Биф (биографический опросник)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:44, методичка

Описание работы

Назначение. Опросник раскрывает влияние социальной среды, социальной ситуации и биографии, семейной ситуации на жизненный путь. Опросник позволяет получить информацию о биографии, семейных отношениях и актуальном психическом состоянии как важной предпосылке для социально-психологической адаптации личности. Результаты тестирования могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде.

Работа содержит 1 файл

Биф.docx

— 33.60 Кб (Скачать)

БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ОПРОСНИК (BIV)*

Бётшер, Янгер, Лишер

Назначение. Опросник раскрывает влияние социальной среды, социальной ситуации и биографии, семейной ситуации на жизненный путь. Опросник позволяет получить информацию о биографии, семейных отношениях и актуальном психическом состоянии как важной предпосылке для социально-психологической адаптации личности. Результаты тестирования могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде.

Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь текст опросника, бланк для ответов, «ключ» для обработки, шкалу перевода «сырых» баллов в стены. Существует лишь одна форма биографического опросника (BIV). Опросник состоит из 8 относительно независимых шкал.

Инструкция: «Вам будет предложен ряд вопросов и высказываний, касающихся Вашей семьи, здоровья, поведения и т. д. На каждый вопрос или высказывание предлагается два варианта ответа: „а” и „б”. Прочитайте внимательно вопросы и высказывания и выберите тот вариант ответа, который Вам наиболее подходит. Выбранный ответ зачеркните в специальном бланке соответственно номеру. Если Вы неверно ответили на вопрос, то обведите его кружком, а другой верный ответ зачеркните.

Приступая к выполнению задания, помните, что:

· каждый человек имеет право на собственную точку зрения, на жизненный опыт и поведение, поэтому в опроснике не существует верных или неверных ответов;

· необходимо отвечать первым ответом, который приходит Вам в голову, не следует долго задумываться над каждым ответом и высказыванием;

· особенное внимание следует обратить на то, что некоторые вопросы и ответы не совсем соответствуют Вашей жизненной ситуации; в этом случае зачеркните тот ответ, который все же характеризует Вас в большей степени;

· при ответах на некоторые вопросы необходимо вспомнить Ваших родителей; если Вас вырастили другие люди, например бабушка с дедушкой, родственники, приемные родители, или Вы выросли в детском доме или еще где-нибудь, тогда отвечайте на вопросы так, как будто эти люди (дядя, тетя, воспитатель) были для Вас родителями;

· некоторые высказывания, видимо, покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь ответить на них как можно искренне. Мы гарантируем, что Ваши высказывания останутся в тайне.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, задайте их сейчас! Если вопросов нет, то возьмите бланк  для ответов и начинайте отвечать. Особенно обратите внимание на то, что  номер в листе для ответов  всегда должен совпадать с номером  вопроса в опроснике! Пожалуйста, отвечайте на предлагаемые вопросы вдумчиво и не пропускайте ни одного из них».

Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для выполнения задания. Длительность выполнения задания — 20–25 мин.

При проведении биографического опросника психолог должен обратить особое внимание на следующее:

· проводящий диагностику психолог должен быть точно информирован о содержании методики; прежде всего необходимо самому заполнить опросник, чтобы отвечать на вопросы обследуемых;

· при групповом варианте опроса следует учитывать, что комфортная, спокойная атмосфера способствует качественной работе обследуемых;

· при возникающих у обследуемых вопросах (до или во время выполнения задания) психолог, проводящий опрос, должен избегать влияния на результат тестирования;

· при вопросах о родителях или ближайших родственниках (например, вопрос 87) могут возникнуть трудности у тех обследуемых, которые не имели ни родителей, ни братьев, ни сестер, воспитывались в детских домах или опекунами; в таком случае психолог может дать следующее пояснение: «Поскольку Вы могли вырасти не у Ваших прямых родителей, а у родственников, у приемных родителей или еще где-либо, то отвечайте на вопросы так, чтобы ответы описывали того, кто Вас воспитывал (например, дядю, тетю, воспитателя), как исполняющего роль родителя»; обследуемые, не имевшие братьев и сестер, на вопрос 87 должны ответить «нет»;

· если обследуемый быстро завершает работу, то психолог предлагает ему проверить ответы на точность и полноту.

