Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:05, реферат
Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях.
Введение
Основные принципы социально-когнитивной теории
За пределами внутренних сил
Бихевиоризм изнутри
Вне подкрепления
Саморегуляция и познание в поведении
Научение через моделирование
Основные процессы научения через наблюдение
Процессы внимания: понимание модели
Процессы сохранения: запоминание модели
Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение
Мотивационные процессы: от наблюдения к действию
Подкрепление в научении через наблюдение
Косвенное подкрепление
Самоподкрепление
Как появляется саморегулирование
Почему мы наказываем себя
Самоэффективность: путь к совершенному поведению
Способность выстроить поведение
Косвенный опыт
Вербальное убеждение
Эмоциональный подъем
Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
Насилие по телевидению: модели агрессии в каждой гостиной
Самоэффективность: как научиться преодолевать свои страхи
В применение: "Власть человеку" - саморегулируемое изменение
Самоконтроль поведения
Литература
«Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности»
Введение
Трудно
преувеличить то влияние, которое основные
принципы теории научения оказали на
психологию и теорию личности. Концепции
классического и оперантного
научения, предоставляют мощный инструмент
для объяснения того, как формы поведения
приобретаются, сохраняются и модифицируются
в результате научающего прошлого опыта
индивида. В последние десятилетия, однако,
персонологи начали выдвигать предположения,
что поведение человека регулируется
сложными взаимодействиями между внутренними
явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие)
и факторами окружения. Кульминацией таких
рассуждений, являющихся развитием в различных
направлениях взглядов классических бихевиористов,
можно назвать социально-когнитивное
направление. Особенности этого направления
наиболее отчетливо представлены в работах
двух выдающихся персонологов — Альберта
Бандуры и Джулиана
Роттера. Теория каждого из них значительно
отличается от радикального бихевиоризма
Скиннера, но сохраняет строгую научную
и экспериментальную методологию, которая
характеризует бихевиористский подход.
Бандура
полагает, что психическое
Скиннера, который ограничивает объяснение
поведения человека до двухфакторной
односторонней модели, в которой внешние
события служат единственной причиной
поведения. В отличие от Скиннера, который
почти всегда рассматривал научение посредством
прямого опыта, Бандура делает основной
акцент на роли научения через наблюдение
в приобретении навыков поведения. Действительно,
наиболее отличительной чертой социально-
когнитивной теории Бандуры является
убеждение в том, что в основном поведение
человека формируется через наблюдение
или на основе примеров.
Люди развили повышенную способность
научения через наблюдение, что позволяет
им расширить свои знания и навыки на основе
информации, переданной путем моделирования.
Действительно, в сущности, все феномены
научения через прямой опыт могут появиться
косвенно при наблюдении за поведением
людей и его результатами.
Бандура
также подчеркивает важность самостоятельных
воздействий как причинного фактора
во всех аспектах функционирования человека
— мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее
очевидно в его концепции самоэффективности
— положения о том, что человек может научиться
контролировать события влияющие на его
жизнь. Большая часть этой главы посвящена
социально- коллективному направлению,
разрабатываемому Бандурой.
Основные принципы социально-когнитивной теории
Мы начинаем наше изучение социально-когнитивной теории Бандуры с его оценки того, как другие теории объясняют причины поведения человека. Таким образом, мы можем сравнить его точку зрения на человека с другими.
За пределами
внутренних сил
Бандура
отмечает, что до недавнего времени
наиболее общим положением, поляризованным
различными психодинамическими доктринами,
было убеждении том, что поведение
человека зависит от целого ряда внутренних
процессов
(например, влечений, побуждений, потребностей),
часто действующих на уровне ниже порога
сознания [Bandura,1989b]. Хотя эта точка зрения
широко распространю: не только среди
профессионалов, вопрос о ее концептуальной
и эмпирически основе все еще остается
открытым. Бандура описывал концептуальные
ограничения подобных теорий следующим
образом.
О внутренних детерминантах часто делали вывод, исходя из поведения, которому ой предположительно, были причиной, и в результате под видом объяснения давал описания. Наличие импульсов враждебности, например, выводилось из вспышки, которая затем объяснялась действием этого лежащего в ее основе импульса. Подобным же образом существование мотивов достижения выводилось из поведения, направленного на достижение; мотивы зависимости — из зависимого поведения; мот любопытства — из любознательного поведения; мотивы власти — из доминирующего поведения и так далее. Не было ограничения числу мотивов, которые можно было найти, выводя их из того поведения, которое они предположительно вызывали [Bandura, 1977b,p. 2].
Вдобавок
к этому, психодинамические теории
пренебрегали огромной сложностью и
разнообразием реакций
Можно сравнить, мать реагирует на ребенка
дома в разные дни, как она реагирует на
свою дочь: отличие от сына в сравнимой
ситуации и как она реагирует на ребенка
в присутствии своего мужа и без него.
Все это является темой для размышления.
Бихевиоризм изнутри
Достижения
в области теории научения переместили
фокус причинного анализа с гипотетических
внутренних сил на влияние окружения (например,
оперантное научение Скиннера). С этой
точки зрения, поведение человека объясняется
в терминах социальных стимулов, которые
вызывают его, и подкрепляющих последствий,
которые сохраняют его. Но, по мнению Бандуры,
объяснять поведение, таким образом, —
значит выплескивать вместе с водой ребенка.
