Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 23:45, творческая работа
Цель: распространение опыта использования арт-психотерапевтических техник на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи:
– создание атмосферы группового доверия, снятие эмоционального напряжения
– выражение агрессивных чувств в социально приемлемой форме
– развитие способности выражения эмоций вербально и невербально
– развитие коммуникативных навыков
– развитие внимания к чувствам
– повышение самооценки
– развитие воображения и творческих способностей
Конспект
занятия по использованию
арт-психотерапевтических
техник на занятиях
по изобразительной
деятельности в группе
«Фантазеры»
ЗАНЯТИЕ
«В стране красок»
Цель: распространение
опыта использования арт-психотерапевтических
техник на занятиях по изобразительной
деятельности.
Задачи:
– создание атмосферы группового доверия, снятие эмоционального напряжения
– выражение агрессивных чувств в социально приемлемой форме
– развитие способности выражения эмоций вербально и невербально
– развитие коммуникативных навыков
– развитие внимания к чувствам
– повышение самооценки
– развитие воображения
и творческих способностей
Материал:
репродукция зимнего леса, иллюстрация
снеговика, солнца, радуги, игрушка-кисточка,
фломастеры, кегли, отпечатки, свеча, цветные
нитки, гуашь, акварель, листы формата
А4.
Ход занятия
(Дети входят в группу)
Приветствие
Ведущий – «Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом без слов с помощью прикосновений (ухо к уху, нос к носу, щека к щеке, палец к пальцу и т.п.)»
Ведущий – «Я пришла сегодня, а красок нет. Пропали краски. И вот лежит конверт с письмом».
(Ведущий читает письмо) «Я великий и могущественный волшебник «Тяп, ляп». Я забрал все ваши краски и вы больше никогда не сможете рисовать яркими, красивыми красками. Я не люблю ярких цветов, лучше пусть все вокруг будет серым».
Ведущий – Ребята, как вы думаете, какой этот волшебник «Тяп-ляп»? (дети вербально выражают свои чувства и перечисляют качества персонажа) Давайте все вместе его нарисуем.
Методика «Смешной рисунок» Прикрепляется лист бумаги к двери, на стену или мольберт. Дети выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит на ухо – «Сейчас, все будут рисовать волшебника, который превратился в принцессу (указания для 1-го ребенка), в зайца (для 2-го ребенка), в слона и т.п.(бабочку, червяка, крокодила, мяч, цветок) Все по очереди подходят и дорисовывают недостающие детали».
Ведущий – «Ну и смешная же картинка получается! Не такой уж волшебник и страшный, правда, ребята».
Может они в лесу
Ведущий – «Что же нам делать? Где искать краски?» (дети высказывают свои предположения, вдруг из под стола появляется кисточка)
Кисточка – «Здравствуйте. Я кисточка, меня уронил волшебник из коробочки с красками. Я знаю, куда он убежал, и могу показать вам дорогу. Ребята вам нужно отправится в страну красок, вы попадете туда если пройдете через заколдованный лес». (плакат с изображением леса)
Игра «Хромой ведет слепого» «Хромому» подвязывают ногу веревкой. У «слепого» глаза завязаны повязкой. На полу – газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой должен провести «слепого» так, что бы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых». Что они чувствовали?
(на пути у детей, появляется «Снеговик»)
Ведущий – «Ребята, может нам поможет снеговик? А когда снеговику лучше весной или зимой? (говорят дети – зимой хорошо много снега, холодно, весной лучше уходить на север и жить там, среди льда) Ребята, смотрите, лед! (в ведре у снеговика лежит лед) Какого цвета лед? (дети – белый, синий, голубой, фиолетовый) Вот лед, потрогайте его. Какой он? (дети – холодный, мокрый, скользкий) Значит и цвета белый, синий, голубой, фиолетовый – «холодные»».
Кисточка – «Снеговику скучно одному. Ребята давайте напечатаем ему друзей.
Методика «Отпечатки» Используются предметы с рельефной поверхностью, для изготовления отпечатков. Дается инструкция «Создайте из отпечатков, разные образы»
Кисточка – «Снеговик, благодарит вас, и дарит вам синею краску. Ребята, нам нужно идти дальше, искать краски»
(на пути у детей, появляется «Солнышко»)
Ведущий – «Смотрите, солнышко! Может оно нам поможет? На что похоже солнце? (дети – огненный шар, огонь) Давайте зажжем свечу. (ведущий зажигает свечку) Какого цвета огонь? (дети – желтый, оранжевый, красный) Если ладошки поднести к огню, (ведущий подносит руки к свече, дети повторяют за ним) что мы почувствуем? (дети – тепло, огонь жжет) Значит и цвета желтый, оранжевый, красный – «теплые»».
