Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 19:02, реферат
Понятие бессознательного.
Основные типы бессознательных явлений
ПСИХОЛОГИЯ СНОВ
Толкование сновидений
Биохимия снов
Со времени появления компьютеров психологи сравнивали мозг с компьютером, выполняющим задачи в соответствии с набором команд – программой. Перепрограммирование может осуществляться в момент, когда компьютер не занят своими повседневными задачами – то есть ночью, в состоянии покоя. Во сне приток новой информации в мозг значительно падает, поэтому сон является подходящим временем для того, чтобы мозг пересмотрел и сгруппировал новую информацию и перепрограммировал себя соответствующим образом.
В
свете недавних достижений в исследованиях
мозга все эти теории все чаще
отвергаются как упрощенные и
проводятся эксперименты, пытающиеся
научно определить функцию сна и
сновидений, если таковая есть.
2. Толкование
сновидений
Сны — по Фрейду
Дневные помыслы
Перешагнули в ночь.
Владислав
Ходасевич
Известный американский философ Ральф Эмерсон (1803–1882) утверждал, что опытный человек изучает сны не для того, чтобы предугадать своё будущее, а для того, чтобы познать себя. Эта мысль наиболее полно развита основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом (1856–1939), книга которого „Толкование сновидений“ появилась на прилавках книжных магазинов в ноябре 1899 года.
Жизнь французского художника Анри Руссо (1844–1910) была так же похожа на причудливый сон, как и его произведения. Не случайно одна из самых знаменитых его картин — „Спящая цыганка“.
По Фрейду, сновидение ничего не предвещает и вообще не имеет ни малейшего отношения к будущему. В нём только прошлое и пережитое. Анализ сна даёт возможность разобраться в затаённых стремлениях и страх, к корням которых другими путями очень трудно подобраться.
У человека нередко появляются сильные желания, противоречащие его воспитанию и психологическим установкам. Он боится себе в них признаться. Днём, когда человек бодрствует, эти недостижимые желания отправляются в область бессознательного и находятся там под надёжной охраной „цензуры“. Состояние сна вызывает перераспределение психической энергии.
Спящий
лишён возможности действовать
и исполнять свои желания, у него
нет необходимости тратить силы
на искоренение безобидных галлюцинаций.
Единственный вред, который они могут
принести, — прерывание сна. Поэтому
желания в сновидении не гасятся,
но только переводятся на особый символический
язык, необходимый для того, чтобы
обмануть „цензуру“, не пропускающую
в сознание ничего запретного. Таким
образом достигается
Сны
— по Холлу
Образы сна — материализация мыслей.
Кэлвин
Холл
Известный американский психолог Кэлвин Холл (1909–1985) подошёл к созданию снов как к творческому интеллектуальному познавательному процессу, который не требует от спящего ни особых способностей, ни специальной подготовки. В отличие от Фрейда у Холла в центре сна — мысли. Но не о чём угодно. Во всяком случае, не о политике и экономике.
Холл занимался исследованием снов своих студентов в дни, когда американцы сбросили атомную бомбу на Хиросиму. Это событие прямо не отразилось ни в одном из проанализированных снов. Крупнейшие спортивные соревнования, выборы президента, столкновения интересов сверхдержав, от которых зависит будущее мира, также игнорировались снами.
Поэтому
Холл пришёл к выводу, что в снах
люди, как правило, имеют дело не
с интеллектуальными, научными, культурными
или профессиональными
3. Биохимия снов
Сменяется иной —
Бессмыслица дневная
Бессмыслицей
ночной.
Эти слова Андрея Белого вполне подходят к нейрофизиологической модели сновидений, предложенной в 1977 году сотрудниками Гарвардского университета Алланом Хобсоном и Робертом Мак-Карли.
Оказывается, при объяснении механизма сновидений можно вообще забыть о человеческих чувствах, мыслях и стремлениях. В стволе головного мозга расположен „генератор снов“. Он регулярно, как по расписанию, включается и начинает „бомбардировать“ кору головного мозга, то есть активизировать нервные клетки на отдельных её участках.
Выбор объектов бомбардировки (в отличие от времени работы генератора, которое можно рассчитать с большой степенью точности) происходит совершенно случайно. Возбуждённые участки коры головного мозга производят сновидения, начало и продолжительность которых запрограммированы, а содержание лишено всякого смысла. Случайные картинки сменяют одна другую, как в калейдоскопе.
Если
верить гарвардским учёным, сновидения
не имеют никакого специального назначения.
Они лишь сопровождают жизненно важный
физиологический процесс, регулирующий
работу мозга. Стоит ли удивляться нелогичности
сновидений и придумывать
Такая
теория вызвала бурю протестов со
стороны психологов. В самом деле,
трудно поверить в то, что сны, которые
нередко бывают очень сложными и
искусно сконструированными, являются
результатом случайных
В двадцатые годы прошлого столетия начались исследования влияния сна на память. В 1960-1970-е годы производилось много экспериментов на животных, которые должны были доказать, что лишение быстрого сна ухудшает способность к обучению и разрушает память. Однако затем интерес к этой теме значительно уменьшился. Во-первых, стало ясно, что во многих случаях решающее влияние оказывало не лишение сна, а стрессовая ситуация. Во-вторых, принятие антидепрессантов уничтожает быстрый сон, однако не обязательно ведёт к ухудшению памяти.
