Агрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение психологии агрессии.
Исходя из заданной цели задачи работы следующие:
Изучить теоретические основы психологии агрессии.
2. Изучить профилактику агрессии в повседневной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы психологии агрессии…………………………………5
Понятие агрессии ………………………………………………………….5
Причины возникновения агрессии, её природы и факторов…………....6
2 Агрессия в повседневной жизни……………………………………………...16
2.1 Профилактика агрессии………………………………………………….16
2.2 Поведение с агрессором………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по юр психологии.docx

— 49.80 Кб (Скачать)

5. Противоположную позицию  по пониманию агрессии занимает  Э. Фромм, представитель неофрейдизма.

Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности.

Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследования проблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида. Ряд исследователей, таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разными участками мозга.

Так, например, экспериментально установлено, что, стимулируя определенные участки мозга, можно усилить  аффект гнева (и соответствующую  модель поведения), а можно и затормозить. Например, активизация зависит от промежуточного мозга, латерального гипоталамуса, центрального серого вещества. Подобные исследования демонстрируют тот  факт, что в одних зонах реакция  активизируется, а в других сдерживается. Вследствие дуальной (биполярной) организации  полушарий мозга возникает и  двойственность рефлекса агрессии. Важен  вопрос, какие факторы нарушают равновесие и провоцируют открытую ярость и  соответствующее разрушительное (агрессивное) поведение. Эксперименты показывают, что  нарушения подобного рода могут  произойти, с одной стороны, от электрического раздражителя, а с другой стороны - наступить вследствие выведения  из строя тормозящих центров. Такие  исследователи, как Марк и Эрвин, обращают внимание на то, что нарушения  равновесия могут быть вызваны еще  и разного рода мозговыми заболеваниями.

Э. Фромм отмечает, что данные антропологической науки показали, что инстинктивистская интерпретация человеческой разрушительности не выдерживает критики. По его мнению, жестокость и деструктивность в большинстве обществ остается на таком низком уровне, что их объяснение с помощью «врожденных страстей» не убедительно. Так, факты свидетельствуют, что менее цивилизованные общества (охотники, собиратели и ранние земледельцы) проявляют меньшую агрессивность, чем более развитые цивилизации.

Важно, по мнению Э. Фромма, исследовать социальные условия, нарушающие равновесие рефлекса.

Э. Фромм анализирует различные типы агрессии и деструктивности, а также их предпосылки.

Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому Э. Фромм выделяет, строго различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни:

Во-первых, он развивает  идею «доброкачественной агрессии». Биологически адаптивная агрессия - это реакция  на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе. Она  свойственна и животным, и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер,возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причины.

Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть, другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессии специфичен только человеку. Эта агрессия приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - убийство и жестокие истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие термины как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение», «оборонительная агрессия».

Под понятием «псевдоагрессия», Э. Фромм понимает те действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения. Яркий пример псевдоагрессии -случайное ранение человека.

Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она  не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных  мотиваций (гнев, ненависть). Например, фехтование, стрельба из лука являются формами проявления игровой агрессии.

Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужские гормоны нередко вызывают агрессивность. Анатомические и физиологические особенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжению без промедления и без страха. Связь между агрессивностью самоутверждения и мужскими гормонами настраивает на мысль, что мужчины в большей мере, чем женщины, обладают высоким уровнем наступательной активности, необходимой для самореализации личности, в то время как женщины обладают такими чертами как склонность к защите слабого и уходу за другими. Касательно агрессии самоутверждения имеется еще один интересный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности.

Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого.

В этом смысле понять феномен агрессии можно лишь учитывая социальный фактор развития.

6. Когнитивные модели  агрессии помещают в центр  рассмотрения эмоциональные и  когнитивные процессы. Согласно  теориям данного направления,  характер осмысления или интерпретации  индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провакационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

7. И последнее теоретическое  направление которое анализируется  в данной работе, рассматривает  агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе научения. В теории социального научения, ее автором является А.Бандура, агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения рассматривается как средство межличностного воздействия.

В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание  агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путём агрессивная  модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие её проявление; 3) на условия, способствующие закреплению  данной моделиповедения3. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агресию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют постоянно совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличии от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия её под контроль.

 

 

 

              2 Агрессия в повседневной жизни 
 
                             2.1 Профилактика агрессии 

Как уже было сказано  ранее, агрессия делится на защитную, или иначе оборонительную, и провоцирующую.