Кисточка – «Ребята, я хочу вам, рассказать историю о солнышке» (звучит спокойная музыка)
Релаксация и направленное воображение
– Закрыть глаза, сделать медленный вдох и выдох.
– Представьте, что вокруг темно, все уснули. Но вот проснулись от нежного прикосновения солнечного лучика, улыбнулись ему. Солнце бывает такое разное: утром – нежное, ласковое; днем – яркое, раскаленное, стоит высоко в небе; зашло за тучку, виден кусочек, или совсем спряталось; в конце дня совсем необычное – окрашивает небо разными цветами, медленно изменяет свою форму, прячась за горизонт. Когда солнце исчезает, все становится холодным и темным. Представьте прошедшее лето, вспомните, сколько радости принесло солнце, помогая природе и людям. Но иногда солнце может принести вред. Под палящим солнцем гибнут растения, высыхает вода в реках и озерах. Откройте глаза, расскажите, что больше всего запомнилось о солнце.
Методика «Рисование клубком» Разматывается клубок ниток и показывается детям, каким образом можно создать узоры или картины. Затем каждый ребенок берет по очереди клубок и разматывает его, отрезает нить и передает клубок следующему. Дается инструкция «Создать с помощью ниток запомнившийся эпизод». После того как созданы все картины, обсуждается то, что получилось.
Кисточка – «Солнышко, благодарит вас за картины, и дарит вам свои краски, желтую и красную».
Ведущий – Мы собрали главные краски. А почему их называют главными? (дети – потому, что если их смешивать, то получаются другие цвета) Правильно ребята, смотрите, что у меня получится. (Ведущий показывает детям как из красной и синей красок путем их смешивания получается фиолетовый или лиловый цвет; из красной и желтой – оранжевый; из синей и желтой – зеленый)
Кисточка – «Ребята, смотрите, появилась радуга»!
( появляется «Радуга»)
Ведущий – «Из каких цветов состоит радуга? (дети называют цвета) Молодцы ребята. (что бы дети лучше запомнили, как расположены в радуге цвета, ведущий рассказывает считалочку) Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый)»
Кисточка – Ребята, радуга хочет поделиться с вами своими красками и поиграть.
Методика «Чернильные пятна и бабочки» Ведущий капает жидкими красками, или чернилами на белый лист бумаги. Дает инструкцию «Сверните лист пополам, разверните, преобразуйте пятна в образы».
Ведущий – «Ребята, посмотрите на ваши рисунки, а ведь мы собрали все краски! И волшебник «Тяп-ляп» не смог сделать мир серым. Кто вам, помог отыскать краски? (дети – кисточка, снеговик, солнышко, радуга, мы сами) Нам пора возвращаться домой. Поблагодарите друзей которых вы встретили в стране красок. (дети говорят – спасибо)»
Кисточка – «Я вам помогу добраться до дома». (звучит спокойная музыка)
Релаксация и направленное воображение
Сидя
за столом, положите голову на руки, устроитесь
поудобнее, закройте глаза. Сделать вдох
и выдох (вдыхайте и выдыхайте медленно).
– Сейчас вы отправитесь домой. Многое на пути покажется вам знакомым. Представьте, что вы находитесь в пустыне. Вокруг песок. Наклонились и взяли горсть песка. При этом чувствуем, какой он теплый, просыпается между пальцами. Дальше путешествие продолжается по дремучему лесу. В нем окружает нас зеленая стена деревьев. Воздух влажный, сырой. Вокруг тихо, лишь изредка поскрипывают стволы старых, огромных елей. Затем вы очутились в холодной Арктике. Вокруг тихо-тихо, светит яркое солнце, слепит глаза, на солнце переливается снег. Потрогали руками снег, что при этом ощутили? Возвратились домой. Недавно прошел дождик, на траве видны капельки. А вот лужа, в ней густая, вязкая грязь. На клумбе выпрямились стебли цветов, ведь они так ждали дождя. Открыли глаза и вспомнили, что больше всего запомнилось из путешествия. Инструкция «Посмотреть на краски и выберете цвет, с помощью которого хочется изобразить запомнившийся эпизод путешествия». Оказывается индивидуальная помощь каждому ребенку.
(дети встают из-за столов и становятся в круг)
Ведущий – «Ребята, встаньте в круг».
Прощание «Солнечные лучики» Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо так постоять и представить себя теплым солнечным лучиком.
Ведущий
– «На этом наше занятие заканчивается,
всем – большое спасибо».
Литература:
1.
Комоед, Н.И. Развитие творчества
дошкольников в
2.
Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь
дошкольнику – Санкт-Петербург:
3. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997
4.
А.И. Копытин "Основы
5.
А.А. Осипова "Общая психокоррекция";
М, 2000