2.3
Выводы ко второй
главе
В современной позитивистски
настроенной психологии отношение к проблеме
эмоций совершенно иное. Внимание исследователей
постепенно стало ограничиваться сравнительно
узким кругом проблем, таких как выражение
эмоций, влияние отдельных эмоциональных
состояний на деятельность, допускающих
разработку при помощи эксперимента. Соответственно
сузились и концепции эмоций.
Отсутствие преемственности
между теориями, созданными в различные
исторические эпохи, очень осложняет задачу
ознакомления с психологией эмоций. Большую
путаницу в психологию эмоций вносят терминологические
расхождения. Поэтому из-за существующей
терминологической неоднозначности в
психологии эмоций очень важно учитывать
условность названий и решать вопрос об
их соотношении не по внешнему звучанию,
а на основе тщательной проверки того,
что именно они обозначают.
Чисто психологических
теорий эмоций, не затрагивающих физиологические
и другие связанные с ними вопросы, на
самом деле не существует, а идеи, взятые
из разных областей научных исследований,
в теориях эмоций обычно сосуществуют.
Это не случайно, так как эмоцию как психологическое
явление трудно отделить от процессов,
происходящих в организме, и нередко психологические
и физиологические характеристики эмоциональных
состояний не просто сопровождают друг
друга, но служат друг для друга объяснением.
Как правило, теории
эмоций мало что могут сказать
о роли эмоций в развитии личности
и об их влиянии на мысль и действие.
Большинство исследований эмоций было
связано лишь с одним из компонентов эмоционального
процесса.
Заключение
В ходе проведенного
исследования была изучена литература
по теме исследования, рассмотрены
виды, основные характеристики, классы
эмоций и физиологические основы эмоциональных
состояний, проведен анализ психологических
теорий эмоций. Таким образом, все поставленные
задачи выполнены.
Результаты
подтверждают выдвинутую гипотезу и
позволяют сделать следующие
заключение, что до настоящего времени
единой точки зрения на природу эмоций
не существует. По-прежнему интенсивно
проводятся исследования, направленные
на изучение эмоций. Накопленный в настоящее
время экспериментальный и теоретический
материал позволяет говорить о двойственной
природе эмоций. С одной стороны - это субъективные
факторы, к которым относят различные
психические явления, в том числе когнитивные
процессы, особенности организации системы
ценностей человека и др. С другой стороны,
эмоции определяются физиологическими
особенностями индивида. Можно утверждать,
что эмоции возникают в результате воздействия
определенного раздражителя, а их появление
есть не что иное, как проявление механизмов
адаптации человека и регуляции его поведения.
Эмоции
удобно подразделять на положительные
или отрицательные на основе особенностей
их переживания и сенсорных характеристик.
Однако любая эмоция (например, радость,
страх) может быть положительной или отрицательной,
если критерий для классификации основывается
на адаптивности или дезадаптивности
эмоций в конкретной ситуации. Эмоции
влияют на человека в целом, и каждая эмоция
влияет на субъект по-разному. Эмоции воздействуют
на уровень электрической активности
мозга, степень напряжения мышц лица и
тела, на функционирование эндокринной,
кровеносной и дыхательной систем.
Эмоция
может рассматриваться как изменённое
или особое состояние сознания. Она
может существовать относительно независимо
от других состояний сознания, но обычно
взаимодействует с ними и влияет на сосуществующие
состояния или процессы в сознании.
Все рассмотренные
теории являются правомерными, так как
они представляют собой различные подходы
к происхождению эмоций и объяснению их
связей с внешними воздействиями и органическими
процессами.
Литература
1.Маклаков А.
Г. Общая психология. -- СПб.: Питер,
2001. -- 592 с.
2.Петровский
А.В. Общая психология. М. Просвещение,
1976. 479 с.
3. Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студ. высш. пед.
учеб. заведений: В 3 кн. -- 4-е изд.
-- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.
-- 688 с.
4. Рубинштейн
С. Л., Основы общей психологии.
- СПб.: Питер, 2008. - 713 с.: ил. - (Серия «Мастера
психологии»).
5. Изард К.
Эмоции человека: Пер. с англ. М.,
Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.
6. Леонтьев Л.
