- Аспекты
формирования девиантного и делинквентного
поведения подростков
- 1) проблемная
ситуация:
Поведение
некоторых детей и подростков
обращает на себя внимание нарушением
норм, несоответствием получаемым советам
и рекомендациям, отличается от поведения
тех, кто укладывается в нормативные требования
семьи, школы и общества. Это поведение,
характеризующееся отклонением от принятых
нравственных, а в некоторых случаях и
правовых норм называют девиантным. Оно
включает антидисциплинарные, антисоциапьные,
делинквентные противоправные и аутоагрессивные
(суицидальные и самоповреждающие) поступки.
2) проблема:
Непростое
экономическое положение страны,
крушение прежнего мировоззрения и
несформированность нового приводит к
трудностям и внутренним конфликтам.
Особенно трудно в этот период подрастающему
поколению. Среди молодежи усилился нигилизм,
демонстративное и вызывающее поведение
по отношению к взрослым поведение, чаще
и в крайних формах стали провялятся жестокость
и агрессивность. Резко возросла преступность
среди молодежи. 70% преступлений совершается
лицами до 30 лет. Среди них выделяются
подростки. Рост подростковой преступности
увеличивается темпами роста правонарушений
в других группах. Причем появляются все
новые виды отклоняющегося поведения.
Подростки участвуют в военизированных
формированиях политических организаций
экстремистов, в рэкете, сотрудничают
с мафией, занимаются проституцией и сутенерством,
совершают экономические преступления.
Согласно
Фрейду, преступление есть внешнее проявление
глубинных подсознательных психических
процессов (инстинктов), данных человеку
от рождения. Среди них инстинкты разрушения
и насилия, сексуального влечения, страха
смерти, жестокости и агрессивности. Подсознательное
стремление к удовлетворению указанных
инстинктов и наклонностей сталкивается
с правовыми, моральными, социальными
ограничениями и запретами. Однако когда
активность сознания ослабевает, эти "затаившиеся"
инстинкты и влечения прорываются наружу
и зачастую в виде преступлений.
Цель
исследования: рассмотрение социо-психологического
аспекта причин «отклоняющегося поведения»
подростков.
- Объект
исследования: девиантные подростки
- предмет исследования:
социально-психологические причины девиантного
и делинквентного поведения.
- Собственно
исследование:
- Многие
причины, порождающие нарушение
норм поведения подростков, удаётся
выявить и своевременно устранить. Вместе
с тем среди факторов девиантного поведения
обнаруживаются такие, для предупреждения
и устранения которых ещё не найдены действенные
средства.
- В полной
мере к этой категории могут быть отнесены
факторы психолого-
педагогического характера. Так, всё
чаще при выяснении причин и условий нарушения
подростками норм и правил поведения мы
обращаемся к анализу психологического
климата семьи, эмоционально- психологических
отношений подростка со сверстниками
и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко
объясняют тем, что ребёнок, подросток
или юноша не может правомерными средствами
удовлетворить свои социально-психологические
потребности в признании, доверии, самоутверждении.
Значительная часть нарушений дисциплины
совершается подростками в состоянии
сниженного уровня психологической деятельности
или в пограничном между нормой и патологией
состоянии.
- Поэтому предупреждение
и преодоление трудностей в воспитании
учащихся подростков зависит от правильности
и полноты определения факторов, порождающих
и обуславливающих девиации.
- Отечественные
психологи и многие
современные зарубежные
учёные отрицают решающее
влияние на поведение
«трудных» детей генетического
фактора, наследственной
отягощённости их сознания
и действий. Природные
предпосылки определённых
особенностей психики,
конечно, имеются.
- Претерпевая
качественныё изменения, действуют они
не прямо, а через специальные факторы.
- Формирование
преступных тенденций большинством авторов
принято рассматривать как процесс взаимодействия
биологических и социальных причин.
Социальное влияние (Внутрисемейные
конфликты, воздействие примера подростковых
групп, информационный климат, преобладание
определённых ценностей в обществе и т.д.)
выступает в качестве патогенного внешнего
фактора, воздействию которого подвергаются
все без исключения подростки, а болезненным
психическим аномалиям отводится роль
либо катализатора антиобщественных и
антинравственных идей, либо фактора снижения
компенсаторных возможностей личности
в её противостоянии чуждому влиянию.
- Основные
причины трудностей
подростков: в неправильных отношениях
в семье, в просчётах школы, изоляция от
сверстников, в средовой дезадаптации
вообще, стремлении утвердить себя любым
способом и в любой малой группе.
