Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:31, доклад
Цель исследовать научную жизнь Берреса Фредерика Скиннера. Составить краткую хронологию трудов учёного. Проанализировать труды в области психологии, философии и понять основную их проблему. Также определить степень влияния этих трудов на развитие науки, философии и психологии.
Введение 3
Беррес Фредерик Скиннер 4
Заключение 7
Список использованной литературы 8
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
(университет «Дубна»)
Факультет социальных и гуманитарных наук
Кафедра
психологии
Курсовая
работа по психологии
Тема: Беррес
Фредерик
Скиннер
Выполнил:
студент 2051 группы
2 курса
факультета экономики
и управления
Куклин Максим Андреевич
(Ф.И.О)
Проверила:
доцент кафедры психологии
Сахарова
Н.А.
Оценка:
______________________
______________________
(подпись
проверившего)
Дубна,
2011г.
Оглавление
Введение 3
Беррес Фредерик Скиннер 4
Заключение 7
Список использованной литературы 8
Цель исследовать научную жизнь Берреса Фредерика Скиннера. Составить краткую хронологию трудов учёного. Проанализировать труды в области психологии, философии и понять основную их проблему. Также определить степень влияния этих трудов на развитие науки, философии и психологии.
Скиннер Беррес Фредерик (1904—1990) — американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения. Имел более 25 почетных докторских степеней (Чикагского ун-та, 1967; Экстерского — 1969; Индианского — 1970; Джона Хопкинса — 1979; Гарвардского— 1985 и др.). Внесен в список «Отличившихся за вклад в психологию» (АРА, 1990). Образование получил в Нью-Йорке в Колледже Гамильтона, где он специализировался по английской литературе (бакалавр, 1926) и Гарвардском ун-те (магистр, 1930; д-р, 1931). Еще учась в колледже, С. Писал стихи и прозу, ему прочили писательскую карьеру, однако писательство не принесло удовлетворения, к которому он стремился, и он обратился к науке — искусству XX века.
На пути
к психологии
Познакомившись, благодаря Б. Расселу, с бихевиористским учением, был поражен сравнением рефлекса с понятием силы в физике, а также значением бихевиоризма для гносеологии. В конце 1927 г. С. поступил в аспирантуру Гарвардского ун-та, чтобы заняться психологией. Учился на курсе У. Хантера, который занимался изучением интеллекта животных с помощью экспериментов по решению задач. На физиологических курсах изучал рефлексы и тропизмы скорее как формы поведения, чем как лежащие в их основании процессы. Исследуя в лаборатории поведение крыс, руководствовался правилом И.П. Павлова: управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения. Для выявления закономерностей поведения целостного организма С. Сконструировал ряд приспособлений, записывающих поведение и позы крыс при поглощении пищи («ящик Скиннера»). Наблюдения показали, что закономерности скорее проявляются в частоте повторов, нежели в индивидуальных отношениях «стимул-реакция». Скиннер обнаружил, что звук подаваемой пищи действует как мощное подкрепление условного рефлекса. Крысы сначала обучались бежать к кормушке на звук, а потом нажимать на рычаг, который открывал кормушку (иногда с первой попытки). Мгновенное обучение походило на озарение, но Скиннер не поддался искушению объяснить это «целенаправленным поведением крыс». Он вывел закономерность и связал ее с открытием: периодическое подкрепление стабилизирует нажатие рычага. Созданная им методика исследования поведения крыс (наполовину взятая из его докторской работы, а наполовину основанная на истории изучения рефлексов) стала прологом к его науке о поведении. Методологически Скиннер опирался на работы Перси Бриджмена («The logic of modern physics»), операционализм которого научил его сосредоточиваться на экспериментальных фактах, а не на соответствующих теориях, и Эрнста Маха («Science of mechanics»). В результате Скиннер пришел к выводу, что суть рефлексологии заключается не в изучении рефлекторной дуги, а в использовании регулярности, существующей между стимулом и реакцией. В учении Э. Маха Скиннер привлекали идеи, касающиеся движущих сил развития науки. Мах выводил постепенное развитие физики из развития обычного взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие силы присутствует в каждодневной деятельности, а физика изучает ее, выделяя и регулируя. Аналогично этому подходу С. заключил, что изучение рефлекса должно представлять из себя исследование процесса, присутствующего в ежедневном поведении. Ранее это всегда был процесс, который изучал рефлекс изолированно от других видов деятельности организма. Скиннер же искал (и в 1930-х годах обнаружил) этот иной вид рефлекса — контролируемую закономерность, включающую в себя весь организм. Сначала он вел исследования независимо, мало обращая внимания на теории научения. Но после защиты докторской диссертации вступил в длительные дискуссии, отвечая на критику Э.Ч. Толмена и К.Л. Халла и др.теоретиков.
С 1936 г.
