Андрагогический подход к образованию взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль.

Содержание

Введение…………………………………………………………...2
Андрагогическая модель обучения………………………………5
Андрагогические принципы обучения………………………….13
Оптимальные условия применения андрагогической
модели обучения………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………..23
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Реферат Андрагогич.подход.doc

— 145.50 Кб (Скачать)
 

Кафедра психологии и педагогики 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему : «Андрагогический подход к образованию  взрослых» 
 
 
 
 
 
 

             Выполнила: студентка  группы 

                                                                     спБУАА-2                                                                   Зачетная книжка № 08162

                                                                              Проверила: к.п.н.Шишкина О.В. 

                                                            
 
 
 

2009 

    План:

    1. Введение…………………………………………………………...2
    2. Андрагогическая модель обучения………………………………5
    3. Андрагогические принципы обучения………………………….13
    4. Оптимальные условия применения андрагогической

       модели  обучения………………………………………………….15

    1. Заключение………………………………………………………..23
    2. Список литературы……………………………………………….24

 

     Введение

    Возрастающая  значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых  социологи отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании.  
      По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни.  К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.  
       Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало "производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни". Дело обучения, res studiorum, всегда бывшее многотрудным занятием, ныне становится еще более сложным, напряженным и тяжелым. Где путеводная нить Ариадны современного человека, стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи обучения? Этой нитью является андрагогика ( от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука об обучении взрослых.

    Возникновение андрагогики как самостоятельной  науки обусловлено рядом причин различного характера.  Создавая основы новой науки, ученые прежде всего учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в развитии андрагогики.

    Во-первых, сам ход развития образования  вел к завоеванию обучающимся ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из принципиальной позиции, что обучаемый занимает подчиненное положение в процессе обучения.

    Во-вторых, эволюция идей философской и психологической  наук привела к осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и в образовании.

    В-третьих, достижения в области информационных технологий позволили по-новому организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли обучающегося и обучающего в процессе обучения.

    В-четвертых, эволюция педагогических концепций  также вела к осознанию необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе обучения.

    Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.

    Окончательное формирование основ андрагогики  было осуществлено в 1970-е годы в работах американского ученого М.Ш.Ноулса, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики".

    Из  чего же исходили вышеперечисленные  ученые?

    Учитывая  перечисленные выше объективные  изменения образовательной сферы и достижения различных наук в понимании роли человека в своей жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта — принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности.

    1. Обучающемуся принадлежит ведущая  роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый).

    2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.

    3. Взрослый обладает жизненным  (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.

    4. Взрослый человек обучается для  решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

    5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное  применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

    6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

    7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

    Учитывая  все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как науку об обучении взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения.

    Как любая наука андрагогика имеет  свою структуру, понятийный и терминологический аппарат.

    Поскольку она выявляет общие закономерности обучения взрослых, то в ней выделяется теория обучения взрослых. Этот раздел исследует наиболее общие категории: особенности взрослого обучающегося, процесса обучения взрослых, взаимосвязи андрагогики с различными областями сферы образования, закономерности и тенденции развития образования и самой андрагогики.

    Андрагогика изучает и формулирует основные закономерности деятельности обучающихся в процессе обучения и потому ее составной частью является технология обучения взрослых.  

    Андрагогическая модель обучения. Ее основные принципы. 

    Каковы  основные положения теории обучения взрослых? Их лучше рассмотреть, сопоставляя  в общем педагогическую и андрагогическую  модели обучения.

    Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. При этом конечно же необходимо учитывать и другие компоненты процесса — содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное в модели — это именно деятельность обучающегося и обучающего.

    Закономерности, определенные в модели обучения, характерны для того или иного подхода  к организации процесса обучения, но они представлены именно в комплексе, в наиболее полном виде. В реальной практике они, естественно, реализуются в таком объеме далеко не всегда, а практически никогда. Это как бы идеальное представление о процессе обучения, которое формируется либо с точки зрения педагогики и обучения невзрослых, либо с точки зрения андрагогики и обучения взрослых.

    В самом общем виде можно сказать, что в педагогической модели обучения доминирующее положение занимает обучающий. Именно он определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) обучаемый в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации обучения в силу тех же причин также достаточно пассивно: ведь его основная роль — это восприятие социального опыта, передаваемого обучающим.

       В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.

        Основоположник андрагогики М.Ш.Ноулз  основные различия между андрагогической  и педагогической моделями обучения видит в следующем:

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

    На  базе этих основных положений андрагогики  и предлагается стоить деятельность по обучению взрослых, главными характеристиками  которой являются активная, ведущая роль обучающегося в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместная деятельность обучающегося и обучающего, с другой.

    При этом очень важно достичь того, чтобы атмосфера обучения была дружеской, неформальной, основанной на взаимном уважении, совместной работе, при поддержке и ответственности всех участников учебной деятельности. Определяющим при этом являются взаимоотношения между обучающим и обучающимися.

    Другая  андрагогическая модель, разработанная  группой ученых Ноттингемского университета, менее закончена, стройна и подробна, чем модель Ноулза. По своей сути ноттингемская группа исходит из тех же основных посылок, что и Ноулз: из особенностей (возрастных, психологических, социальных) взрослых обучающихся и их деятельности в процессе обучения. Главной целью обучения взрослых они считают развитие критического, творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой человеческого существа. Вот главные положения теоретических подходов ноттингемской группы к обучению взрослых.

    Человеческие  существа – это социальные существа, их надо рассматривать во взаимодействии с социально-историческим окружением.

    1. Наиболее адекватным социальным существом является взрослый человек, критически мыслящий, способный к обучению
    2. Потенциальные возможности постоянного развития мышления, чувсв и «самости» у взрослых выражаются в качественных изменениях мыслительных структур, которые и отличают развитие личностных форм компетентного мышления у взрослых от подобного мышления детей или подростков.
    3. Наиболее предпочтительно творческое и критическое мышление, способствующее полному развитию взрослого человека, в отличие от некритического восприятия чужих мыслей.
    4. Комбинирование группового и индивидуального самообучения способствует развитию творческого и критического мышления в наибольшей степени.
    5. Одним из основных компонентов успешного обучения взрослых является постоянная реинтеграция когнитивной и эмоциональной сфер.
    6. Знание может рассматриваться как открытая или закрытая система. Когда оно рассматривается как открытая система, это значит, что обучающийся может что-то добавить или изменить в ней посредством критического мышления. Но и в том случае, когда оно воспринимается как закрытая система, оно может быть использовано обучающимся для решения своих проблем или создания новых систем.
    7. Обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическое размышление и творческий ответ.
    8. Образование – это не передача знаний, а скорее отбор, синтез, открытие и диалог.
 

      Основным  видом обучения взрослых авторы считают обучение в группе коллег. При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны, по мысли авторов, различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т.п); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решений. В этом случае обучающиеся отбирают и организуют информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решение. Как результат поиска возникают новые вопросы и проблемы. Главной целью данного метода обучения является вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие содержания обучения, или информации, происходит попутно, в процессе: «мышление – изучение проблемы – решение проблемы». Последние методы наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения.

Информация о работе Андрагогический подход к образованию взрослых