За целый день беготни, суеты, работы или даже отдыха человек получает массу информации, которой он, вполне возможно, никогда в жизни не воспользуется, но которую он, тем не менее, заботливо хранит в своей памяти. Мозг не в силах постоянно заниматься сортировкой. Он механически берёт много лишнего и рискует уподобиться переполненному бесполезным хламом чулану, в котором нельзя ничего отыскать.
Человек постоянно пользуется сведениями из своей памяти. Так что же, для того, чтобы что-то вспомнить, он должен каждый раз перебирать, просматривать и продумывать всё, что успел накопить его мозг? У людей бывают болезненные воспоминания. Каждое прикосновение к ним способно вызвать психическую травму. Однако здоровый человек живёт с ними и не испытывает особых неудобств. Люди ничего не забывают. Они лишь ставят на отдельные участки своей памяти метки: сюда не заглядывать.
Ненужная информация, усвоенная днём, может торчать в мозгу как заноза. Она становится причиной возникновения новых вредных связей между отдельным участками коры головного мозга и активирует нервные клетки, что влечёт за собой фантазии и навязчивые представления.
Человеку, когда он просыпается, кажется, что он вспоминает о событиях, которые виделись ему в течение сна. Вроде бы совершенно очевидно: наяву этого не происходило, значит — приснилось. Однако нельзя исключить возможность того, что мнимые сновидения целиком или частично конструируются в краткий промежуток пробуждения и в самом начале бодрствования.
Можно предположить, что во время сна (как быстрого, так и медленного) никаких психических процессов не происходит. Сознание полностью отключено. Но вот оно постепенно просыпается. В него опять входят образы окружающего мира. Их надо заново упорядочить до такой степени, чтобы ими можно было оперировать. То, что мы привыкли называть сновидениями, в действительности является своеобразной утренней психической гимнастикой, происходящим ежедневно приспособлением сознания к реальности.
А что, если сновидение вовсе не зеркало, в котором отражаются наши душевные конфликты и травмы? Что, если у него своё специальное предназначение, отнюдь не связанное с психическим нездоровьем?
Сны
ничего не могут рассказать не только
о будущем, но и о прошлом и
настоящем. Они неспособны раскрыть
нам секреты бессознательного, потому
что не являются средствами коммуникации.
Спящему не нужна смысловая информация
— ведь он лишён возможности её
переработать. Кроме небольшого числа
забавных, но туманных историй о
пришедших в сновидениях
Проанализировав 10 000 сновидений, Холл пришёл к выводу, что 64 процента из них связаны с печалью, дурными предчувствиями, страхами, раздражением, гневом и только 18 процентов — с радостными и весёлыми ощущениями.
Если спящий сознательно или бессознательно сам участвует в выборе сюжетов для своих снов, зачем ему ночные кошмары? Можно, конечно, попытаться объяснить распространённость мучительных сновидений страхом людей перед жизнью, но почему мы упорно говорим „как во сне“ о чём-то необычайно хорошем, не обращая внимания на опыт, который подсказывает каждому, что приключения во сне обычно не слишком приятны?
4.
Логика сновидения
Привяжите
к пробке или спичечному коробку
нитку и потяните за неё на глазах
у кошки. Мурка забудет обо
всём на свете и попытается догнать
и поймать движущийся предмет. Собака
мчится за летящей палкой или бегущим
человеком. Животное ведёт себя как
автомат. А человек? Как часто
он торопится просунуться в
Зрителя, следящего за сценой погони в кинофильме, иногда охватывает такое беспокойство, как будто от результата зависит его будущее. Да и вообще любое стремительное движение на экране пробуждает волнение. Конечно, бывают наивные зрители, путающие реальность с вымыслом, но речь сейчас не о них.
Человек ясно осознаёт, что повода для тревоги нет, однако любое живое существо устроено так, что невольно реагирует на всё, что выделяется и привлекает его внимание. Причём ответ бывает немедленным и однозначным.
Беспокойство вызывается невозможностью вмешаться в происходящее или хотя бы выразить свою реакцию. Человек с детства привыкает к тому, что всякое движение символизирует приближающиеся перемены. Любые перемены связаны с ожиданием, с необходимостью быть готовым к различного рода сюрпризам. Надо поспешить и успеть принять меры, иначе можно попасть в беду.
Зритель
сочувствует героям кинофильма. Ему
кажется, что именно сопереживание
заставляет его смеяться, радоваться,
возмущаться, приходить в ярость,
плакать. Но рядом с сопереживанием
присутствуют стандартные механические
реакции на простые раздражения.
Они-то часто и пробуждают тревогу,
которая должна наполниться понятным
содержанием. Самый естественный способ
такого наполнения для зрителя —
восприятие экранных образов и событий
как реальных и сопутствующее
этому сопереживание. Возникающие
на экране ситуации могут быть неправдоподобными,
а иногда и нелепыми, но это имеет
второстепенное значение и для постановщиков
картины, и для её зрителей.
5.
Стадии сна.
В
зависимости от активности мозга, от
бодрствования до глубокого сна,
электрические сигналы
6.
Возрастные нормы сна
Информация о работе Бессознательное в жизни человека. Сновидения