Анализ современных методик по профилактике профессионально-эмоционального «выгорания» специалиста по защите информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования – определение эффективной методики по профилактике профессионального эмоционального «выгорания» для специалиста по защите информации.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
 исследовать психологические особенности профессионального эмоционального «выгорания»;
 провести психологический анализ личности и профессиональной деятельности специалиста по защите информации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………………….
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»………..
1.1 Общая характеристика профессионального эмоционального «выгорания»……………..…………………..…………………………………….
1.2 Профессиональное эмоциональное «выгорание» и его симптомы…
1.3 Выводы по главе ……………………………………………………….
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ………………………………………………………
2.1 Особенности личности и основные содержательные компоненты профессиональной деятельности специалиста по защите информации………
2.2 Эмоциональное выгорание как проявление психологической деформации специалиста по защите информации……………………………...
2.3 Выводы по главе………………………………………………………..
3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ……………………………..
3.1 Использование метода арт-терапии для профилактики профессионального эмоционального «выгорания» у специалиста по защите информации.............................................................................................................
3.2 Профилактика профессионального эмоционального «выгорания» методом транзактного анализа…………………………………………………..
3.3 Выводы по главе………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по эмоц выгоранию.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Кафедра ОРГАНИЗАЦИИ  И ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине

«Криптографические протоколы»

на тему:

«АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Иванова Мария Ивановна

студентка 3 курса группы «Д» специальности «Организация и технология защиты информации»

очной формы обучения

____________________

                     (подпись)

Руководитель  работы:

Жуков Илья Андреевич

доктор экон.наук., профессор, профессор кафедры организации и технологии защиты информации


 

Работа допущена к  защите  ___________________________   ______________

(подпись  руководителя)        (дата)  

 

Работа выполнена и 

защищена с оценкой __________________  Дата защиты ______________

 

 

Члены комиссии  _______________     _______________  _________________

       (должность)       (подпись)         (И.О. Фамилия)

_______________     _______________  __________________

_______________     _______________  __________________

Ставрополь, 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………………….

4

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»………..

66

1.1 Общая характеристика профессионального эмоционального «выгорания»……………..…………………..…………………………………….

56

1.2 Профессиональное эмоциональное «выгорание» и его симптомы…

8

1.3 Выводы по главе ……………………………………………………….

12

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………

13

2.1 Особенности личности и основные содержательные компоненты профессиональной деятельности специалиста по защите информации………

13

2.2 Эмоциональное выгорание как проявление психологической  деформации специалиста по защите информации……………………………...

16

2.3 Выводы по главе………………………………………………………..

18

3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ……………………………..

19

3.1 Использование метода арт-терапии для профилактики профессионального эмоционального «выгорания» у специалиста по защите информации.............................................................................................................

19

3.2 Профилактика профессионального эмоционального «выгорания» методом транзактного анализа…………………………………………………..

21

3.3 Выводы по главе………………………………………………………..

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

26


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с социально-экономическими изменениями в обществе происходит изменение отношения людей к  работе. Люди теряют уверенность в  гарантированном рабочем месте, обостряется конкуренция за престижную работу, нарастают явления специализации, механизации. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, чаще выявляются нарушения, связанные со стрессом на рабочем месте – тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические и психовегетативные нарушения, зависимости от психоактивных веществ.

Для обслуживания и защиты всей информации на предприятии требуется большое количество сотрудников: программистов, специалистов по защите информации, администраторов компьютерных сетей. От эффективной работы данных специалистов зависит работа многих государственных и коммерческих структур. Задачи, связанные с защитой информации, с каждым годом становятся все сложнее и объемнее, а сроки, за которые требуется решить эти задачи, наоборот, с каждым годом сокращаются. Возрастает интенсивность и напряженность работы, поэтому становится все более актуальным изучение риска возникновения профессионального эмоционального «выгорания» у специалистов по защите информации и его своевременной профилактики. Особенности профессиональной деятельности специалистов по защите информации заключаются в том, что работа носит алгоритмический характер, эта деятельность не лишена творческого аспекта, но и здесь имеет место рутина. Специалист должен обладать усидчивостью, сосредоточенностью и упорством для перебора всех возможных вариантов решений и доскональной проработки всех деталей. Как следствие, растёт психическое, эмоциональное напряжение, связанное со стрессом на рабочем месте.

 Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью изучения особенностей данных методик, с целью упорядочивания научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала специалистов.

Объект исследования – специалисты по защите информации.

Предмет исследования – современные методики по профилактике профессионального эмоционального «выгорания».

Основная цель исследования – определение эффективной методики по профилактике профессионального эмоционального «выгорания» для специалиста по защите информации.

Поставленная цель достигается  путём решения следующих задач:

  • исследовать психологические особенности профессионального эмоционального «выгорания»;
  • провести психологический анализ личности и профессиональной деятельности специалиста по защите информации;
  • провести анализ современных методик по профилактике профессионального эмоционального «выгорания» у специалистов по защите информации.

 

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

 

Сегодня проблема профессионального  здоровья привлекает к себе все большее  внимание специалистов. Подробно исследуются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов) на физическое и психическое здоровье личности.

Эмоциональные факторы  вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: частые головные боли, бессонница, головокружение. Кроме этого, возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности специалиста. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса эмоционального «выгорания».

 

1.1 Общая характеристика профессионального эмоционального «выгорания»

 

В виде явление «выгорания» рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим под профессиональным эмоциональным «выгоранием» понимается синдром эмоционального выгорания, что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов.

Существует несколько  определений данного феномена. Синдром эмоционального «выгорания» - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального «выгорания», используется термин «синдром психического выгорания». Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [1].

Профессиональное «выгорание» относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения.

«Выгорание» можно рассматриваться как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы [1].

Установлено, что данный синдром наиболее характерен для  представителей социальных или коммуникативных  профессий — системы «человек-человек», однако, для систем «человек-техника» также не редки случая проявления данной проблемы. В условиях постоянного напряжения, чувства высокой ответственности специалисты могут быть подвержены эмоциональному сбою, который, впоследствии, приведет к развитию профессионального «выгорания».

Люди с синдромом  «выгорания» обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, нарушения памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные и кардиоваскулярные нарушения [2].

Эмоциональное выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

 

1.2 Профессиональное эмоциональное «выгорание» и его симптомы

 

В настоящее время  нет единого взгляда на структуру профессионального «выгорания», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–техника. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [2].

Выделяют три ключевых признака профессионального эмоционального «выгорания»:

  • предельное истощение;
  • отстраненность от работы;
  • ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Развитию проблемы, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком эмоционального «выгорания» является - личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессами на работе изменением своего отношения к ней через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к поставленным задачам, желание их исполнять отсутствует и всяческое проявление настойчивости со стороны управленческого звена игнорируется.

Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или  падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности [3].

В англоязычной литературе были опубликованы тысячи статей по эмоциональному «выгоранию». В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с эмоциональным «выгоранием». В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для эмоционального «выгорания»:

  • физические симптомы - усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, повышенное давление, язвы, нарывы, сердечные болезни;
  • эмоциональные симптомы - недостаток эмоций, неэмоциональность, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания. Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив. Преобладает чувство одиночества;
  • поведенческие симптомы - рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде. Малая физическая нагрузка. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Несчастные случаи. Импульсивное эмоциональное поведение;
  • интеллектуальное состояние - уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе. Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем. Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни. Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу. Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании. Формальное выполнение работы;
  • социальные симптомы - нет времени или энергии для социальной активности. Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби. Социальные контакты ограничиваются работой. Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе. Ощущение изоляции, непонимания других и другими. Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег [4].

Информация о работе Анализ современных методик по профилактике профессионально-эмоционального «выгорания» специалиста по защите информации