Автор: Светлана Ясинская, 22 Ноября 2010 в 15:39, контрольная работа
понятие и источники активности
Введение__________________________________________________3
1. Понятие активности___________________________________ 4
2. Источники активности_________________________________7
Заключение____________________________________________ 12
Литература______________________________________________ 13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
1.
Понятие активности____________
2.
Источники активности__________
Заключение______________
Литература______________
Введение
Психология как наука обладает особыми качествами, которое отличает ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы можем непосредственно обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В ходе самостоятельного рассмотрения целью нашего исследования является активность и ее источники.
1. Понятие активности
Активность является сложной чертой характера, проявляющейся в деятельном отношении человека к труду. Активность предполагает постоянство усилий, направленных к одной цели, настойчивость и упорство в работе, планомерный и систематический характер действий, обязательное достижение определенного результата.
Необходимо отличать активность от суетливой деятельности. Последняя всегда носит лихорадочный характер, выражается в быстро сменяющих друг друга действиях, часто не имеющих между собой близкой внутренней связи. Особенность суетливости — в ее внешней экспрессивности при внутренней слабости или бессодержательности.
При суетливости волевые действия человека, в конце концов, остаются бесплодными; учащийся как будто много делает, он постоянно стремится проявить себя, включается в любые мероприятия, его всегда можно видеть занятым сегодня одним, завтра другим делом, но при всем том он не вырабатывает у себя устойчивых интересов, не развивает точных и правильных навыков в том или другом виде деятельности, не добивается сколько-нибудь ощутимых и плодотворных результатов в этих своих разнообразных, часто и бессистемно меняющихся занятиях1.
Суетливый
человек руководствуется в
Активность человека развивается наиболее совершенным образом в процессе труда. Труд содействует выработке таких качеств характера, как устойчивость воли, способность длительно удерживать внимание на процессе труда. Устойчивое направление воли в процессе труда связано с выработкой терпения и настойчивости. Труд содействует также развитию аккуратности, тщательности в работе, вырабатывает чувство уверенности в своих действиях.
Активность может воспитываться в самых различных видах труда. Умственная работа учащихся, связанная с выполнением ими своих учебных обязанностей, также должна рассматриваться как деятельность, содействующая воспитанию активности учащихся.
При организации мероприятий по воспитанию активности важно соблюдать следующие общие требования:
1.
Труд должен применяться как
система. Случайный,
2.
В организации труда
3.
По своему содержанию и объему
труд, как воспитательное
4.
Необходимо соблюдать строгую
регламентацию процесса труда:
он должен проводиться в
5. Всякая работа, раз она начата, должна быть закончена, как бы она ни была мала и незначительна. Остановки на полпути, недоведение работы до успешного результата оказывают губительное влияние на характер, приучая к безответственности, ослаблению волевых усилий, к понижению активности и т. д.
2. Источники активности
Наиболее яркими источниками активности характера являются решительность, смелость и инициативность. Именно эти черты выступают на первый план в психическом облике тех людей, которые в коллективах выделяются как активисты. Активный или энергичный человек в нужные моменты проявляет решительность, смелость и инициативность.
Решительный человек принимает решение, не задерживаясь на излишних сомнениях и колебаниях, не отвлекая своего внимания на мысли и действия, стоящие в стороне от выполняемого дела. Он следует русской поговорке: «Куй железо, пока горячо».
Решительность помогает входить в работу без излишнего раскачивания, быстро переключаться с одной работы на другую. Решительность проявляется как при выборе действия, так и при выборе средств для его выполнения, а также при переходе от выбора к самому действию. Иногда люди, энергично и твердо принимающие решение, все же не выполняют его, так как обнаруживают нерешительность при попытке осуществить то, что было решено.
Решительность — очень важная черта для педагога. От того, насколько быстро и своевременно учитель примет правильное решение- и осуществит его, часто зависит успех дела. Педагогический процесс очень динамичен и требует быстрой ориентировки, легкого переключения внимания и скорых решений. Наблюдая студентов педагогического института на первых их пробных уроках, замечаешь, как часто даже хорошо спланированный урок не совсем достигает цели потому, что студент оказался слишком заторможенным в те моменты, когда надо было действовать. Такие уроки характеризуются как вялые, растянутые, обычно они не вызывают у учащихся интереса, эмоционального подъема.
