Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:16, контрольная работа
Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. Изучает закономерности достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности, исследующая творческие потенциалы и жизненную самореализацию человека, факторы, пути и способы достижения человеком социального успеха и профессионального мастерства. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Общее определение акмеологии как науки.
Акмеоло́гия
(от др.-греч. ακμή,
akme — вершина, др.-греч.
λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий изучение
закономерности и механизмы, обеспечивающие
возможность достижения высшей ступени
(акме) индивидуального развития. Изучает
закономерности достижения максимального
совершенства во всех видах индивидуальной
деятельности, исследующая творческие
потенциалы и жизненную самореализацию
человека, факторы, пути и способы достижения
человеком социального успеха и профессионального
мастерства. В более широком понимании
является междисциплинарной научной отраслью.
Научные и исторические предпосылки возникновения акмеологического знания.
Представления о развитии
человека начали складываться
еще в начале культурного
На
исходе XX века и в преддверии третьего
тысячелетия при возникновении
глобально-кризисных проблем (экологических,
демографических, социальных) особую остроту
приобретает поиск новых
Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов - один из важнейших собственно человеческих ресурсов, который становится фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает новая интегративно-комплексная наука акмеология. Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности.
Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социо-культурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.
В
развитии акмеологии можно выделить
четыре основных этапа. Первый – латентный,
когда складывались исторические, культурологические,
социальные, философские, научные, практические,
педагогические предпосылки выделения
в научном познании новой сферы человековедения.
Второй этап – номинационный, когда социальная
потребность в такого рода знании была
осознана и обозначена путем введения
Н. Рыбниковым в 1928 году специального термина
"акмеология". Третий этап – инкубационный,
его начало датируется возникновением
концептуальной идеи Н. Кузьминой о необходимости
констелляции исследований акмеологической
проблематики в качестве новой области
человекознания. Предпосылкой явились
систематизация и обобщение, анализ и
дифференциация человекознания второй
трети XX века в трудах Б. Ананьева. Завершился
этот этап выдвижением программы развертывания
акмеологии в качестве особой дисциплины.
Четвертый – институциональный – этап
связан с созданием ряда социальных структур:
акмеологической кафедры, лабораторий
в вузах и, наконец, Международной академии
акмеологических наук. В рамках этих научно-учебных
структур ведутся исследования, разрабатываются
акмеологические технологии и осуществляется
профессиональное обучение.
Основные цели, объект и предмет акмеологии.
Акмеология изучает особенности важнейшей стадии, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. На состояние зрелости "работает" вся предшествующая жизнь человека. К моменту своей зрелости он может быть здоров или отягощен хроническими заболеваниями. Его побуждения могут соответствовать или не соответствовать общечеловеческим ценностям. В деятельности, от которой зависит существование человека, он может оказаться беспомощным или продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.
Акмеология выясняет характеристики, формирующиеся у человека в дошкольном возрасте, в младшем школьном, в годы отрочества и юности, дает рекомендации по их формированию, чем обеспечивает успешное проявление "акме" на стадии зрелости.
Понимая причинно-следственные связи с особенностями процессов, протекающих на различных стадиях развития человека, обусловленных общими и частными обстоятельствами его жизни, акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты влияния на человека государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи, природных условий и пр.
Человек
с позиции теории самоорганизации
рассматривается как
Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.
Самоподготовка,
в свою очередь, состоит из самообразования
и самовоспитания. На данных этапах
человеком формируется
После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.
Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.
Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности, к сожалению, это бывает далеко не всегда.
Таким
образом, применение синергетического
подхода в акмеологии дает возможность
ответить на вопросы: как происходит
самоорганизация человека, какими механизмами
она движется и как добиться вершин
признания. Это, в свою очередь, позволяет
построить идеальную модель самоорганизации
и жизненного пути индивидуума, грамотная
реализация которой приведет к успеху.
Все это является областью разработок
акмеологии XXI века.
Научные и практические задачи акмеологии.
На
основании проведенных
Однако чаще всего акмеология анализирует зрелость и "акме" более суженно, имея в виду только овладение человеком профессией. Это очень актуально, ибо огромное количество людей в политике, экономике, сфере управления, науке, многих других областях деятельности не являются профессионалами. Непрофессионализм приводит к громадным потерям в укреплении государственности, экономике, внешней и внутренней политике, промышленности и сельском хозяйстве, в сфере воспитания и образования. Непрофессионализм способствует повышению напряженности в межнациональных отношениях, межличностным конфликтам и психологическому дискомфорту в самочувствии людей.
Профессионализм человека связывают с развитыми способностями, со знаниями в конкретной области деятельности, умениями и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на дело, а также необходимым для его профессионализма здоровьем.
В
жизни часто фиксируют
Относительно уровня профессионализма может и должен оцениваться не только тот или иной человек, работающий в конкретной области труда, но и отдельные различающиеся по величине и характеру решаемых задач общности — бригада, экипаж, воинское подразделение, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т. д. Начавшиеся исследования в этой области в ближайшее время приведут к более широкому толкованию предмета акмеологии.
В настоящее время акмеология создает методический инструментарий, позволяющий выявить достигнутый уровень профессионализма отдельным человеком и организациями.
Существуют три основные методологические ориентации современного знания: естественнонаучная, гуманитарная и технологическая. Рассмотрим основные характеристики акмеологии.
Естественнонаучная ориентация выражается в стремлении оформиться в качестве самостоятельной области. Методологически она во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде описания экспериментальных фактов, изучения механизмов и закономерностей, обеспечения их математической достоверности и т. п.), сложившимся еще в классическом естествознании. При анализе ряда акмеологических феноменов (природы одаренности, генетических и физиологических особенностей, психофизиологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. д.) происходит апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда и т. д.
Гуманитарная ориентация проявляется в онтологической определенности, базирующейся на генетическом взаимодействии с науками о человеке и на предметном обособлении от них в качестве самостоятельной дисциплины. До возникновения акмеологии исследовались профессионализм, творчество, образование взрослых, но специфика в изучении мастерства, его вершинных форм "акме" привела к возникновению специфической проблематики и последующей разработке акмеологических технологий.
Технологическая ориентация проявляется во взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.) и использовании четких стандартов практически ориентированного знания. Следует учитывать, что акмеология связана с техническими дисциплинами опосредованно, например через эргономику, обеспечивающую оптимизацию человеческого фактора в технике. Необходимо учитывать также влияние на акмеологию современной праксеологии, проявляющейся в технологизации гуманитарного знания (в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики, по И. Семенову) и гуманитаризации технических наук (в возникновении бионики, соционики, эвристики, синергетики и др.).
Современная праксеология стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики с позиций общей теории систем, с учетом данных человекознания и обществознания.