Бессознательное в психике человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

Содержание

Введение…………………………….…………………………………………. 3



Анализ литературы



I. Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности…………………………………..……………………..…………… 5



II. Бессознательное проявление в психике



и поведении человека…………………………………………………………... 11



Заключение…………………………………..……………………………….. 19



Приложение……………………………………………………………………. 20





Литература……………………………………………………………………. 21

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 33.57 Кб (Скачать)

 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «Красноярский государственный  аграрный университет»

 

 

 

 

 

 

                        Реферат

на тему: Бессознательное в психике человека.

 

 

 

 

Выполнил:

Студен  экономического

факультета, 3 курса, Казакевич А.А.

  32группа.

 

Проверил:

Плащинская  Н.С.

 

 

 

Красноярск 2010.

 

 

 

 

 

 

   Оглавление 

 

Введение…………………………….…………………………………………. 3

 

Анализ литературы 

 

    I. Сознание, как  высший уровень психического  отражения объективной реальности…………………………………..……………………..……………    5

 

   II. Бессознательное  проявление в психике 

 

и поведении человека…………………………………………………………...   11 

 

Заключение…………………………………..……………………………….. 19

 

Приложение…………………………………………………………………….   20

 

 

Литература…………………………………………………………………….   21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной в разных странах мира. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного [5].

   Проблема сознания  и бессознательного давно и  интенсивно разрабатывается во  всём мире. И в настоящее время  возникают различные точки зрения  на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного  и его взаимодействие с сознанием  [6].

   Существенное отличие  человека от животных состоит  в его способности рассуждать  и мыслить абстрактно, размышлять  о своем прошлом, критически  оценивать его, и думать о  будущем, разрабатывая и реализуя  планы и программы. Все это  связано со сферой человеческого  сознания.

   Сознание далеко  не всегда контролирует поступки  и чувства, определяет направление  наших мыслей. Существует еще  и бессознательное. Нередко именно  оно является движущей силой  и определяет стиль поведения  человека. Мотивы и потребности,  недостаточно осознанные человеком  по разным причинам могут существенно  воздействовать на сознательные  мотивационные установки. Важно  иметь в виду, что значимые, влияющие  на наше будущее решения могут  возникнуть и формироваться на  неосознаваемом уровне.

   Актуальность и  значимость проблемы сознания  не требует доказательства и  аргументации. Данную проблему, по  словам В. П. Зинченко, уже начали  включать в число глобальных  проблем современности [3].

   Целью данной работы  является анализ сознательных  и бессознательных компонентов  человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

I. Сознание, как высший  уровень психического отражения  объективной реальности.

   Самое сложное  поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных  способен не только реагировать  на внезапные изменения условий  внешней среды, но и способностью  формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.  Возможность осуществления столь  сложного поведения обусловлена  наличием у человека сознания [7].

 

    Как и понятие  психики, понятие сознания прошло  сложный путь развития, получило  различные трактовки у разных  авторов, в разных философских  системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Приведу одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин: “Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека” [10, стр.16].

   Сознание - это в  первую очередь совокупность  знаний о мире. Не случайно  оно тесно связано с познанием.  Если познание есть сознание  в его активной направленности  вовне, на объект, то само сознание  в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем  выше наши познавательные потенции  и наоборот - чем больше мы познаем  мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания  концентрироваться на определенных  видах познавательной и любой  иной деятельности, держать их  в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность  сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости  и воспроизводить ее, а также  использовать ранее приобретенные  знания в деятельности. Но мы  не только знаем нечто и  нечто запоминаем. Сознание неотделимо  от выражения определенного отношения  к объектам познания, деятельности  и общения в виде эмоций. К  эмоциональной сфере сознания  относятся собственно чувства  - радости, удовольствия, горя, а также  настроения и аффекты или, как  их называли в былое время,  страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье  и т.д. К названным ранее  следует добавить и такой существенный  компонент сознания, каким является  воля, представляющая собой осмысленное  устремление человека к определенной  цели и направляющая его поведение  или действие. Наконец, важнейшей  составляющей сознания, ставящей  все остальные его компоненты  как бы за одну скобку, является  самосознание. Самосознание - своеобразный  центр нашего сознания, интегрирующее  начало в нем. Самосознание - это  сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих  действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя  как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт,  оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии  развития первобытного общества. А наряду с этим оно является  и продуктом индивидуального  развития: у ребенка его основания  закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Самосознание характеризуется  двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью.  Первое свойство дает возможность  соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы  с предметным миром вне нас,  что позволяет обеспечить нацеленность  сознания на внешний мир. Рефлексия  же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает  внимание на самих его явлениях  и формах [10].

