Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа
В связи с актуальностью данной проблемы была выбрана тема курсовой работы – «Барьеры межличностной коммуникации и пути их преодоления». Цель работы – проанализировать барьеры межличностной коммуникации, а также рассмотреть пути их преодоления. В процессе работы были выделены следующие задачи:
изучить проблему общения в психологии;
проанализировать основные подходы к проблеме барьеров межличностной коммуникации;
рассмотреть основные виды барьеры межличностной коммуникации пути их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Проблема общения в социальной психологии 5
1.2. Общение: характеристика и виды 5
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 5
ГЛАВА II. БАРЬЕРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 5
2.1. Исследование барьеров общения в социальной психологии 5
2.2. Коммуникативные барьеры и их характеристика 5
2.3. Методы преодоления барьеров межличностной коммуникации 5
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. 1) Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. 2) Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида [17, с. 45].
По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.
Среди видов общения выделяют также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.
Инструментальным называется общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Одним из важных вопросов, касающихся анализа общения является вопрос о его структуре. Одной из возможных классификаций структуры общения является принятая в настоящее время в социальной психологии классификация Г.М. Андреевой [1, с. 53], которая предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Все эти термины, по словам Г.М. Андреевой, весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Таким образом, можно отметить, что проблема общения в социальной психологии является достаточно актуальной. К этой проблеме обращают своё внимание известные исследователи-психологи, которые анализируют различные стороны этого процесса. Множество исследований находится в коммуникативной области общения – той, где непосредственно происходит межличностное взаимодействие людей.
Именно в области межличностной коммуникации наиболее часто возникают, так называемые, коммуникативные барьеры, к анализу которых мы обратимся во второй части работы.
Развитие человека, существование индивида как личности, его связи с обществом нельзя представить вне процесса общения с другими людьми. Общение включает в себя все разнообразие духовных и материальных форм бытия человека.
Проблеме общения в социальной психологии уделяли внимание такие исследователи, как Г.М. Андреева, Г.С. Батищев, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.С. Золотнякова, А.В. Петровский и др. Во взглядах различных исследователей прослеживается расхождение на сущность и структуру процесса общения.
В социальной психологии общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.
В зависимости от содержания, целей и средств общение классифицируется на несколько видов. По содержанию – материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). По целям общение делится на биологическое и социальное. По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным.
В
заключении первой главы отметим, что
проблема общения в современной
социальной психологии представляется
актуальной. Она находит свою разработку
в трудах различных учёных.
Проблема барьеров межличностной коммуникации не является новой в социальной психологии. Многие известные психологи обращали к ней своё внимание, исследовали различные её стороны.
В социальной психологии данная проблема наиболее последовательно решается психологом Б.Д. Парыгиным. Постановка проблемы психологических барьеров им осуществляется в русле разрабатываемой им идеи опосредованности психической деятельности человека, в соответствии с которой решается вопрос о природе и функциях психологических барьеров. Психологические барьеры понимаются Б.Д. Парыгиным как распространяющиеся не только на отношение человека к предмету труда, но и на всю систему его коммуникаций. В этом случае психологические барьеры выполняют две альтернативные по своему характеру функции:
1) система психологических барьеров способствует повышению уровня психологической защищенности личности по отношению ко все возрастающей психической напряженности;
2) психологические барьеры нейтрализуют такой мощный резервуар тонизации и стимуляции эмоциональной активности индивида, каким является сфера его непосредственного общения.
Б.Д. Парыгин отмечает, что по своей природе психологический барьер представляет собой устойчивую установку или психический настрой личности, фиксированный уже на достигнутом результате, который тормозит уже дальнейшую мобилизацию и использование духовного потенциала человека [11, с. 125].
Психолог Г.М. Андреева рассматривая коммуникативные барьеры, говорит о том, что они «не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер» [1, с. 69]. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры, по словам Г.М. Андреевой, порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется из-за их наличия.
С другой стороны, продолжает Г.М. Андреева, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.
Таким образом, Г.М. Андреева выделяет два рода факторов, способствующих образованию барьеров межличностной коммуникации – это социальные факторы (политические, социальные, религиозные особенности общающихся) и психологические особенности общающихся (их «закрытость» или «открытость» по отношению к общению).
Психологические барьеры также были предметом исследования такого учёного, как В.Ф. Галыгин. В его определении установление области локализации психологического барьера осуществляется посредством указания на функции и причины его возникновения. Барьер – «это психологическое препятствие, мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности» [18, с. 45]. При этом причины возникновения такого рода препятствий усматривается либо в особенностях сообщения, либо в особенностях личностных характеристик коммуникатора и реципиента.
В современной социальной психологии выделяется целый ряд барьеров межличностной коммуникации. Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты в психологии обозначаются как информационно-дефицитный барьер [17, с. 85].
Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным.
Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами [17, с. 87]. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).
Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального общения. К таким фундаментальным эмоциям относятся горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие. Рассмотрим некоторые барьеры, возникающие при включении сильных эмоций.