Часто действует совокупность, комплекс
всех этих причин. Нарушения поведения
и эмоционально-волевой сферы детей, подростков,
молодёжи не наследуется. Исключения связаны
с редким рядом заболеваний, обусловленных
умственной отсталостью.
- Ещё одна
из причин девиаций – возрастные
особенности психики
подростка.
- Для психического
развития характерны возрастные кризисы.
При их воспитательным воздействиям взрослых,
возникновении ребёнок начинает сопротивляться
воспитательным воздействиям взрослых,
конфликтовать с ними, грубо и непослушно
себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах
новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет.
- Подростковый
возраст многие психологи считают критическим
на всём протяжении. Психические нарушения
имеют определённыё этапы развития, проходя
через которые они достигают наибольшей
степени выраженности. Во время подросткового
кризиса скорость этого болезненного
цикла увеличивается, в результате чего
какой-то из этапов может быть либо очень
коротким, либо не обнаруживаться вообще.
- Поэтому очень
часто патологическая жестокость подростка
является для его близких, знакомых, сверстников
и очевидцев совершенно неожиданной, ничем
не объяснимой.
- Ускорение
Биологических и психологических процессов
в период кризиса приводит к тому, что
отклонение в поведении возникают как
бы внезапно. Так у вполне благополучного
подростка неожиданно для окружающих
вдруг появляется эмоциональная чёрствость,
жестокость, склонность к агрессии, насилию.
- Период взросления,
сам по себе не является болезнью, но может
спровоцировать возникновение глубоких
психологических проблем. Подростковый
кризис понимается как состояние, в котором
могут возникать «искажения отношений
подростка с действительностью» (H.Remschmidt.,1992).
Одним из кардинальных признаков данного
кризиса является переживание отчуждения
своего Я (деперсонализация), своего одиночества
и оторванности от мира.
- Многие Агрессивные
поступки подростков, попадающие в поле
зрения правоохранительных органов, являются
следствием личностного кризиса.
- Особо следует
назвать те осложнения подросткового
возраста, которые влечёт за собой бурное
и неравномерное развитие организма, сопровождающее
процесс полового созревания подростка.
Эта неравномерность может проявиться
как в развитии костно-мышечной системы
и соматической телесной организации,
так и в развитии сердечно-сосудистой
системы и внутренних органов подростка.
В одном случае это приводит к соматическим
диспропорциям
(высокий рост при маленькой голове, узкой
грудной клетке, длинные конечности и
т.д.), что болезненно воспринимается подростком.
В другом случае неравномерность развития
сердечно-сосудистой системы может привести
к артериальному давлению, головным болям.
И, пожалуй, самое заметное на поведение
подростка способна оказать повышенная
активность эндокринной системы, так называемая
«гормональная буря», вызванная ускоренным
половым созреванием, и как следствие
этого – эмоциональная неустойчивость,
повышенная возбудимость, неуравновешенность,
неадекватность реакции, выливающихся
в неоправданную резкость и повышенную
конфликтность, что само по себе способно
затруднить его отношения с окружающими.
- Повышенная
конфликтность, особенно в отношении со
взрослыми, которая нередко проявляется
в подростковом возрасте, объясняется
не только органическими изменениями,
но и теле, что меняется вся система отношений
подростка со взрослыми, и со сверстниками.
Стремясь избавиться от оценки и влияния
взрослых, подросток становится критичным
по отношению к своим родителям, учителям,
начинает обострённо чувствовать и замечать
их недостатки. Активный процесс усвоения
навыков социального поведения продолжается.
- Кризисность
подросткового возраста с более или менее
выраженной тенденцией к криминализации
также проявляется в том, что у подростка
существенно перестраиваются отношения
со сверстниками. Для подростка характерна
повышенная потребность в общении со сверстниками,
стремление к самоутверждению в их среде,
чуткое реагирование на мнение сверстников.
- Такие проявления
в этом возрасте отнюдь не случайны. Они
обусловлены тем, что в подростковом возрасте
закладываются самосознание, самооценка.
- Потребность
в общении и самоутверждении подростка
должна быть реализована в благоприятной
среде. Если это по каким-то причинам не
происходит самоутверждение осуществляется
в неформальных подростковых группах,
уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных
проявлений
(выпивка, курени, нецензурщина, хулиганство),
оно может стать опасным, криминализующим
фактором.
- Подростковые
реакции группирования тесно связаны
с кризисными процессами
самосознания. Антисоциальные
компании (социально отрицательные)
связаны с развлечением и общением, но
в основе их лежит деятельность, направленная
во вред обществу. Истоки групповой преступности
лежат в безнадзорности уличных компаний,
лидерами которых становятся трудные
подростки или взрослые правонарушители.