Первый, защитный вид, по сути, является естественной реакцией на внешний  раздражитель, и возникает, когда  человек испытывает страх за своё здоровье, за свою жизнь. Страх, как  и боль, - это очень неприятное чувство, и человек пытается любой  ценой от него избавиться. Есть много  способов преодоления страха, но одним  из самых действенных приемов  вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, тут же исчезает мучительное чувство  страха. Контроль такой агрессии носит  в основном профилактический характер.  Куда более опасен для человека и  для окружающих провоцирующий вид  агрессии. Именно его и следует  контролировать и стараться управлять  им. Рассматривая вопрос контроля агрессии, учёные и исследователи, опять же, выдвигают множество гипотез, но в одном все они схожи –  управление агрессией внутри человека возлагается на разум и волю индивидуума.  Разум, в первую очередь, должен уметь  отличать агрессивное поведение  от неагрессивного, просчитывать (насколько  это возможно) последствия вероятной  выплеснувшейся злости, уместность проявления агрессии в определённых условиях. Однако не стоит забывать, что знать – ещё не значит уметь. С развитием разума должен также приходить и рост волевых качеств человека. Сдерживание постепенно накапливающегося негатива – вот основная задача для тренировки воли.

Успех тренировки по совершенствованию  контроля агрессии может зависеть от двух факторов :

1. Знание агрессоров  и факторов, способных возбудить  в нём негативные эмоции (за  это отвечает разум)

         2. Соблюдение «диеты», направленной на агрессию: тренинги, самоконтроль (развивается воля человека).

Также агрессия может регулироваться внешними поощрениями (вознаграждение за сдержанность или наказание), викарным проявлением (наблюдение за тем, как  награждают или наказывают других) и естественными механизмами  саморегуляции (вина, гордость).

 
                           2.2Поведение с агрессором 

Как уже было отмечено мною ранее, психологическое воздействие  – явление чрезвычайно распространенное в обыденной жизни. Каждый человек  может быть и агрессором, и жертвой  в зависимости от ситуации. Конечно, так просто нельзя стать ни тем, ни другим.

         Стоит отметить, что в процессе беседы роли могут несколько раз поменяться местами, причем происходит это по негласному закону, в котором люди себе даже не отдают отчета. Например, когда два человека общаются на разные темы. Если разговор заходит о любимой теме одного, то он становится потенциальным агрессором, а второй – жертвой. При этом если жертва начинает говорить о своей любимой теме, неинтересной его собеседнику-агрессору, то роли меняются моментально.

         Что же советуют психологи в этом случае? Мало кто хочет выступать в роли жертвы. Однозначного ответа, конечно, нет, но есть ряд факторов, позволяющих защитить себя от воздействия агрессора.

Во-первых, понятно, что  не нужно стремиться перехватить  агрессивную инициативу, чтобы не испытывать страха. Достаточно лишь не играть жертву.  Агрессор подсознательно начнет вас уважать, если вы перестанете  прибедняться и бояться его.

Одна из причин того, что  многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них  элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.

         Во-вторых, стоит помнить, что мы не животные, а значит, не обречены быть только жертвами, или только агрессорами. Непосредственно в общении с кем-то психологи советуют собраться, насколько это возможно. Сконцентрировать всю свою силу и мысли, внутренне мобилизовать себя.

         Молодые учителя часто допускают ошибку, когда входят в класс с опущенным в пятки сердцем. Дети тут же чувствуют страх и начинают играть агрессора. Они интуитивно понимают, над каким учителем можно поиздеваться, а над каким нет.

         Любой человек чувствует страх на интуитивном уровне, поэтому тщетно скрывать свое состояние. Страх можно скрыть только не испытывая его. А это возможно только в состоянии боевой готовности, тогда роль жертвы не сможет включиться. Опять же, тренировки организма стрессовыми ситуациями позволят несколько изменить положение планки страха по отношению к агрессору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому  живому существу, имеющему все основания  избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение  включает в себя следующие частные  положения:

1) агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда;

2) в качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает  причинение вреда или ущерба  живым организмам;

3) жертвы должны обладать  мотивацией избегания подобного  с собой обращения.

В зависимости от формы проявления агрессия бывает:

 -  Физическая - использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная - выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг) или содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).

Информация о работе Агрессия