      Сознание  управляет самыми сложными формами  поведения, требующими постоянного  внимания и сознательного контроля, и включается в действие в  следующих случаях:

когда перед человеком  возникают неожиданные, интеллектуально  сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

когда человеку требуется  преодолеть физическое или психологическое  сопротивление на пути движения мысли  или телесного органа;

когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной  ситуации, которая сама по себе разрешиться  без волевого решения не может;

когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для  него в случае непринятия немедленных  действий.

   Подобного рода  ситуации возникают перед человеком  практически беспрерывно. 

   В настоящее время  перечень эмпирических признаков  сознания является более или  менее установившимся и совпадающим  у разных авторов. Если попытаться  выделить то общее, что наиболее  часто указывается в качестве  особенностей сознания, то они  могут быть представлены следующим  образом:

   1. Человек, обладающий  сознанием, выделяет себя из  окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей,  а свойства вещей - от них  самих.

   2. Способен увидеть  себя в определенной системе  отношений с другими людьми.

   3. Способен увидеть  себя находящимся в определенном  месте пространства и в определенной  точке временной оси, связывающей  настоящее, прошлое и будущее.

   4. Способен устанавливать  адекватные причинно-следственные  отношения между явлениями внешнего  мира и между ними и своими  собственными действиями.

   5. Отдает отчет  в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

   6. Знает особенности  своей индивидуальности и личности.

 

   7. Способен планировать  свои действия, предвидеть их  результаты и оценивать их  последствия, т.е. способен к  осуществлению преднамеренных произвольных  действий [7].

   Все эти признаки  противопоставляются противоположным  чертам неосознаваемых и бессознательных  психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных  действий.

   Обязательным условием  формирования и проявления всех  указанных выше специфических  качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности  происходит накопление знаний. “Язык  - особая объективная система,  в которой запечатлен общественно-исторический  опыт или общественное сознание”.  А. В. Петровский отметил: “Будучи  усвоен конкретным человеком,  язык в известном смысле становится  реальным сознанием” [8].

Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и др.) переориентировались  на проблематику психологического анализа  деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х  гг. прежде всего благодаря трудам С. Л. Рубинштейна, а затем и А. Н. Леонтьева [6].

   В советской психологии  сложилось общепринятое понимание  сознания как высшей формы  психики, возникшей в человеческом  обществе в связи с коллективным  трудом, общением людей, языком  и речью. Этот принцип изложен  в работах С. Л. Рубинштейна,  А. Н. Леонтьева и др. Сущность  сознания принято видеть в  способности человека к абстрактному  вербальному мышлению, орудием и  средством которого является  возникший в человеческом обществе  язык, к познанию на этой основе  законов природы и общества. Отвлеченное  речевое мышление во многих  работах рассматривается как  главная характеристика сознания, с которой связываются многие  другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии  общее понимание природы сознания  получает весьма разную конкретизацию  у разных авторов.

   С. Л. Рубинштейн  в своей книге “Бытие и сознание”  пишет, что “сознание, то есть  осознание объективной действительности, начинается там, где появляется  образ в собственном гносеологическом  смысле, то есть образование, посредством  которого перед субъектом выступает  объективное содержание предмета”  [9, стр.265].