Решительность
требует активного
У
нерешительных людей нет
У многих нерешительных людей процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, вызывая типичное для них состояние застойности или инертности торможения. Кроме того, нерешительность связана со слабой подвижностью нервных процессов. Поэтому состояние нерешительности часто встречается у флегматиков и меланхоликов. Однако эта черта может быть и у представителей других типов темперамента, но проявляется в других формах. У сангвиника нерешительность выражается в торопливой смене решений, в растерянности перед желанием делать одновременно и то и другое. Нерешительность холерика связана с его безудержностью, страстностью, мешающими принять решение в спокойном состоянии.2 Таким образом, в основе нерешительности может быть (например, у холериков) и застойность процесса возбуждения.
Активность выражается также в смелости, которая необходима в борьбе, в опасном, рискованном положении. Смелый человек любит борьбу, любит преодолевать опасности.
При выполнении смелого действия человек чувствует уверенность в себе, подъем; смелость придает человеку силу, раскрывает и нем скрытые способности. Недаром в народе говорят: «Смелость города берет», «Смелость — делу воевода».
Но смелость может принять форму безудержного удальства, могущего перейти во вредное лихачество.
Не следует думать, что смелость требуется только в военной обстановке. Есть профессии, связанные с опасностью и риском и тем самым требующие смелости, как, например, профессии испытателей самолетов, врачей-эпидемиологов, пожарников, эта черта совершенно необходима спортсменам.
Своего рода смелость нужна и учащимся как одно из выражений их самостоятельности в работе. Некоторые дети боятся действовать самостоятельно, они приучены, когда не надо, прибегать к помощи старших и товарищей.3 Нужна смелость детям и в занятиях трудом, физической культурой и спортом.
Педагогам следует непримиримо относиться к тем формам извращения смелости, когда она у учащихся превращается в лихачество и озорство. Например, некоторые учащиеся склонны к таким нарушениям дисциплины, как грубые слова, сказанные учителю, причем нередко эти слова учащиеся считают проявлением смелости.
Противоположна смелости отрицательная черта — трусость, боязнь всякого риска, опасности, отступление перед трудностями, которые можно преодолеть. Встречаются люди, боящиеся высказать свои суждения, следуя превратно понятому изречению: «молчание — золото».
Иногда трусы стараются «рационализировать» свое поведение, ссылаясь на то, что смелость должна быть осмотрительной, но обычно они не проявляют и осмотрительной смелости. В других случаях маскируют свою трусость своею «скромностью», которая выступает прикрытием трусости.
Следующий источник волевой активности — инициативность. Инициативным называется человек, которому прежде всего присуще чувство нового. Это, кроме того, человек требующий известной самостоятельности, уверенности в себе, находчивости, быстроты ориентировки.
Черта,
противоположная
Горячей поборницей воспитания детской инициативы в советской школе была Н. К. Крупская. Она возражала против чрезмерной опеки над учащимися. Говоря о внеклассной работе, она особенно рекомендовала прислушиваться к запросам и интересам детей, будить их самостоятельную мысль и любовь к инициативной деятельности. А. С. Макаренко в своей педагогической работе придавал огромное значение инициативе своих воспитанников как членов коллектива, объединенного около больших, интересных трудовых задач, требующих находчивости, изобретательности. Он часто советовался с воспитанниками, поощряя их активность. Он высмеивал тех, кто считал инициативу каким-то наитием, утверждая, что инициатива приходит тогда, когда имеется налицо задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.
Указанные источники активности характера часто сочетаются у одного человека, но иногда одни из них выступают значительно ярче других. Например, решительный и смелый человек не всегда оказывается инициативным. Это делает необходимым при характерологическом анализе различать данные черты.
Заключение
Таким образом, активность предполагает постоянство усилий, направленных к одной цели, настойчивость и упорство в работе, планомерный и систематический характер действий, обязательное достижение определенного результата.
Наиболее яркими источниками активности характера являются решительность, смелость и инициативность. Решительный человек принимает решение, не задерживаясь на излишних сомнениях и колебаниях, не отвлекая своего внимания на мысли и действия, стоящие в стороне от выполняемого дела.