Внутренним «ребенком», о котором следует
помнить, для Бандуры были самостоятельные
познавательные процессы. Другими словами,
радикальный бихевиоризм отрицал детерминанты
поведения человека, возникающие из внутренних
когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды
не являются ни автономными системами,
ни простыми механическими передатчиками,
оживляющими влияния окружения — они
обладают высшими способностями, которые
позволяют им предсказывать появление
событий и создавать средства для осуществления
контроля над тем, что влияет на их повседневную
жизнь.
Учитывая, что традиционные теории поведения
могли быть неверными, это давало скорее
неполное, чем неточное объяснение поведению
человека. С точки зрения Бандуры, люди
не управляются интрапсихическими силами
и не реагируют на окружение. Причины функционирования
человека нужно понимать в терминах непрерывного
взаимодействия поведения, познавательной
сферы и окружения.
Данный подход к анализу причин поведения,
который Бандура обозначил как взаимный
детерминизм, подразумевает, что факторы
предрасположенности и ситуационные факторы
являются взаимозависимыми причинами
поведения (рис.1).
Проще говоря, внутренние детерминанты
поведения, такие как вера и ожидание,
и внешние детерминанты, такие как поощрение
и наказание, являются частью системы
взаимодействующих влияний, которые действуют
не столько на поведение, но также на различные
части системы.
Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Например, грубое поведение человека на званом вечере может привести к тому, что действия окружающих его людей будут, скорее, наказанием, а не поощрением для него. И напротив, дружелюбный человек на том же самом вечере может создать окружение, в котором для него будет достаточно поощрения и мало наказания. Во всяком случае, поведение изменяет окружение. Бандура также утверждал, что, благодаря сноси необычайной способности использовать символы, люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия.
Заметим,
что стрелки на рис.1 указывают
в обе стороны, а это значит,
что каждая из трех переменных в
модели взаимного детерменизма способна
влиять на другую переменную. Но как
мы можем предсказать, какой из трех
компонентов системы будет влиять на другие?
Это в основном зависит от силы каждой
переменных. Иногда наиболее сильны влияния
внешнего окружения, иногда доминируют
внутренние силы, а иногда ожидание, вера,
цели и намерения формируют и направляют
поведение. В конечном итоге, однако,
Бандура полагает, что причине двойной
направленности взаимодействия между
открытым поведением: окружающими обстоятельствами
люди являются и продуктом, и производителе
своего окружения. Таким образом, социально-
когнитивная теория описывает модель
взаимной причинности, в которой познавательные,
эффективные и другие личностные факторы
и события окружения работают как взаимозависимые
детерминанты.
Вне подкрепления
Какие
факторы позволяют людям
Люди могут учиться, наблюдая или читая,
или слыша о поведении других людей.
В результате предыдущего опыта люди могут
ожидать, что определенное поведение будет
иметь последствия, которые они ценят,
другое — произведет нежелательный результат,
а третье — окажется малоэффективным.
Наше поведение, следователю, регулируется
в значительной мере предвиденными последствиям.
Например, в качестве владельцев дома мы не ждем, пока дом сгорит, чтобы застраховать его от пожара. Напротив, мы полагаемся на полученную от других информацию о роковых последствиях отсутствия пожарной страховки и приходим к решению приобрести ее. Точно так же, пускаясь в рискованное путешествие по дикой местности, мы не ждем, пока нас застигнет снежная вьюга или проливной дождь, а сразу одеваемся по-походному. В каждом случае мы можем заранее вообразить последствия неадекватной подготовки, и принимаем необходимые меры предосторожности. Посредством нашей способности представлять действительный исход символически будущие последствия можно перевести в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия. Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения.
В
центре социально-когнитивной теории
лежит положение о том, что
новые формы поведения можно
приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.
Бандура отмечает, что многое в поведении,
которое мы демонстрируем, приобретается
посредством примера: мы просто наблюдаем,
что делают другие, а затем повторяем их
действия. Этот акцент на научении через
наблюдение или пример, а не на прямом
подкреплении, является наиболее характерной
чертой теории Бандуры.
Саморегуляция и познание в поведении
Другой
характерной чертой социально-когнитивной
теории является выдающаяся роль, которую
она отводит уникальной способности
человека к саморегуляции. Устраивая
свое непосредственное окружение, обеспечивая
когнитивную поддержку и
Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные
способности, например способность оперировать
символами, дают нам мощное средство воздействия
на наше окружение. Посредством вербальных
и образных репрезентаций мы производим
и сохраняем опыт таким образом, что он
служит ориентиром для будущего поведения.
Наша способность формировать образы
желаемых будущих результатов выливается
в бихевиоральные стратегии, направленные
на то, чтобы вести нас к отдаленным целям.
Используя способность к оперированию
символами, мы можем решать проблемы, не
обращаясь к действительному, открытому
поведению проб и ошибок, можем, таким
образом, предвидеть вероятные последствия
различных действий и соответственно
изменять наше поведение. Представим себе
ребенка, который знает, что если он разобьет
любимую игрушку младшей сестры, то она
будет плакать, заставляя тем самым маму
волноваться, будет обвинять того, кто
разбил игрушку, создавая необходимость
его наказать. Представив возможные последствия,
ребенок предпочтет играть своими игрушками,
чтобы избежать родительского гнева и
сохранить позитивное одобряющее поведение
матери. Короче говоря, способность ребенка
предвидеть последствия различных действий
позволяет ему вести себя соответствующим
образом.
Информация о работе Альберт Бандура социально-когнитивная теория личности