Здоровая юношеская тяга к коллективности
выражается здесь в опасный групповой
эгоизм, некритическую гиперидентификацию
с группой и её лидером, в неумении и нежелании
сознательно взвесить и оценить частные
групповые нормы и ценности в свете более
общих социальных и нравственных критериев.
[4]
- Повинуясь
законам группы, подростки идут на невероятно
жестокие преступления для того, чтобы
как им кажется, «восстановить жизненно
важную для них связь собственного Я с
группой».
- Аморфная
нравственность подростка делает его
зависимым в своих суждениях от мнения
других. Компенсация несамостоятельности
при этом достигается путём крайней преданности
общности «мы» и критического, нигилистического
отношения ко всем, кто входит в «они».
У «трудных» подростков сильно развит
«рефлекс подражания», который побуждает
их не критически перенимать формы поведения
у более запущенных подростков. Этим объясняется
возрастание степени трудновоспитуемости,
независимо от педагогических влияний
движений по вектору отклоняющегося поведения
вплоть до делинквентности (правонарушения).
- С анатомо-физеологическими
превращениями организма у подростка
можно наблюдать усиление интереса
к теме «сексуальной
нормы». При этом результаты
«промеривания» к эталонам взрослого
полового поведения оказывается преимущественно
не в его пользу, что вызывает либо различные
проявления сексуальной агрессии, либо
тревожность. Искажённое
развитие сексуального
интереса, ориентация
на различного рода
эрзацы половых отношений
приводят отдельных
подростков к половым
извращениям аморальным
поступкам, индивидуальным
и групповым правонарушениям.
- Подростки,
как правило, избегают в общении со взрослыми
обсуждения биопсихологических аспектов
взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают
свою осведомлённость или, наоборот, проявляют
беззастенчивость, открытый цинизм, когда
хотят шокировать окружающих, доказать
свою взрослость. [1]
Быстро и легко подростки овладевают «запрещёнными»
приемами психологической защиты от нападения,
которые встречаются в арсенале взрослого
человека: вытеснение неприятных представлений
о последствиях своего поступка, хитрость,
обман, конформное подчинение требованию,
демонстрация физической силы, агрессивность,
грубость, угроза, шантаж.
- Отдельную
группу составляют факторы трудновоспитуемости,
связанные с отрицательным влиянием
на педагогический процесс неблагополучной
семьи подростка. Семью, в данном случае,
следует рассматривать прежде всего как
фактор, определяющий психофизиологическую
полноценность или ущербность ребёнка.
Неблагополучная семья может оказывать
прямое разлагающее воздействие на формирующую
личность, препятствовать её нормальному
развитию. Отрицательные семейные условия,
отсутствие нормальной, нравственной
среды, нарушение психологического контакта
с самыми близкими людьми остро переживаются
подростками, которые начинают сознавать
противоречие жизни взрослых. Озлобленность,
доходящая до отчаяния или жестокости,
недоверие к людям, пренебрежение к нормам,
цинизм, равнодушие – таков далеко не
полный перечень внутренних установок
подростка, переживающих размолвку или
развод родителей, живущего в условиях
пьянства, разврата, непрекращающихся
ссор и конфликтов, невежества, безразличия.
- Однако, нередки
случаи, когда искажённую нравственную
атмосферу, вокруг ребёнка создают любящие
его и желающие ему всякого добра. Большой
вред своими действиями, наносят родители,
которые пытаются упредить все его желания,
навязать свои представления о мире, критерии
образа жизни среди людей. «Искусственное
затягивание детства таит в себе опасные
последствия»,- пишет И.С. Кон. –У молодых
людей, Которые не принимают серьёзного
участия в общественной деятельности,
не вырабатывается чувство ответственности,
присущее взрослому человеку. Их активность
может направляться по антиобщественным
каналам, Выливаясь в пьянство, хулиганство,
всевозможные формы преступности.
- Особое
место среди неблагоприятных
индивидных характеристик, составляющих
психофизиологические предпосылки асоциального
поведения, занимает отставание
в умственном развитие,
олигофрения, врождённые
черепно- мозговые травмы. В отдельных
случаях в роли предпосылок могут выступать
различные физические недостатки, дефекты
речи, внешняя непривлекательность, недостатки
конституционно-соматического характера.
- Таким образом,
подростковый возраст – трудный
период психического развития; он труден
для самого подростка, он труден и
при работе с ним.
