Аналитическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:57, реферат

Описание работы

университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу «Символы трансформации».

Работа содержит 1 файл

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 в Кесвиль.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Введение                                                                                                   Швейцарский психолог К.Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу «Символы трансформации». Разрыв был болезненным для обеих сторон.К.Г.Юнг - Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие, а особенно последние шестьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.

Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и  бессознательного. Диалог между сознательными  и бессознательными аспектами психики обогащает личность, и Юнг верил, что без этого диалога процессы бессознательного могут ослабить личность и подвергнуть её опасности.

Юнгианский анализ человеческой природы включает исследования религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии и мифологии. Первоначально влияние Юнга на философов, фольклористов и писателей было заметнее, чем влияние на психологов или психиатров. Однако сегодня возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому сознанию и человеческим возможностям, обусловило и возрождение интереса к идеям Юнга. 
 
 
 

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 в Кесвиль , Швейцарии 

В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил  специализироваться по психиатрии и  психологии. Помимо этих дисциплин глубоко интересовался философией, теологией, оккультизмом.

В это же время  он познакомился с первыми работами Фрейда, открыл С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э.Блейлера

Пройдя стажировку у известного психиатра П. Жане он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он познакомился с первыми работами Фрейда, открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на его научные взгляды. . Карл Юнг был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Зигмунда Фрейда, и даже, по предложению самого Фрейда, был выбран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации,редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ .В1911 году Юнг вышел из Международной психиоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике .                                                                                                   Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им не удалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессознательного, так как Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным».  Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.                                                                                       Не менее значимыми были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

Определенные  расхождения существовали и по вопросу  психокоррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т. е. он придерживался концепции директивной терапии. В то же время Юнг, что в начале курса психотерапии зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, особенно в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.

Юнг  «посмел» самостоятельно расширить сферу психоанализа далеко за рамки классического фрейдизма, включив в него изучение и толкование мифологии, различных, в первую очередь восточных, религий и культовых ритуалов и даже парапсихологии и алхимии, что уж было совсем неприемлемо для Фрейда, считавшего себя последовательным материалистом.

Окончательный разрыв между ними произошел в 1912г., после того как Юнг опубликовал свою книгу «Символы трансформаций»- разрыв был болезненным для обеих сторон, особенно для Юнга, но не мог отступить от тех положений, которые считал важными для своей теории.

Он разработал свою теорию и терапию, названную им “аналитической психологией“.                                                                                                   Аналитической психологией, изложена им в книгах         «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939), «Подходк бессознательному» (1961), получивших широкое распространение и принесших Юнгу заслуженную славу.                                                                    

Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрпсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюций. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает большое значение объединению противоположных психических сил для поддержания психического здоровья .Аналитическая психология Юнга в не меньшей мере, чем психоанализ Фрейда, стала неотъемлемой чертой современной общественной культуры, оказав свое влияние не только на психотерапевтическую теорию и практику, но и на искусство, науки и другие сферы жизни современного общества.                                                                                                            Карл Юнг первым ввел в психологию, психотерапию, а можно сказать - и в философию понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него у самого Фрейда и у всех сторонников психоанализа речь всегда шла только об индивидуальном бессознательном.

Аналитическая психология опирается на предположение  о существовании индивидуального  бессознательного как мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт  между сознанием и бессознательным  в индивидуальной психике необходим для ее целостности.   Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты (что провоцирует невроз и депрессию). В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного и механизма формирования невроза и депрессии в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. 

Другое ключевое допущение заключается в том, что сновидения демонстрируют мысли, убеждения и чувства, которые  иначе остаются неосознанными для  индивида, но стремятся к этому, и  что этот материал выражается в том, как человек описывает визуальные образы. Оставаясь неосознанным, этот материал содержится в бессознательном, и сновидения являются одним из основных средств выражения этого материала .По мнению Юнга ,существуют не только бессознательные субъекты ,но и семейное ,родовое ,национальное, расовое и коллективное бессознательное.                                                                        Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума"                                                                                                                 

Коллективное  бессознательное несет в себе информацию психического мира всего  общества, в тоже время как индивидуальное информацию психического мира конкретного человека .В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

 Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.                                                        Юнг прочно ввел в теорию коллективного бессознательного понятие «архетипов».  Справедливости ради следует отметить, что этот термин употребляли еще Платон, Аристотель и их последователи. В более позднее время к понятию архетипов обратился Иоганн Вольфганг Гёте, который был не только великим поэтом и драматургом, но многие годы занимался серьезнейшим изучением развития жизни на Земле и собрал уникальную коллекцию растении. Мы лишь подчеркиваем, что понятие архетипов введено не Карлом Юнгом, как пишут некоторые популяризаторы его учения, но, безусловно, именно у Юнга оно обрело тот психологический (психоаналитический) смысл, который ему придается в глубинной психологии и психотерапии.                                                                                                      Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и ид

  Коллективное  бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Это  означает, что в процессе индивидуации  могут всплывать символы, не  имеющие прямого отношения к  непосредственному опыту конкретного  человека. Эти содержания являются скорее ответами на более глубокие вопросы человека.

Основной задачеи  Юнг считал толкование архетипических образов ,возникающих у пациента.

Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

 Архетипические символы помогаю Юнгу  в толкование снов пациента качества: жизнь, смерть, смысл, счастье, страх. Архетипы также встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии .Символы характерны для разных культур, но часто обнаруживается сходство. Эти и другие понятия могут актуализироваться и быть интегрированными личностью

Некоторые наиболее важные архетипы:

  Количество  архетипов в коллективном бессознательном  может быть неограниченным .Однако  особое внимание в теоретической  системе Юнга уделяется маске  ,аниме и анимусу , тени и самости, эго.      Эго. Является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.                                                                               Маска или персона – это наше публичное лицо то есть то, как мы проявляем себя по отношению с другими людьми .В понимание Юнга маска служит для того чтоб производить впечатлении на других или утаивать от других свою истинную сущность .Маска как архетип необходима нам , чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Информация о работе Аналитическая психология