Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:44, реферат
Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ. 4
1.1 Понятие агрессии. Основные теории агрессии 4
Глава 2. Причины влияющие на возникновение агрессии. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
Паттерсон
и его коллеги обнаружили, что
два параметра семейного
Исследователи обнаружили, что младшие братья или сестры чаще начинают драку. Кроме того, дети редко ведут себя агрессивно, если наказывают старших.
С детской агрессивностью связаны: 1) негативизм матери – враждебность, отчужденность, безразличие ребенка; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых дисциплинарных методов – физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темперамент ребенка – уровень активности и вспыльчивость.
Взаимодействие со сверстниками.
Ига со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление).
Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «самых неприятных». Такие дети демонстрируют социальное поведение такое как вербальное (угрозы, ругательства), физическое (удары, пинки), вызывающие неприязнь.
Исследователи обнаружили, что школьников с высоким уровнем агрессии называло в качестве своих лучших друзей такое же количество сверстников, что и менее агрессивных. Как и предполагалось агрессивные дети склонны объединятся со столь же агрессивными сверстниками.
Одно из классических открытий социальной психологии – то, что на людей зачастую сильно поступки или слова окружающих. Такое обучающее поведение играет важную роль в объяснениях воздействий примеров насильственного поведения.
Индивидуум,
наблюдающий агрессивное
И, наконец, люди часто наблюдающие насилия, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним.
Итак,
эксперименты приводят к одному и тому
же выводу: дети, наблюдающие агрессию
у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях
с окружающими агрессивно.
Влияние телевидения
Просмотрев сетку вещания было обнаружено, что две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозой избиения или убийства»). К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия.
Подготавливает ли телепоказ криминальных сюжетов к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещенно участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии.
Последняя гипотеза, являясь вариацией катарсиса, утверждает, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения.
Катарсис (эмоциональная разрядка). Согласно этой теории агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум «высвобождает» агрессивную энергию либо посредством агрессивного действия, либо за счет проигрывания воображаемой агрессии.
С начала эры телевидения количество преступлений, связанных с насилием, стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения. Защитники же утверждают, что эпидемия насилия является результатом действия многих факторов. Споры продолжаются до сих пор.
Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и поведением. Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постепенно обнаруживается в различных странах.
Итак, можем ли мы сделать вывод, что телевидение дает обильную пищу для агрессии?
Изучая мальчиков, исследователи сделали вывод, что в отличие от тех из них, кто смотрел незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости, смотревшие их в большем количестве совершали почти в половину больше правонарушений в течение последних шести месяцев. Это дало основание полагать, что у «заядлых» отклонение в поведении действительно происходит благодаря телевидению.
Ирон и Хьюсман обнаружили, что тридцатилетние мужчины, которые в детском возрасте смотрели много «крутых» телепередач, с большей вероятностью совершали серьезные преступления.
Но и это еще не все. Везде и всегда с появлением телевидения возрастает количество убийств.
Заключение некоторых исследователей таково; просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены тесно связан с антисоциальным поведением. Это влияние является не очень сильным; фактически иногда оно настолько умеренное, что некоторые критики сомневаются в его существовании. Более того, агрессия в экспериментах скорее находится на уровне толкания друг друга, оскорбительного замечания. Но нельзя не прийти к выводу, что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия. Скорее речь идет о том, что телевидение является одной из причин.
Проведенные
опросы среди подростков, взрослых
показали, что «заядлые» зрители (четыре
часа в день и более) чаще, чем балующиеся
(два часа и менее), преувеличивали степень
насилия, существующего в окружающем мире,
и опасались, что на них будет совершенно
нападение.
Внешние детерминанты агрессии.
Боль.
Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения.
«Психологическая боль» - это, конечно, то же самое мы называем «фрустрацией». Боль усиливает агрессивность также и у людей. Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и сильный ушиб или мучительная головная боль.
Берковиц сделал вывод, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии. Любое аверсивное событие, будь то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву.
Жара.
На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Изменение климата могут влиять на поведение. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха – все это может быть увязано с агрессивным поведением. Но наиболее изученным является жара.
Массовые беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни. В жаркую погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с насилием. Наибольшее количество преступлений, связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким. Водители автомобилей, не оснащенных кондиционером, чаще сигналят сбавляющим скорость машинам.
Однако надежных доказательств того, что между температурой и агрессией существует прямая зависимость нет. Возможно, в горячие летние вечера людей тянет на улицу, где они могут подвергнуться влиянию факторов группового взаимодействия.
Атакующее поведение.
Атакующее
поведение другого человека, например
сознательное причинение боли или оскорбительное
действие, является особо сильным возбудителем
агрессии. Чаще всего действует принцип
«око за око, зуб за зуб».
Теснота.
Тесното-субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессочным фактором.
Состояние стресса, испытываемое животными в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности. Несомненно, что в компактно заселенных больших городах происходит большее количество преступлений и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.
Возбуждение.
Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение действительно усиливает эмоции.
Сексуальное возбуждение и другие его виды, такие как гнев, могут усиливать друг друга. На основании лабораторных экспериментов выяснено, что эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которые только что пережили испуг.
Фрустрация,
жара, теснота оскорбление усиливают
возбуждение. При этом возбуждение
в сочетании с враждебными
мыслями и чувствами может
обеспечить появление агрессивного
поведения.
Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: отсутствие сдерживающих начал.
Работы
Точа показывают, что эти лица, несмотря
на сравнительную
Исследователь
пришел к выводу, что насильников
(не контролирующих себя агрессоров) можно
разделить на несколько типов. Одни из
них руководствуются социальными целями
и мотивами (например, поддержание своего
имиджа), в то время как другие стремятся
эксплуатировать других и насаждать свою
власть (запугивание, эксплуатация). Некоторые
ведут себя агрессивно из-за убеждения,
что «за ними охотятся», а также из-за страха,
что сами стаут жертвами, если не нанесут
удара первыми.
Чрезмерно контролирующие себя агрессоры: когда чрезмерная сдержанность становится опассной.
Мегарджи
пришел к заключению, что виновные в
совершении поступков с применением крайних
форм насилия являются чрезмерно контролирующие
себя агрессоры – лица, обладающие мощными
сдерживающими силами, препятствующими
совершению агрессивных действий. Такие
люди обычно редко реагируют на провокацию,
предпочитая прятать свой гнев под мнимым
безразличием. С течением времени, однако,
если провокации не прекращаются, даже
их чрезмерное терпение лопается. Люди
неожиданно прибегают к насилию. После
«выброса» агрессии они опять возвращаются
к своему прежнему состоянию пассивности.
Гендер и агрессия: мужчины и женщины как агрессоры.
Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии.
Данные
исследований свидетельствуют, что
мужчины и женщины
Мужчины
более склонны прибегать к
прямым формам агрессии, а женщины
предпочитают пользоваться косвенными
действиями, которые наносят вред противнику
окольным путем.
Роль наследственного фактора в формировании агрессивного поведения человека.
Вместо того чтобы утверждать, что природа (то есть биологические процессы) или же воспитание (то есть научение, влияние среды) несут ответственность за агрессивное поведение, мы займем позицию, согласно которой ни один из этих факторов в полной мере не ответственен за человеческую агрессию. Хотя в основе ее проявления биологические процессы находятся в зависимости от социальных и средовых процессов и тесно взаимодействуют с ними.