Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:04, реферат
Изучение общения как сложного социально-психологического явления предполагает выделение в его структуре универсальной свойства, обуславливающей все формы его проявления. Таким свойством для общения является взаимодействие.
В философии категория «взаимодействие» используется для определения общей формы связи вещей или явлений в их взаимной смене, влиятельные одних на другие.
Социальное взаимодействие является составной и формой проявления общей, универсальной взаимодействия. Иначе говоря, общество - это система реальных связей и взаимодействий человека с другими людьми, социальными группами, совокупность всех социальных отношений - опосредованных и непосредственных, сознательных и неосознанных.
Введение…………………………………………………………………………..3
Задачи межличностного взаимодействия…………………………………....5
Виды структура и функции межличностного взаимодействия…………...7
Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии………….…....12
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Задачи межличностного
взаимодействия…………………………………...
Виды структура и функции межличностного взаимодействия…………...7
Альтруизм и агрессия
в межличностном
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Изучение общения как сложного социально-психологического явления предполагает выделение в его структуре универсальной свойства, обуславливающей все формы его проявления. Таким свойством для общения является взаимодействие.
В философии категория «взаимодействие» используется для определения общей формы связи вещей или явлений в их взаимной смене, влиятельные одних на другие.
Социальное взаимодействие является составной и формой проявления общей, универсальной взаимодействия. Иначе говоря, общество - это система реальных связей и взаимодействий человека с другими людьми, социальными группами, совокупность всех социальных отношений - опосредованных и непосредственных, сознательных и неосознанных.
В процессе деятельности люди обмениваются не только информацией, но и различными действиями. Эти действия обеспечивают планирование совместной деятельности, ее координацию и распределение функций. С их помощью осуществляются взаимное стимулирование, взаимный контроль и взаимопомощь в процессе решения общей задачи. Это предполагает, что каждый из участников - партнеров по взаимодействию - делает свой вклад в его решение, обеспечивающее большую эффективность соответствующей деятельности по сравнению с суммой отдельных индивидуальных действий указанных участников.
Таким образом, взаимодействие (интеракция) в социально-психологическом плане - аспект общения и психология общения, проявляющаяся в организации людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности, достижения определенной общей цели.
Человек, взаимодействуя с другими людьми, одновременно вступает в определенные конкретные связи и отношения с ними, с различными социальными группами, обществом в целом. Поэтому в структуре интерактивного общения (взаимодействия) можно выделить две стороны: внутреннюю (содержательную) и внешнюю (формальную).
Внутренней (содержательной) стороной взаимодействия является совокупность отношений личности с социальной средой, которые можно рассматривать в двух аспектах: широком (социальном) и узком (межличностным).
В широком смысле личность является субъектом многочисленных и разнообразных отношений: производственных, политических, религиозных, национальных, нравственных и т.д. Такие отношения часто называют общественными, или социальными, их характерной чертой является то, что они лишены индивидуализированного, личного выражения и отражают связи, взаимодействие не между конкретными личностями, а между репрезентантами различных социальных групп, между различными социальными типами. Эти отношения носят объективный характер: личность вступает в них независимо от их желаний и стремлений, симпатий или антипатий.
В социальных отношениях отражаются
существенные связи между различными
сферами жизнедеятельности
Но для каждого конкретного
лица такие общественные отношения
очень редко выступают в «
Социально-психологический
и личный аспекты общественных отношений
проявляются в поведении
Этот факт довольно часто является гносеологическим источником одной из распространенных ошибок социально-психологических исследований. Так, в концепции интеракционизма, в социометрии Дж. Морено социальные отношения отождествляются с межличностным взаимодействием. Отсюда делается вывод об определяющей роли микросреды в развитии общества и личности.
В действительности же все, что происходит в пределах межличностных отношений, содержательно обусловлено определенным типом социальных отношений, заданный целью совместной деятельности людей. Сами межличностные отношения формируются не где-то вне общественными отношениями, а внутри них, как конкретная персонификация обезличенных социальных связей.
Таким образом, содержанием взаимодействия между людьми есть определенная и специфическая для социальной структуры общества совокупность экономических, правовых, политических отношений. Реализация этого содержания в конкретной деятельности людей требует определенных средств и форм выражения. Они могут иметь как рациональное, так и эмоциональный характер, проявляться в конкретных особенностях социально-психологического, межличностного общения.
Задачи межличностного взаимодействия
Три основные задачи межличностного
взаимодействия: межличностное восприятие
и понимание человека, формирование
межличностных отношений и
Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана c социально психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения профессиональных и личностных особенностей и др.
C возрастом дифференцируются
эмоциональные состояния.
Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению c физическим обликом, наиболее информативны.
Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления o воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей.
Для восприятия человека и
его понимания субъект
К условиям восприятия человека
человеком относятся ситуации, время
и место общения. Сокращение времени
при восприятии объекта снижает
возможность воспринимающего
Виды, структура и функции межличностного взаимодействия
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Виды межличностных отношений:
1) по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);
2) по целям (деловые, личные);
3) по направленности (вертикальные
(различные иерархические
Структура межличностных отношений:
1) когнитивный компонент (предполагает осознание того, что нравится, а что не нравится в межличностных отношениях);
2) поведенческий компонент
(реализуется в конкретных
3) эмоциональный компонент (переживание, оценка другого человека, обусловленные социокультурными нормами групп).
Функции межличностных отношений
1) помогают адаптироваться в новой среде;
2) познавательная функция (социальное познание, познание другого человека);
3) удовлетворяют потребности человека в контакте с другими людьми.
Основные феномены межличностных отношений:
1) симпатия - избирательная
привлекательность. Вызывает
2) аттракция - привлечение, притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии;
3)антипатия;
4) эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;
5) совместимость (оптимальное
сочетание психологических
6) сработанность (удовлетворение
от общения; согласованность
Отношения зарождаются, закрепляются,
достигают определенной зрелости, ослабляются,
разрываются. Эти процессы зависят
от следующих критериев:-1) наличие
и глубина эмоциональных
Уровни межличностных
отношений: 1) первичное знакомство;
2) приятельские отношения (создают
основу для дальнейшего развития
отношений); 3) товарищеские отношения
(позволяют закрепить
1. В широком смысле
— случайный или
2. В узком смысле —
система взаимно обусловленных
индивидуальных действий, связанных
циклической причинной
Информация о работе Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии