Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:53, статья
Юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Она возникла на стыке двух наук: психологии и юриспруденции. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в. Изучение литературы по юридической психологии показывает, что рассмотрение исторического развития юридической психологии многими авторами начинается с XVIII в. (за исключением М.И. Еникеева, который в кратком очерке исторического развития юридической психологии рассматривает этапы исторического развития с момента зарождения психологии), что, с одной стороны, вполне объяснимо
АНАЛИЗ ЭТАПОВ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (Е.Г. ЖУРАВЕЛЬ)
Юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Она возникла на стыке двух наук: психологии и юриспруденции. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в. Изучение литературы по юридической психологии показывает, что рассмотрение исторического развития юридической психологии многими авторами начинается с XVIII в. (за исключением М.И. Еникеева, который в кратком очерке исторического развития юридической психологии рассматривает этапы исторического развития с момента зарождения психологии), что, с одной стороны, вполне объяснимо. Но многолетний опыт проведения занятий по данной учебной дисциплине свидетельствует, что для обучаемых, которые в процессе обучения по специализации усвоили целый комплекс различных юридических дисциплин, связанных с историей возникновения и развития права, весьма трудно найти точки соприкосновения в историческом развитии психологии и права. В то время как история развития науки психологии весьма объемна и позволяет проследить этапы сближения двух областей знаний - психологии и права. В связи с чем, прежде чем рассматривать анализ этапов исторического развития юридической психологии, для более цельного представления о данной научно-практической дисциплине полагаю необходимым рассмотреть основные этапы развития взглядов на предмет психологии.
В психологии выделяют четыре основных этапа развития взглядов на предмет психологии.
1-й
этап. Психология как наука о
душе. Такой взгляд был сформирован
более двух тысяч лет назад.
Наличием души пытались
2-й этап. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать и желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3-й этап. Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.
4-й
этап. Психология как наука,
Рассмотрим данные этапы более подробно.
1-й этап.
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа". Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное (существенное) начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т.п.
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или к идеалистическому лагерю.
Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.) считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Ощущения - это воздействие атомов воздуха и предметов на атомы души. Все явления душевной жизни он пытался объяснить физическими и механическими причинами.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) - считается основателем психологии (трактат "О душе" - первое специальное психологическое произведение). Рассматривал душу и материю в единстве. Душа - целесообразно работающая органическая система.
Что же касается понятия "душа", то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, метафизических и этических проблем существования человека.
Основы такого понимания души были заложены философами - идеалистами.
Платон (427 - 347 гг. до н.э.), Сократ (470 - 399 гг. до н.э. - проповедовал взгляды устно). В текстах Платона - взгляды на душу как на самостоятельную субстанцию - она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом.
Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы.
Поскольку душа - самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба:
-
она либо будет блуждать
- либо отлетит от земли в идеальный мир.
Эти взгляды на природу души и на ее назначение оказали огромное влияние на мировую культуру. Они вошли в христианскую религию, долго питали мировую литературу, философию.
2-й этап.
В последней четверти XIX в. оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоял французский философ Рене Декарт (1596 - 1650). Считается родоначальником рационалистической "картезианской" (интуиция) философии.
Он утверждал:
Знания должны строиться на непосредственно-очевидных фактах, на непосредственной интуиции.
"Мыслю, значит, существую".
Мышление - "все то, что происходит в нас", т.е. сознание.
Материя и дух существуют независимо друг от друга.
Психические явления не являются функцией мозга и существуют независимо от него.
Все философы-идеалисты считали, что психическая жизнь - проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного для объективного научного анализа и причинного объяснения. Этот подход стал называться интроспективной трактовкой сознания.
Метод интроспекции (смотрение внутрь) был признан не только главным, но и единственным методом психологии. Почему? Предмет психологии - факты сознания; последние непосредственно открыты конкретному человеку и никому больше; следовательно, изучать их можно методом интроспекции и никак иначе.
Идейным отцом этого метода считается английский философ Дж. Локк (1632 - 1704), представитель сенсуалистического материализма (сенсуализм - чувственный опыт как единственный источник познания). Он считал:
Существует два источника знаний:
а) объекты внешнего мира;
б) деятельность нашего собственного мозга.
На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит внутреннее чувство - рефлексия.
Деятельность ума - мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание.
Процессы протекают в двух уровнях:
- 1-й уровень - восприятие, мысли, желание и т.д.;
- 2-й уровень - наблюдение, "созерцание этих мыслей".
Ученый
может проводить
Другое направление получила ассоциативная теория (автоматизм - задача научного познания психических и природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этими элементами) (Д. Юм, Д. Гартли).
Д. Гартли (1705 - 1757): причина психических явлений - вибрации, возникшие в мозге и нервах; нервная система - система, подчиненная физическим законам.
Давид Юм (1711 - 1776) ввел термин ассоциация - все сложные образования сознания объединены между собой внешними связями. Считал единственным способом, с помощью которого можно получить информацию о психическом, опыт (предопределив возникновение экспериментальных методов психологии).
На
базе интроспекции складывается и развивается
экспериментальный метод
3-й этап.
Бессилие психологии сознания перед практическими задачами (развитие промышленного производства), требовавшие разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека, привело в 20-х годах XX в. к появлению нового направления. В научной печати выступил американский психолог Дж. Уотсон, который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название "бихевиоризм" (от англ. behaviour - поведение). Публикация Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии. Он считал:
Поведение - система реакций; объясняется наличием какого-либо воздействия на человека.
Нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде стимула. Вводит формулу "S - R" (стимул - реакция).
Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S - R для объяснения поведения. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку:
S - V (промежуточные переменные) - R, где
V - внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т.е. влияют на внешнее поведение (цели, намерения и т.д.). Это свойства поведения, а к сознанию обращаться нет никакой необходимости.
Бихевиористы делали далеко идущие выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно лепить любое поведение человека, манипулировать им, что поведение человека жестко детерминировано, что он в какой-то мере раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.
Все эти выводы в конечном счете были следствием игнорирования сознания. Неприкасаемость к сознанию оставалась основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития.
Осознание просчетов в подходах бихевиористов привело к тому, что предметом психологии стала психика.
Д.Н. Узнадзе (1886 - 1950) - теория установки (установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенных действий или к реагированию в определенном направлении), а затем и его последователи увидели в явлениях неосознаваемой установки свидетельство существования особой, досознательной формы психики. По их мнению, это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.
Существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. Этих процессов большое количество, и они чрезвычайно интересны для психологии. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика, пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.
Неосознаваемые побудители сознательных действий. Эта тема тесно связана с именем австрийского психиатра З. Фрейда (1856 - 1939). По его мнению, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых - сексуальное влечение (либидо). Ввиду многих социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженные или символические формы: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы.
К надсознательным процессам следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.п.
Американский психолог Р. Хольт в 60-х годах XX в. опубликовал статью под названием "Образы: возвращение из изгнания", где отметил необходимость возвращения к сознанию.
Таким образом, даже в американской психологии, т.е. на родине бихевиоризма, была понята необходимость возвращения к сознанию, и это возвращение состоялось.
Развитие юридической психологии шло параллельно с развитием права и психологии.
Этапы развития юридической психологии:
Информация о работе Анализ этапов исторического развития юридической психологии