Обработка. Результаты обрабатываются с помощью «ключа». Совпадение ответа обследуемого с «ключом» оценивается в 1 балл, несовпадение – 0 баллов. Затем все совпадения суммируются. При обработке необходимо учитывать, что «ключ» по первым 7 шкалам ориентирован негативно, т. е. высокие «сырые» оценки означают наличие соответствующей проблемы. В шкале Е (экстраверсия) высокие оценки соответствуют экстравертированному поведению.

Регистрируемые  показатели:

· неудовлетворенность семейной ситуацией — суммарное количество баллов по шкале «Семейная ситуация» (FAM);

· неуверенность в себе, недостаточность силы «Я» — суммарное количество баллов по шкале «Сила Я» (ICHST);

· напряженность в социальных ситуациях — суммарное количество баллов по шкале «Социальное положение» (SOZLAG);

· негативный стиль воспитания — суммарное количество баллов по шкале «Воспитание (стиль)» (ERZIEN);

· нейротизм, общая психическая неустойчивость — суммарное количество баллов по шкале «нейротизм» (N);

· низкая социальная активность — суммарное количество баллов по шкале «Социальная активность» (SOZAKT);

· склонность к соматическим нарушениям — суммарное количество баллов по шкале «Психофизическая конституция» (PSYСON);

· экстраверсия — суммарное количество баллов по шкале «Экстраверсия» (Е).

Интерпретация. Интерпретация результатов основывается на признании того, что причины личностных нарушений часто лежат в предшествующем опыте. Переживаемые личностью конфликты, устойчивые непродуктивные стереотипы поведения обусловлены индивидуальной историей развития и особенно опытом раннего детства. Биографический опросник учитывает детерминационную модель невроза, которая предполагает анализ поведения с точки зрения биологических и психических диспозиций. Под биологическими диспозициями понимаются актуальные биологические влияния (например, болезнь) и генетически обусловленные причины, которые вызывают физические страдания. Психические диспозиции рассматриваются как тенденция к реакциям, которые возникают в индивидуальной истории развития. В реальной жизни стимулы окружающей среды воспринимаются и перерабатываются субъективно, проходят через «фильтр» личности, в которой существуют и те и другие диспозиции.

Авторы исходят из того, что предлагаемая методика соответствует прежде всего практическим потребностям и описывает обследуемых посредством свойств личности, сформированных социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. Стереотипы отклоняющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном поведении. Численное измерение стереотипов отклоняющегося поведения осуществляется при помощи таких шкал опросника, как «Семейная ситуация» (FAM) и «Воспитание (стиль)» ERZIEN — это так называемые биографические шкалы.

Дальнейший жизненный путь человека во многом опосредован влиянием среды. Она может это влияние закреплять и усиливать, компенсировать, заменять неадекватные стереотипы на столь же неадекватные и т. п. Эти влияния среды измеряются при помощи шкал «Сила Я» (ICHST), «Социальное положение» (SOZLAG), «Психофизическая конституция» (PSYCON), «Социальная активность» (SOZAKT). Наряду с этим в актуальной ситуации при описании поведения могут обнаружиться и специфические личностные тенденции поведения. Личностные особенности измеряются шкалами «Нейротизм» (N) и «Экстраверсия» (Е).

При интерпретации полученных результатов следует учитывать  ряд требований:

· следовать общему описанию особенностей личности, принимая во внимание содержательные стороны интерпретации опросника, возможности диагностики сложившихся стереотипов отклоняющегося поведения, влияний среды и личностных особенностей;

· при проведении психодиагностических исследований результаты обследуемого должны быть соотнесены со средними оценками соответствующих групп;

· «сырые» баллы, полученные при первичной обработке опросника, должны быть переведены в стены в зависимости от пола, социального положения, национальной принадлежности обследуемых (некоторые таблицы стенов приводится ниже).

Шкала «Семейная  ситуация» (FAM). Общее описание. Это субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, описание взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим.

