Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:04, реферат
Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей. Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени.
1. Введение
2.Аналитическая психология К.Юнга
3.Методы аналитической психологии Юнга
3.1.Юнгианский анализ
3.2.Метод свободных ассоциаций
3.3.Интерпретация
3.4.Активное воображение
3.5.Амплификация
3.6.Анализ сновидений
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»
(МГУПИ)
Факультет: «УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО»
Кафедра: «ФИЛОСОФИЯ»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ»
ТЕМА №3: «Аналитическая психология К.Г.Юнга»
Выполнила:
студентка 1курса
гр. УП1-1201
Буйлова Наталья
Преподаватель:
доцент, к.ф.н.
Титкова Ольга Вячеславовна
Москва – 2012 г.
План:
1. Введение
2.Аналитическая психология К.
3.Методы аналитической
3.1.Юнгианский анализ
3.2.Метод свободных ассоциаций
3.3.Интерпретация
3.4.Активное воображение
3.5.Амплификация
3.6.Анализ сновидений
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Аналитическая психология — это одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно - научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.
Аналитическая
психология опирается на предположение
о существовании
Это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Густав Юнг. Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов.
Аналитическая
психология опирается на представление
о существовании
Различают
индивидуальное (личное) и коллективное
бессознательное.
Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей. Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени.
В
отличие от З.Фрейда, К. Юнг
считал, что наиболее интенсивное
развитие личности происходит
не в раннем детстве, а в
зрелом возрасте. Соответственно
на первый план в его схеме
выступает не взаимодействие
ребёнка с родителями, а многоплановая
система социальных отношений
взрослой личности во всем
ее разнообразии. При этом целью
полноценного развития К. Юнг
считал обретение цельности
Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).
Юнгианский анализ человеческой природы включает исследования религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии и мифологии. Первоначально влияние Юнга на философов, фольклористов и писателей было заметнее, чем влияние на психологов или психиатров. Однако сегодня возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому сознанию и человеческим возможностям, обусловило и возрождение интереса к идеям Юнга.
1.Аналитическая психология К.Юнга.
Карл Густав Юнг был одним
из основателей психоанализа, учеником
и близким другом Фрейда. Теоретические
разногласия и обстоятельства личного
характера привели к тому, что
Юнг создал свою собственную школу,
названную им аналитической психологией.
В подходе Юнга остается признание
главной идеи Фрейда, что современный
человек подавляет свои инстинктивные
влечения, часто не осознает своих
жизненно важных потребностей и мотивы
своих поступков. Если помочь ему
лучше разобраться в ситуации,
исследуя проявления его бессознательной
жизни - фантазии, сновидения, оговорки
и т.п. - то он научится лучше справляться
со своими психологическими проблемами
и его симптомы ослабнут. Такова
в самых общих чертах идея аналитической
терапии. Юнга всегда больше интересовали
непосредственные переживания людей
- их чувства, мечты, духовные поиски, значимые
события жизни. Он разрабатывал психологию
близкую к самой стихии человеческих
эмоций. Поэтому он стремился описывать
различные психологические
Обращаясь к универсальным
Мы не можем жить, не придумав себе
некой версии реальности, придающей
смысл и структуру нашим
Юнгианские аналитики особенно отличаются тем, что рассматривают любого человека, какой бы трудный период он не переживал в настоящее время, как потенциально здорового, талантливого и способного к позитивным изменениям. Атмосфера юнгианского анализа свободная и аналитики исходят из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться обсудить проблему со всех возможных точек зрения, в мягкой манере делая предположения, а не утверждения, предоставляя клиенту право выбирать самому то, что важно для него на данный момент. Видя в анализе больше чем просто клиническую процедуру - способ интенсификации личностного и духовного развития - юнгианцы поддерживают любые творческие начинания у клиентов, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении рассказов, ведении дневника и т.п. Не случайно, пройдя юнгианский анализ, многие клиенты находят себя в искусстве. Типичным примером является судьба Германа Гессе - лауреата Нобелевской премии в литературе. Не только его книги, но и произведения Густава Майнрика, Борхеса и многих других знаменитых писателей были созданы под сильным влиянием идей Юнга.
Нововведения: Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры», под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Архетипы. Личное и коллективное сознательное, бессознательное.
Отвергнув теорию сексуальности Фрейда,
Юнг предложил понимать под либидо
психическую энергию человека, определяющую
интенсивность психических
Будучи уже известным ученым,
Юнг пришел к мысли о том,
что для изучения психики
Согласно сложной концепции
Юнга, структура человеческой
1. Личное сознание
2. Коллективное сознание
3. Личное бессознательное
4. Коллективное бессознательное
(«разум наших древнейших
По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие «архетипы».
В общих чертах, «архетипы» образуют наиболее древние и универсальные формы мышления , проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал:
1.Эго. Является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.
2.Персона. Та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.