Анализ различных подходов к исследованию агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

«Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения». Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.

Работа содержит 1 файл

теория.docx

— 69.54 Кб (Скачать)

15.Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 1994. –440с.

8.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия, СП, 1997, 122 с.

11.Немов Р. С. Психология. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М. Просвещение: Владос, 1994. – 496 с.

7.Lorenz D. Veranert das Netz den Mensch. Psyhologie Heute, 1997, August.

13.Паренс Г. Агрессия наших детей. М, 1997. – 115 с. 
 
 

Анализ  различных подходов к исследованию агрессивности

«Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения» [15, с. 14]. Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.

Люди часто совершают  опасные агрессивные действия. Вопрос о том, почему они предпринимают  подобные действия, долго был предметом  серьезной дискуссии. При большом  разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство  из них, по мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона [8, c. 35], попадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:

    1. Врожденным побуждениям или задаткам;
    2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
    3. Познавательным и эмоциональным процессам;
    4. Актуальным социальным и эмоциональным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это положение, согласно которому должное поведение по своей природе инстинктивное. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на подобные действия.

Психоаналитический  подход, представленный З. Фрейдом, утверждает, что все человеческое поведение  происходит, прямо или косвенно из Эроса, чья энергия (либидо) направлена на сохранение и воспроизведение  жизни. В результате агрессия рассматривается  как реакция на блокирование или  разрушение либидозных импульсов. [11 с. 133]

Позже З. Фрейд предположил  существование второго основного  инстинкта - Танатоса (инстинкта влечения к смерти, направленности энергии на прекращение жизни). З. Фрейд утверждал, что человеческое поведение является результатом взаимодействия этого инстинкта с Эросом, и что между ними существует постоянное напряжение, то есть конфликт между сохранением жизни (Эросом) и ее разрушением (Танатосом). Другие механизмы нацелены направлять энергию Танатоса во все направления от «Я».

Таким образом, Танатос способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других (см. рис.1.1). 

     Схема механизма возникновения агрессии, направленной на окружение

      

        

      Рис. 1.1 

Лоренц придерживался  эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя сходство с позицией З. Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет  начало из врожденного инстинкта  борьбы за выживание. Предполагается, что инстинкт развился в ходе длительной эволюции. Лоренц считает, что агрессивная  энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) вырабатывается в  организме непрерывно, в постоянном темпе, накапливаясь с течением времени. В результате, происхождение агрессивных  действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной  энергии и наличия силы облегчающих  разрядку агрессии стимулов в окружающей среде. То есть, чем больше имеется  агрессивной энергии, тем меньший  стимул нужен для того, чтобы агрессия вышла во вне. В общем, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, агрессивное поведение может развернуться спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающегося стимула. [7, c. 33]

Существует так  называемая «охотничья» гипотеза Ардри, близкая к теории Лоренца, где Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники. Это охотничья «природа» составляет основу человеческой агрессивности.

Представители следующего направления, социологи, предлагают свое объяснение феномена агрессии: агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пробуют получить свою долю ресурсов, что обеспечивает успех (на генетическом уровне) в естественном отборе.

Согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет присуща человеку, так как является неотъемлемой частью человеческой природы.

Теории пробуждения  предполагают, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами  порыв причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления  пользуется теория фрустрации - агрессии, предложенная Доллардом и его коллегами.

Центральными в  теории Долларда являются два предположения:

     1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме

     2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.

     Помимо  этого, существуют дополнительные аспекты. В отношении побуждения к агрессии большое значение имеют три фактора:

    • Во-первых, степень ожидаемого удовлетворения от будущего достижения цели;
    • Во-вторых, сила препятствий на пути достижения цели;
    • В-третьих, количество последовательных фрустраций.

     Позднее Доллард обратился к исследованию факторов, замедляющих агрессию. Степень замедления в любом акте агрессии варьируется в прямом соответствии с предлагаемой тяжестью наказания, могущего последовать за этим действием. Эту теорию уточнил Берковиц, утверждая, что фрустрация приводит только к готовности действовать агрессивно. Чтобы появилось агрессивное поведение, должны присутствовать посылы к агрессии, то есть средовые стимулы, связанные с актуальными факторами, провоцирующими агрессию в целом (см. рис. 1.2). 