Высокие оценки (8–10 стенов). Неудовлетворительные взаимоотношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Низкие оценки (1–3 стена). Хорошее взаимодействие между родителями. Позитивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Шкала «Сила “Я”» (ICHST). Общее описание. Сила «Я», самоуверенность, способность добиться своего.

Высокие оценки (8–10 стенов). Недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего.

Низкие оценки (1–3 стена). Выраженная сила «Я», самоуверенность, способность добиваться своего.

Шкала «Социальное  положение» (SOZLAG). Общее описание. Влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях.

Высокие оценки (8–10 стенов). Частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях. Трудности социальной адаптации.

Низкие оценки (1–3 стена). Незначительное ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.

Шкала «Воспитание (стиль)» (ERZIEN). Общее описание. Воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц.

Высокие оценки (8–10 стенов). Негативно воздействующее воспитательное поведение родителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицательный характер взаимодействия между родителями либо замещавшими их лицами.

Низкие оценки (1–3 стена). Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимодействие между родителями.

Шкала «Нейротизм» (N). Общее описание. Нейротизм, эмоциональная лабильность.

Высокие оценки (8–10 стенов). Эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные реакции, общая психическая неустойчивость, чувствительность, тревожность.

Низкие оценки (1–3 стена). Психическое здоровье, нормальные эмоциональные реакции, эмоциональная уравновешенность.

Шкала «Социальная  активность» (SOZAKT). Общее описание. Социальная активность, контактность.

Высокие оценки (8–10 стенов). Неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя.

Низкие оценки (1–3 стена). Хорошая способность устанавливать и поддерживать контакты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.

Шкала «Психофизическая конституция» (PSYСON). Общее описание. Предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность реагировать соматически на стрессовые нагрузки.

Высокие оценки (8–10 стенов). Выраженная склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психическая лабильность.

Низкие оценки (1–3 стена). Психическое здоровье, отсутствие предрасположенности реагировать на стрессовые нагрузки.

Шкала «Экстраверсия» (Е). Общее описание. Экстраверсия.

Высокие оценки (8–10 стенов). Социальная активность, общительность, импульсивность.

Низкие оценки (1–3 стена). Невысокая социальная активность, уединенный образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию.

Текст опросника

1. Как Вы относитесь к противоположному полу?

а) скорее сдержанно

б) у меня нет трудностей в контактах

2. Я часто думаю о том, что мое сердце может остановиться

а) да

б) нет

3. Если передо мной ставится задача, от результатов которой зависит мое продвижение по службе и уважение ко мне, то

а) я чувствую себя в этой ситуации хуже, чем обычно

б) я чувствую себя как  всегда

4. Что Вас характеризует в большей степени?

а) я чрезвычайно нервный

б) я спокоен и безразличен

5.  а) я обычно действую и говорю быстро, долго не обдумывая ситуацию

б) прежде чем что-либо сказать  или сделать, я обычно подумаю

6. В конце дня я чувствую себя утомленным, вялым и изнуренным

а) да

б) нет

7. Я не люблю выступать перед большой аудиторией

а) верно

б) неверно

8. Мое мнение о моих родителях следующее:

а) они хорошо взаимно  дополняют друг друга

б) один из родителей доминирует, в существенной мере задает тон в  отношениях

9. Моя работа очень однообразна

а) неверно

б) верно

10. Мне неприятны  интимные отношения с людьми  другого пола, я стараюсь их  избежать

а) да

б) нет

11. Что Вас характеризует  в большей степени?

а) мои взаимоотношения  с коллегами я могу считать  в целом хорошими

б) я чувствую себя среди  своих коллег как посторонний, которого понимают неправильно

12. а) мой начальник и окружающие считают меня личностью, которая может достичь многого

б) у меня такое чувство, что мои достижения не всегда оцениваются  начальником и окружающими соответствующим  образом

13. Моя мать (или  отец) идеалист. Она (он) имеет завышенные  требования к действительности, поэтому часто во многом разочаровывается

а) верно

б) неверно

14. Если мне  что-либо удается не так хорошо, как хотелось бы, то 

Информация о работе Биф (биографический опросник)