Барьеры в общении и их преодоление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:26, реферат

Описание работы

В отечественной психологии общение исследовали Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Л.С.Рубинштейн. Они рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Содержание

Введение
1 Понятие общения и его функции
2 Определение понятия: барьер общения
3 Психологические барьеры общения
4 Коммуникативные барьеры общения
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 30.16 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1 Понятие общения и  его функции

2 Определение понятия:  барьер общения

3 Психологические барьеры  общения

4 Коммуникативные барьеры  общения

Вывод

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность изучения проблемы общения состоит в том, что  ее исследование открывает возможности  более глубокого анализа психологических  закономерностей и механизмов регуляции  поведения человека, формирования его  внутреннего мира, показывает социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.

В отечественной психологии общение исследовали Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Л.С.Рубинштейн. Они рассматривали общение как  важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Психологический анализ общения  раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая  социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и  прекращается формирование личности.

Проблемой барьеров в общении  учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана с такими именами, как Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.С. Золотнякова, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, З. Фрейд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие общения  и его функции

 

Общение, в котором мы каждое мгновение воссоздаем свою социальность и которым мы каждую минуту подтверждаем, что человек - это существо общественное, для нас и самое легкое, и самое трудное дело на свете. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Категория "общение" является одной из центральных в психологической  науке наряду с категориями "мышление", "деятельность", "личность", "отношения", "Сквозной характер" проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений  межличностного общения: это процесс  взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним  из ведущих направлений исследований в психологической науке в  целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр  психологических исследований объясняется  изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

По Л.С. Выготскому и С.Л. Рубинштейну, общение - процесс передачи информационного субъекта другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов с целью обмена информацией между людьми и установления взаимопонимания между ними. В качестве информации выступают мысли, чувства, переживания, мнения, знания, социальные ценности, опыт и т.д. Б.Ф. Ломов же определяет, общение как процесс взаимодействия, а передача информации только необходимое условие протекания общения. Смысл человеческого общения в установлении взаимопонимания, в осуществлении взаимных контактов, в объединении людей в рамках определенного социума. По А.А. Леонтьеву, общение - один из видов человеческой деятельности. А по Г.М. Андреевой, общение - разновидность общественных отношений, процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений.

М.С. Каган и А.М. Эткинд разделяют понятия "общение", "управление" и "коммуникация". Общение рассматривается как взаимодействие, участники которого взаимно воспринимают друг друга как цель. Управление - взаимодействие, в котором целью является только один из партнеров, а другой выступает как средство удовлетворения его потребностей. Коммуникация - взаимодействие, при котором оба партнера являются средствами по, отношению к некоторой цели, стоящей вне их.

Т.о., общение - процесс обмена информацией и взаимодействия между  людьми, основанный на восприятии и  понимании людьми друг друга.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием  общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они  придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

1.Инструментальная  функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2.Интегративная  функция раскрывает общение как средство объединения людей.

3.Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4.Трансляционная  функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются  значение и характеристики общения. Среди других функций общения  можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Е.Г. Злобина приводит следующую классификацию функций общения:

1.социальные (т.е. общение рассматривается как фактор раз вития общества), включающие:

а) собственно социальные, ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных его групп (функция планирования, координации совместной трудовой деятельности, социального контроля и др.);

б) социально-психологические, связанные с потребностями от дельных личностей членов общества (функции социализации, передачи опыта поколений и др.);

2.общение как  фактор развития личности и  ее формирования (в общении происходит осознание человеком собственной человеческой сущности). При этом подчеркивается, что в общении конкретный индивид усваивает опыт, выработанный человечеством, благодаря чему преодолевается ограниченность индивидуального опыта и это основная функция общения.

На индивидуальном уровне анализируют и такие функции  общения, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Поскольку общение является многомерным процессом, его функции  можно классифицировать и по другой системе оснований, выделяя такие  функции, как организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных  отношений.

Рассмотренные выше классификации  функций общения не исключают  ни друг друга, ни возможности предложить иные варианты. Общим для них является подчеркивание полифункциональности общения. При этом отмечается, что в реальном акте непосредственного общения все перечисленные функции (в разных вариантах классификации) выступают в единстве.

Т.о., можно сделать вывод, что уменьшение барьеров, ведет к  эффективности общения, то есть снижаются  барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами  семьи, между друзьями).

 

.2 Определение  понятия: барьер общения

 

Барьеры общения - это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

"Барьер" общения - это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия.

Барьер  общения - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Существует теория Э. Берна, которая рассказывает о стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства.

Личностный аспект является определяющим в классификации "барьеров" основанной на положениях психологии отношений В.Н.Мясищева.

Различаются:

) "барьеры" отражения - это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:

себя (неадекватная самооценка);

партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);

ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);

) "барьер" отношения - это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:

к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);

к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);

к ситуации (негативное отношение к ситуации);

) "барьеры" обращения как специфической формы отношения. Эти "барьеры" возникают:

при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.); - при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).

Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте личностного  подхода позволяет говорить о  схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип  взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических  особенностей партнеров по общению. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.

Также выделяют следующие  барьеры общения:

·коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например, если речь искажена или люди беседуют на разных языках);

·психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или "первое впечатление" оказало слишком сильное влияние).

Человек, как элемент коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и  желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью  блокирует посланную ему информацию. Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или  отсутствия в процессе общения коммуникативных  и психологических барьеров. В  случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный  смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

 

1.3 Психологические барьеры общения

 

Психологические барьеры  в общении возникают незаметно  и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно  воспринимаются окружающими. Человек  перестает ощущать неверность своего поведения, и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы. Причиной психологического барьера могут  служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это  могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной  интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать  и само восприятие партнёра по общению  как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Изучением психологических  барьеров общения занимались: Р. Николс, Майерс, О. Крегер и др.

Виды психологических  барьеров, которые возникают в  процессе общения людей:

Первое  впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер  предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их. Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других.

Барьер "боязни" контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Информация о работе Барьеры в общении и их преодоление