      Схема появления агрессивного поведения (Берковиц)

 

         
         

Рис. 1.2 

Рассматриваемые теории трактуют агрессию как инстинктивную  потребность, которая ослабляется  с помощью агрессивного поведения. Зильманн полагал, что будет более правильно считать, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть тем, что можно наблюдать и измерять. В общем, подразумевается действие неиссякаемого источника агрессивных импульсов. 

Когнитивные модели агрессии помещают в центр эмоциональные  и когнитивные процессы, лежащие  в основе этого типа поведения.

Берковиц в своих поздних работах пересмотрел прежние труды и перенес акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и позитивные процессы. Он утверждал, что препятствия провоцируют агрессию лишь той степени, в какой они создают негативный эффект. Зильманн же доказал, что «познание и возбуждение» теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдание опыта и поведения. 

      Взаимосвязь когнитивных процессов и агрессии (Берковиц) 

    Высокий уровень  возбуждения  (например, в результате провокации)
       
    Средний уровень  возбуждения
       
     
    Дезинтеграция когнитивных процессов, которые  могут приводить к торможению
      Отсутствие препятствий  для развертывания когнитивных  процессов, оказывающих тормозящие влияния
     
    Сильная агрессия
       
    Контроль  над агрессией

 

Рис. 1.3

Еще одно теоретическое  направление рассматривает агрессию как явление социальное, а точнее как форму поведения, усваиваемую  в процессе социального научения. С точки зрения этой теории агрессию нужно рассматривать, учитывая следующие факторы:

    1. Каким путем была усвоена агрессивная модель;
    2. Факторы, провоцирующие ее проявление;
    3. Каковы условия, способствующие закреплению данной модели.

      Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия  в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии.

Таким образом, агрессия, как бы она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим живым  организмам.

Становление агрессивного поведения - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Дети получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти  агрессивные дети могут найти  друзей среди других агрессивных  сверстников.

Паттерсон и его  коллеги разработали модель семейных взаимоотношений, ведущую к отклоняющемуся поведению (см. рис.1.4).

 

    Модель  отклоняющегося поведения, разработанная  Паттерсоном

 
  Отвержение сверстниками  
 
Плохая атмосфера  в семье, дети предоставлены самим  себе
 
Поведенческие проблемы (насилие неуступчивость, неразвитые социальные навыки)
 
 
    Отождествление  себя со сверстниками с отклоняющимся  поведением
Низкая самооценка
 
      Плохая успеваемость  

 

Рис. 1.4 

В целом же агрессивность  как в форме настойчивости, упрямства (не деструктивная), так и в форме  враждебности и ненависти (деструктивная) влияет на эмоциональное развитие, на формирование личности, на психическое  здоровье. Способность справляться  с агрессией определяет развитие индивидуальных и социальных качеств.

Непосредственные  исследования различными учеными поведения  здоровых детей показали, что агрессивность  проявляется в различных формах у любого ребенка. Все формы агрессивности  имеют одну общую черту: они вызваны  попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях, совершенствования  либо себя, либо своего окружения, включая  близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения, вероятно, приводится в действие некой внутренней мотивирующей силой.

Г. Паренс выделял две главные формы агрессии. Первая - не деструктивная агрессия (конструктивная), то есть настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. [13, c. 115]

Исследования Г. Паренса позволяют предположить, что не деструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворяющей желания и достижение цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения.

Другая форма - враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. также могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Враждебная деструктивность, в отличие от не деструктивной агрессии не проявляется сразу после рождения. Однако механизмы ее продуцирования или мобилизации существуют с самого начала жизни ребенка. Враждебная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс).

Вся эмоциональная  жизнь человека находится под  влиянием этих двух форм агрессии. Они  беспокоят в наибольшей степени, так как формируют опыт детей, особенно проявляясь в их межличностных  взаимоотношениях. Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, необходим для  выживания и достижения успеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных  качеств, временами может быть тоже необходим для адаптации и  выживания. Задача психолога, по мнению Г. Паренса - помочь детям избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе самому, к обществу. Эта помощь необходима, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими.

Информация о работе Анализ различных подходов к исследованию агрессивности