     Обратимся  к структуре сознания. Одно из  первых представлений о структуре  сознания ввел З. Фрейд. Его  иерархическая структура выглядит  следующим образом: подсознание  - сознание - сверхсознание, и она,  видимо, уже исчерпала свой объяснительный  материал. Но необходимы более  приемлемые пути к анализу  сознания, а подсознание и бессознательное  вообще не обязательны как  средство в изучении сознания. Более продуктивной является  давняя идея Л. Фейербаха о  существовании сознания для сознания  и сознания для бытия, развивавшаяся  Л. С. Выгодским. Проблема структуры  сознания выступила для Выготского  как одна из центральных на  заключительном этапе его научной  деятельности. При анализе структуры  сознания он разделял его системное  и смысловое строение.

    Под системным  строением Выготский понимал  сложную совокупность отношений  отдельных функций между собой,  специфичную для каждой возрастной  ступени. Смысловое строение сознания  он рассматривал как характер  обобщений, посредством которых  совершается осмысление человеком  мира. Появление системного и  смыслового строения сознания  Выготский связывал с возникновением  речи. Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться  только в их взаимной связи  и взаимной обусловленности: “Изменение  системы отношений функций друг  к другу стоит в прямой и  очень тесной связи именно  со значением слов” [2, стр. 363]. Однако эти отношения между  системным (“внешним”) строением  сознания и смысловым (“внутренним”) не являются обратными: внутреннее обусловливает внешнее, т.е. изменение смыслового строения (например, связанное с нарушением функции образования понятий) ведет к трансформации всей прежней системы психических функций (в данном случае -- ее разрушению) [2].

    А. Н. Леонтьев  выделил 3 основных образующих  сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл [4]. А уже  Н. А. Бернштейн ввел понятие  живого движения и его биодинамической  ткани. Таким образом при добавлении  этого компонента мы получаем  двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая  ткань живого движения и действия  и чувственная ткань образа. Рефлекторный  слой образует значение и смысл. 

   В современной  западной философии и психологии  отсутствует какая-либо общая  концепция сознания, и понимание  его природы является весьма  противоречивым. Одни видят в  сознании чисто логическую конструкцию,  своего рода абстракцию от  множества состояний субъекта, другие - свойства индивидуальности, третьи - дополнительный внутренний аспект  человеческой активности, для которой  активность мозга и тела есть  дополнительный внешний аспект. В подходе к проблеме сознания  все еще сильны интроспекционистские  тенденции, в силу которых многие  продолжают считать, что главный  признак сознания - это субъективные  переживания, внутренняя данность  субъекту его психических состояний.  В связи с этим в западной  психологии далеко не всегда  проводится различие между понятиями  психики и сознания. Начиная с  Декарта, сознание употреблялось  как синоним психического. В частности,  до сих пор при обсуждении  вопроса о наличии сознания  у животных, понятие сознания  часто выступает как тождественное  понятию психики и означает  наличие субъективных образов  и переживаний. Наряду с длительным  господством этой трактовки, по-видимому, начиная с Лейбница, начинается  и получает развитие другая  точка зрения, согласно которой  сознание составляет только часть,  причем внешнюю, психических процессов.  Необходимым условием сознания  является активное селективное  внимание, избирательно направленное  в сторону определенных явлений  внутреннего (память) и внешнего  мира (образы восприятия) [7].

    Таким образом,  проанализировав литературу по  проблеме сознания приходим к  выводу, что сознание - это высший  уровень развития психического  отражения, связанный с использованием  речи. Сознание присуще только  человеку и его нельзя отождествлять  с психикой, так как у животных  отсутствует наличие субъективных  образов и переживаний.

 

 

II. Бессознательное проявление  в психике и поведении человека.

Информация о работе Бессознательное в психике человека