Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа
Основная цель исследования – определение эффективной методики по профилактике профессионального эмоционального «выгорания» для специалиста по защите информации.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
исследовать психологические особенности профессионального эмоционального «выгорания»;
провести психологический анализ личности и профессиональной деятельности специалиста по защите информации;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………………….
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»………..
1.1 Общая характеристика профессионального эмоционального «выгорания»……………..…………………..…………………………………….
1.2 Профессиональное эмоциональное «выгорание» и его симптомы…
1.3 Выводы по главе ……………………………………………………….
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ………………………………………………………
2.1 Особенности личности и основные содержательные компоненты профессиональной деятельности специалиста по защите информации………
2.2 Эмоциональное выгорание как проявление психологической деформации специалиста по защите информации……………………………...
2.3 Выводы по главе………………………………………………………..
3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ……………………………..
3.1 Использование метода арт-терапии для профилактики профессионального эмоционального «выгорания» у специалиста по защите информации.............................................................................................................
3.2 Профилактика профессионального эмоционального «выгорания» методом транзактного анализа…………………………………………………..
3.3 Выводы по главе………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
Кафедра ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Криптографические протоколы»
на тему:
«АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»
|
Выполнил: Иванова Мария Ивановна студентка 3 курса группы «Д» специальности «Организация и технология защиты информации» очной формы обучения ____________________ (подпись) Руководитель работы: Жуков Илья Андреевич доктор экон.наук., профессор, профессор кафедры организации и технологии защиты информации |
Работа допущена к защите ___________________________ ______________
(подпись руководителя) (дата)
Работа выполнена и
защищена с оценкой __________________ Дата защиты ______________
Члены комиссии _______________ _______________ _________________
(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)
_______________ _______________ __________________
_______________ _______________ __________________
Ставрополь, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...……… |
4 |
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»……….. |
66 |
1.1 Общая характеристика профессионального
эмоционального «выгорания»……………..…………………..……… |
56 |
1.2 Профессиональное эмоциональное «выгорание» и его симптомы… |
8 |
1.3 Выводы по главе ………………………………………………………. |
12 |
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………… |
13 |
2.1 Особенности личности и основные содержательные компоненты профессиональной деятельности специалиста по защите информации……… |
13 |
2.2 Эмоциональное выгорание как проявление психологической деформации специалиста по защите информации……………………………... |
16 |
2.3 Выводы по главе……………………………………………………….. |
18 |
3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ…………………………….. |
19 |
3.1 Использование метода арт-терапии для
профилактики профессионального эмоционального
«выгорания» у специалиста по защите информации.................... |
19 |
3.2 Профилактика профессионального эмоционального «выгорания» методом транзактного анализа………………………………………………….. |
21 |
3.3 Выводы по главе……………………………………………………….. |
23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
25 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
В связи с социально-
Для обслуживания и защиты всей информации на предприятии требуется большое количество сотрудников: программистов, специалистов по защите информации, администраторов компьютерных сетей. От эффективной работы данных специалистов зависит работа многих государственных и коммерческих структур. Задачи, связанные с защитой информации, с каждым годом становятся все сложнее и объемнее, а сроки, за которые требуется решить эти задачи, наоборот, с каждым годом сокращаются. Возрастает интенсивность и напряженность работы, поэтому становится все более актуальным изучение риска возникновения профессионального эмоционального «выгорания» у специалистов по защите информации и его своевременной профилактики. Особенности профессиональной деятельности специалистов по защите информации заключаются в том, что работа носит алгоритмический характер, эта деятельность не лишена творческого аспекта, но и здесь имеет место рутина. Специалист должен обладать усидчивостью, сосредоточенностью и упорством для перебора всех возможных вариантов решений и доскональной проработки всех деталей. Как следствие, растёт психическое, эмоциональное напряжение, связанное со стрессом на рабочем месте.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью изучения особенностей данных методик, с целью упорядочивания научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала специалистов.
Объект исследования – специалисты по защите информации.
Предмет исследования – современные методики по профилактике профессионального эмоционального «выгорания».
Основная цель исследования – определение эффективной методики по профилактике профессионального эмоционального «выгорания» для специалиста по защите информации.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»
Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Подробно исследуются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов) на физическое и психическое здоровье личности.
Эмоциональные факторы
вызывают нарастающее чувство неудовлетв
1.1 Общая характеристика профессионального эмоционального «выгорания»
В виде явление «выгорания» рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим под профессиональным эмоциональным «выгоранием» понимается синдром эмоционального выгорания, что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов.
Существует несколько определений данного феномена. Синдром эмоционального «выгорания» - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального «выгорания», используется термин «синдром психического выгорания». Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [1].
Профессиональное «выгорание» относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения.
«Выгорание» можно рассматриваться как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы [1].
Установлено, что данный синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий — системы «человек-человек», однако, для систем «человек-техника» также не редки случая проявления данной проблемы. В условиях постоянного напряжения, чувства высокой ответственности специалисты могут быть подвержены эмоциональному сбою, который, впоследствии, приведет к развитию профессионального «выгорания».
Люди с синдромом «выгорания» обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, нарушения памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные и кардиоваскулярные нарушения [2].
Эмоциональное выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
1.2 Профессиональное эмоциональное «выгорание» и его симптомы
В настоящее время нет единого взгляда на структуру профессионального «выгорания», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–техника. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [2].
Выделяют три ключевых признака профессионального эмоционального «выгорания»:
Развитию проблемы, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Вторым признаком
Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности [3].
В англоязычной литературе были опубликованы тысячи статей по эмоциональному «выгоранию». В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с эмоциональным «выгоранием». В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями.
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для эмоционального «выгорания»: