Аналитическая психология К.Г.Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:25, реферат

Описание работы

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает особый интерес социологов и несомненно приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. Аналитическая психология К.Г.Юнга
2.1. Архетип коллективного бессознательного
2.2. Психологические типы личности
3. Другие психологические теории
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ПСИХ.DOC

— 95.00 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования Украины

Украинская  академия банковского дела

Кафедра менеджмента 
 
 

Аналитическая психология К.Г.Юнга 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил    студент Артюхов Михаил Александрович

          

      Группа  ДФ-71 

      Проверил    Преподаватель Николенко С.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сумы - 1999 

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

     1.   ВВЕДЕНИЕ

    2.    Аналитическая психология К.Г.Юнга

    2.1.  Архетип коллективного бессознательного

    1. Психологические типы личности

   3.   Другие психологические теории 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 

    1. ВВЕДЕНИЕ
 
 

      Психологическое познание столь же древне, как сам  человек . Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения  и свойствах характера своих  ближних.

      В последнее время растет интерес  к вопросам человеческого поведения  и поискам смысла человеческого существования.  Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

      Наряду  с интересом к материальному  благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком.  Стремятся  разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы.  Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

      Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем  они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении.  Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

      Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.  Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

      Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше  понять поведение личности во взаимоотношении  с окружающими т.е. социальную сторону  его поведения. Это вызывает особый интерес социологов и несомненно приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.

      2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ  К.Г.ЮНГА

 
    1. Архетип коллективного бессознательного.
 

      Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения  психологических явлений, выдвигающих  среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание.  Условно глубинную психологию разделяют на классическую и современную.

      Классическая  глубинная психология представлена концепцией Зигмунда Фрейда.

      Аналитическая психология - одна из школ глубинной  психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

      В 1908 г. была организована Международная  психоаналитическая ассоциация. Одним из наиболее активных ее деятелей становится К. Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, еще до сближения с Фрейдом приобретший известность изобретенным им тестом на ассоциацию слов. Тест требует от подвергаемого испытанию лица возможно более быстрой реакции на предъявляемое слово любым другим словом. Заторможенность этой реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение (совместно с другими реакциями, в частности изменением пульса, электрического сопротивления кожи и т.д.) рассматривались как «индикатор комплекса», т.е. как указание на эмоционально окрашенные представления, сообщение о которых является для испытуемого нежелательным.

      Юнг работал под руководством известного психиатра Е. Блейлера, а также  под руководством Жане. Мысль о том, что ассоциации могут быть использованы для изучения скрытых тенденций личности, а не только памяти и мышления, носилась тогда в воздухе. Юнг пришел к ней независимо от Фрейда. Познакомившись же с теорией Фрейда, он стал применять ее в психиатрической клинике.

      Через несколько лет Юнг разошелся  с Фрейдом, выдвинув собственную  систему, названную им «аналитической психологией». Одним из ее центральных  пунктов стало «учение о коллективном бессознательном». Подобно инстинктам животных, у человека, согласно Юнгу, врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Архетипы – априорные организаторы нашего опыта, невидимый ультрафиолетовый конец психического спектра. Они обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психический расстройствах, а также в творениях культуры. В качестве объекта своих спекуляций Юнг выбрал историю алхимии, символы которой, по его мнению, запечатлели стремление к «индивидуации», выражающей потребность индивидуальной души синтезировать присущее ей коллективно-бессознательное начало с элементами собственного познания.

      Характерный для всего психоаналитического  движения антиисторический подход не только к индивидуальному сознанию, но и к развитию культуры ярко выступил в юнговской концепции. Эволюция культурных ценностей выводилась Юнгом из мифических вневременных свойств человеческой души.

      Если  юнговское учение об архетипах, коллективном бессознательном и т.д. не было принято  научной психологией, то разработанная им типология характеров приобрела популярность и поныне используется в исследованиях личности. Юнг разделил человеческие типы на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью, чуждый самосозерцанию) и интравертивный (обращенный внутрь). Концепция Юнга ничем позитивно не обогатила понятие о мотивации, зато ликвидировала важное разграничение двух ее аспектов – энергетического и смыслового – и провозгласила последний изначально, генетически заложенным в конструкции мозга.

      Исследовательская карьера Юнга началась в клинике  для душевнобольных в Буфгхельцле, неподалеку от Цюриха, в то время  Юнг находился под сильным  влиянием Пьера Жане и Зигмунда Фрейда.  Изучение в тот период шизофрении как раз привело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природу психической энергии.  Фрейд полагал, что шизофрения на ряду с другими психическими расстройствами развивалась из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир больного.

      Юнг же считал, что контакт с внешним  миром поддерживаемая и иными  способами, помимо сексуального, а потерю контакта с реальностью, характерную  для шизофрении, нельзя связывать  лишь с сексуальным перемещением.  Так что принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии.

      Теория  либидо Юнга тесно связанна с такими понятиями, как прогрессия и регрессия, а так же законом противоположностей (Прогрессия - движение вперед, регрессия - возвращение в прежнее состояние, к более ранней стадии развития).

      Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической  адаптации.  Соответственно адаптация  осуществляется в два этапа:

      1)Получение  установки;

      2)Завершение  адаптации средствами установки.

      В процессе регрессии несовместимые  и отвергнутые пережитки повседневной жизни, всякого рода предосудительные животные проявления выходят на поверхность.  Регрессия - вовсе не обязательный ретроградный шаг в жизни субъекта, а скорее необходимая фаза его дальнейшего развития.

      Юнг предложил достаточно обширную и  впечатляющую систему взглядов на природу  человеческой психики.  Его труды  включают глубоко разработанную  теорию структуры и динамики психическо-сознательного  и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики.  Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного.

      Понятие архетипов коллективного бессознательного придает аналитической психологии дополнительное измерение по сравнению с другими школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историей эволюции человеческой психики во всех ее культурных проявлениях.  Аналитическую психологию следует отличать от физиологической экспериментальной психологии, стремящихся свести целостные психические явления к их составным элементам, равно как и от поведенческой психологии, интерес которой сосредоточен на поведении субъекта как совокупности реакций организма на стимулы внешней Среды.  Задача аналитической психологии - раскрыть психический мир человека как естественное целое явление, не ограничивается лишь терапией неврозов или изучением его интеллекта или патологических особенностей.  Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал сам Юнг, аналитическая психология есть практическая дисциплина в том смысле, что наряду с познанием целостной природы психики она оказывается и техникой психического развития, применимой к обычным людям, является вспомогательным средством в области медицинской и педагогической, религиозной и культурной деятельности.

      Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод и технику.  Центральным  понятием его психотерапии является “индивидуация”.  Оно используется Юнгом в несколько ином значении, нежели в средневековой теологии.  Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от “Я“, центра сознания, к “Самости” как центру всей психической системы.  Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни. 

    1. Психологические типы личности.
 

      Юнг считал исследование психики наукой будущего.  Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько  в угрозе перенаселения или атомной  катастрофе, сколько в опасности  психической эпидемии.  Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика.  Для Юнга этот “решающий фактор” сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; “мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека”.

      Идея  психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в  аналитической психологии с классификацией “психологических типов”.  Различаются  несколько таких типов.  Они  относятся к врожденной разнице  в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.  Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

      Экстраверт  характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром.  Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.  Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется “в своей тарелке”, - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми.  И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде.  Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

      Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства.  Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам.  Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.  Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.

Информация о работе Аналитическая психология К.Г.Юнга