Я. Эмоции.--В кн.: Философ, энциклопедия,
т. 5. М., 1970, с. 553.
7. Леонтьев А.
Я., Судаков К. Я. Эмоции.-- БСЭ,
т. 30. М., 1978, с. 169.
8. Анохин П.
К. Эмоции.-- БМЭ, 2-е изд., 1964, т. 35, с.
339.
9. Симонов П.В.
Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия.
Психология эмоций. — М.: Наука, 1981.
10. Додонов Б,
И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат,
1978.
11.Еникеев.М.И.
Общая и социальная психология.
Учебник для вузов. – М.: Издательская
группа Норма – ИНФРА. М,1999.-624
с.
12. В. К. Вилюнас
Психология эмоций. Тексты / Под ред.
В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
13. Узнадзе Д.
Н. Общая психология / Пер. с
грузинского Е. Ш. Чомахидзе;
Под ред. И. В. Имедадзе. -- М.:
Смысл; СПб.: Питер, 2004. -- 413 с: ил. --
(Серия «Живая классика»).
14. . Рейковский
Я. Экспериментальная психология эмоций.
М.: Прогресс, 1979., с. 354
15.Ильин.Е.П.
Эмоции и чувства. СПб.: Питер,
2001 - 752 с. (Серия "Мастера психологии")
16. Крюгер Ф. Сущность
эмоционального переживания//Психология.
Эмоции. Тексты. - М; 1984.
17. Выготский Л.С.
Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы
общей психологии. М.: Педагогика, 1982. -
504 с.
18. Симонов
П. В. Что такое эмоция? —
М., 1966.
19.Джейсм В.
Психология. Часть II СПб: Изд-во
К.Л. Риккера, 1911. С.323—340
20. Симонов П.
В. Теория отражения и психофизиология
эмоций. – М., 1970
21. Гершон Б.Б.
Психология эмоций. - М., 2004. - 440с.
22. Дружинин
В. Психология. - СПб.: Питер, 2001. - 656с.
23. Изард К.Э.
Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002.
- 464с.
24. Шумский П.П.,
Иванова Л.Н. Эмоции как процесс,
влияющий на деятельность человека. - Мозырь,
1998. - 324с.
25. Ольшевская
О. Роль и значение эмоций. -
Мн., 1968. - 359с.
26. Ильин Е.П.
Эмоции и чувства. - СПб.: Питер.
2008. - 782с.
27. Анохин П.К.
Эмоции // Психология эмоций: Тексты.
- М., 1984. - 542с.
28. СТОЛЯРЕНКО
Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону,
Феникс, 1999г.
29. В. Д. Шадриков.
Введение в психологию: эмоции
и чувства.- М.:Логос,2002.- 156 с.
30. Додонов Б.И.
В мире эмоций. - Киев, 2007
31. Бреслав Г.М.
Психология эмоций. - М.: 2007. - 544с (Психология
для студента).
32. Рудик П.А. Эмоции.
- М., 1974
33. Вильгельм
Вундт. Психология душевных волнений
// Психология эмоции: Тексты. - М., 1984
34. Ричард С.
Адкинсон. Введение в психологию.
Учебник для студентов университетов.
– 13th.ed.,2000
35. Выготский Л.С.
Учение об эмоциях. Историко-психологическое
исследование.
36. Леонтьев
А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: 2000
37. Первушина
О. Н. Общая психология.
38. Джемс У.
Психология. - С.-Петербург, 1901. с.301
39. Лук А.Н.
Эмоции и чувства. – М.,1972.
40. Сорокун П.А. Основы
психологии. Псков : ПГПУ, 2005.
41.Вундт В.
Основы физиологической психологии.
Очерки психологии.- М.,1912 . Т.2
42.Клапаред Э.
Эмоции и чувства //Психология
эмоций. Тексты. - М.: МГУ, 1984
43. Экман П. Психология
эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд.
/ Пер. сангл. — СПб.: Питер, 2010. — 334 е.: ил.
— (Серия «Сам себе психолог»).
44.Яроцкий А.И.,
Космолинский Ф.П. Эмоции человека
в нормальных и стрессорных
условиях. – Гродно: ГрГУ, 2001, с.494