монтессори всё же реализуются наиболее продвинутыми педагогами.
Лично для меня было новым то, что Мария Монтессори создавала разновозрастные группы, пусть разница была не большая в среднем 1 – 2 года, но для малышей 2 – 6 лет – это казалось бы колоссальная разница. А на деле в классах Монтессори это только приносит пользу и наоборот, так даже лучше. Наверное, все родители мира стремятся приучить ребёнка к порядку, и не подозревая, что он уже сам по себе к нему стремиться и не нужно его заставлять, либо понуждать прибраться, убрать вещь на место, а наоборот дать свободу и вы увидите тот желаемый результат.
Вклад Марии Монтессори невозможно переоценить, как и тот факт, что она доказала, что дети – это не бесправные существа – это такие же члены общества, как и мы и что они беззащитны и нуждаются в нас, но ни как критиках или излишних опекунах, а в нас «садовниках», которые создадут все необходимые условия для их благополучного, я подчеркну, самостоятельного развития.
Список литературы.