Клубок внутренних противоречий этого
возраста, особенно остро проявляющихся
на данном этапе, сопротивление подростков
воспитанию приводят к появлению большой
группы трудных подростков. Антисоциальное
поведение взаимообусловлено влиянием
факторов в первую очередь, внешней социальной
среды (в особенности микросреды), а также
индивидуальными особенностями личности
подростка, которые обуславливают его
индивидуальное реагирование на различные
«жизненные неудачи».
- Причины,
приводящие к психологическим расстройствам,
акцентуациям характера связывают как
с органическими повреждениями мозга
(асфиксии при рождении, черепно-мозговые
травмы, тяжёлые интоксикации) так и с
социальными факторами, на первое место
среди которых можно поставить условия
семейного воспитания. Чаще всего эти
факторы настолько тесно связаны, что
вызывают серьёзные затруднения у исследователей
при определении первопричинности «отклоняющегося»
поведения у подростков.
Связь
между девиантным поведением
и личностью
- Причинную
связь между девиантным поведением
и личностью позволяет установить теория
девиантного поведения американского
психолога Говарда
Кэплана, проверенная на изучении употребления
наркотиков, делинквентного поведения.
- Кэплан (1975,
1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи
между девиантным поведением и пониженным
самоуважением. Поскольку каждый человек
стремиться к положительному образу «Я»,
низкое самоуважение переживается как
неприятное состояние, а принятие себя
ассоциируется с освобождением от травмирующих
переживаний. Это побуждает людей поступать
так, чтобы уменьшить субъективную вероятность
самоуничижения и повышать субъективную
вероятность принятия себя. Люди, сильнее
других страдающие от самоуничижения,
испытывают большую потребность в том,
чтобы своим поведением изменить это состояние.
Поэтому людей, в целом принимающих себя,
всегда значительно больше, чем отвергающих
себя, склонных к самоуничижению.
- Пониженное
самоуважение статистически у юношей
практически со всеми видами девиантного
поведения – нечестностью, принадлежностью
к преступным группам, совершением
правонарушений, употреблением наркотиков,
пьянством, агрессивным поведением.
- В научной
литературе на сей счёт существуют
четыре главные гипотезы.
- Девиантное
поведение способствует снижению самоуважения,
потому что вовлечённый в него индивид
невольно усваивает и разделяет отрицательное
отношение общества к своим поступкам,
а тем самым к себе.
- Низкое самоуважение
способствует росту антинормативного
поведения: участвуя в антисоциальных
группах и их действиях, подросток пытается
тем самым повысить свой психологический
статус у сверстников, найти такие способы
самоутверждения, которых у него не было
в семье и школе.
- При некоторых
условиях, особенно при низком начальном
самоуважении, девиантное поведение способствует
повышению самоуважения.
- Кроме делинквентности
важное влияние на самоуважение оказывают
другие формы поведения, значимость которых
с возрастом меняется.
- Сравнивая
долгосрочную динамику самоуважения подростков,
начиная с 12 – летнего возраста,
с их участием или неучастием в
девиантном поведении,
Кэплан нашёл убедительные свидетельства
в пользу второй и третьей гипотез.
Оказалось что у подавляющего большинства
подростков положительные самооценки
превалируют над отрицательными, причём
в возрастом эта тенденция усиливается
– самокритика, недовольство собой помогают
преодолевать замеченные недостатки и
тем самым повышать самоуважение.
- Однако у
некоторых подростков не происходит, и
они постоянно чувствуют себя неудачниками.
Их негативное самовосприятие складывается
из трёх различных, но взаимосвязанных
видов опыта.
- Во-первых,
они считают, что не имеют личностно –
ценных качеств или не могут совершить
личностно – ценные действия, и, напротив,
обладают отрицательными чертами или
совершают отрицательные действия.
- Во – вторых,
они считают, что значимые для них другие
не относятся к ним положительно или относятся
отрицательно.
- В – третьих,
они не обладают или не умеют эффективно
использовать механизмы психической защиты,
позволяющие снять или смягчить последствия
первых двух элементов субъективного
опыта.
- Потребность
в самоуважении у таких подростков особенно
сильна, но поскольку она не удовлетворяется
социально приемлемыми способами, то они
обращаются к девиантным формам поведения.
- Чувство самоуничижения,
своего несоответствия предъявляемых
требованием ставит перед выбором либо
в пользу требований и продолжение мучительных
переживаний самоуничижения, либо в пользу
повышения самоуважения в поведении, направленном
против этих требований. Поэтому желание
соответствовать ожиданиям коллектива,
общества уменьшается, а стремление уклоняться
от них растёт. В результате и установки,
и референтные группы, и поведение подростка
становится всё более антинормативным,
толкая его всё дальше по пути девиации.