Скиннер начинает работать преподавателем
в университете штата Миннесота (1937—39
— ст. преподаватель; 1939—45 — доцент). С
1945 по 1948 г. — профессор психологии Индианского
ун-та. С 1948 по 1957 г. — профессор Гарвардского
ун-та. Дискуссии с теоретиками привели
к тому, что Скиннер начал увязывать собственные
идеи с их представлениями. При этом он
тоже критиковал необихевиоризм за введение
«промежуточных переменных» между стимулом
и реакцией, так как полагал достаточным
образование связей между стимулами, реакциями
и подкреплением. В 1938 г Скиннер публикует
книгу «Поведение организмов», в которой
описывает поведение системы «организм
— окружающая среда», показывая логику
отличия «поведения системы» от причинных
связей между логически независимыми
событиями (стимулом и реакцией). Логика
поведения этой системы, по Скиннеру, определяется
регулярностью, основанной на частоте
реакций, а не природой этих реакций. Более
того, выяснилось, что управляет реакцией
не столько раздражитель (причина), сколько
последующая реакция, т.е. подкрепление.
Для объяснения этого факта усовершенствовал
и расширил традиционный язык бихевиоризма,
разработав четкие дефиниции своей науки
о поведении. В качестве ключевого ввел
понятие «оперантного обусловливания»,
обозначающего, что в его рамках образование
условного рефлекса происходит при подкреплении
спонтанно возникающей у субъекта реакции,
а не стимула, как в «классическом» обусловливании
И.П. Павлова. Скиннер выделил несколько
видов оперантного поведения: инструментальное
обусловливание, обучение с помощью проб
и ошибок, вербальное обусловливание,
формирование понятий. Обусловленность
реакции «случайным подкреплением» так
же вызвала критику и споры, в связи с чем
Скиннер обратился к более глубокому исследованию
и анализу речевого развития и использования
слов. С одной стороны, это привело к введению
разграничений для объяснения культурных
и языковых эффектов между законосообразным
и случайным поведением, а с другой — привело
к написанию книг: «An operational analysis of psychological
terms»(1945) и «Вербальное поведение» (1957),
а также публикации в соавторстве с К.Б.
Фестером энциклопедического издания
«Schedules of reinforcement» (1957). Последующие годы
были поворотными в жизни Скиннера.
60е
Он выступил инициатором программированного обучения, изобретая обучающие машины и сочиняя программы. Способствовал развитию бихевиористской (поведенческой) психотерапии, основанной на научении методом проб и ошибок, опираясь на убеждение в том, что главным открытием 3. Фрейда являлись не комплексы вины и агрессии, а сохранение моделей поведения, усвоенных в детстве. К периоду 1960—0-х годов относится отход экспериментальной психологии от идеи «стимул-реакция» (например, теории К. Халла) и все большее ее углубление в когнитивную психологию и теоретический язык, основанный на компьютерном моделировании. Его взгляды в это время получали все большее распространение, в частности, благодаря организации «Journal for the experimental analysis of behavior and behaviorism». Радикальный бихевиоризм Скиннера не совпадал с главным руслом экспериментальной психологии, но определился как отчетливая дисциплина. Как Ч.Р. Дарвин и 3. Фрейд, С. снискал себе как ярых сторонников, так и противников. Психология становилась все более зависимой от проверки гипотез как с помощью статистики, так и вследствие теоретического развития (сначала это были «стимул-реакция», позднее когнитивные и физиологические теории). С самого начала Скиннер был их непримиримым противником, что вполне согласовывалось с философией науки, которую он разработал в 1930-х гг. и которой придерживался всю жизнь. В отличие от большинства других психологов, он применял свои принципы к собственной жизни. Например, он преуспел в самоорганизации, пользуясь принципами «решения задач» до самой старости. Следует так же отметить, что многие идеи Скиннера понимались превратно, и многочисленная критика основывалась не на первоисточниках, а на искаженной информации из вторых рук. Особенно уязвимым было понятие «контроля стимула», с которым еще предстоит в полной мере разобраться. Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.
Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).
Согласно
обзорам, проведенными психологами, Скиннер
был одним из наиболее влиятельных
психологов XX века. Он получил много
профессиональных наград, а перед
самой смертью удостоился беспрецедентной
чести: прижизненного занесения
в почетный список отличившихся за
выдающийся вклад в психологию Американской
ассоциации психологов (American Psychological Association,
1990).
Труды
Скиннер автор следующих трудов: «Walden two», Macmillan, 1948, N.Y., 1963; «Science and human behavior», N.Y., 1953; «Cumulative record», 1959; «The technology of teaching», 1968; «The contingencies of reinforcement», 1969; «Beyond freedom and dignity», 1971; «About behaviorism», 1974; «Particulars of my life», 1976; «Reflections on behaviorism and Society», 1978; «The Shaping of a behaviorist», N.Y., 1979.
Скиннер мог стать талантливым поэтом, но славу богу он выбрал науку. Этот человек внес необратимый вклад в психологию и в дальнейшее развитие этой науки. Многие его работы направлены на помощь людям в достижение цели, а именно, Поведения организмов, в котором описывается оперантное обусловливание, которое может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Согласно Скиннеру самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.