Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:52, курсовая работа
Цель исследования: дать по возможности полную характеристику агрессии в детском возрасте и изучить возможности диагностики и работы по профилактике агрессивного поведения детей.
Объект исследования: поведение детей 3-4 лет.
Предмет исследования: проявления агрессивности в поведении детей.
Гипотезы:
1. Причины проявления агрессивности в поведении у детей множественны и имеют разный уровень значимости, но наиболее существенными являются специфические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в группе.
2. Эффективность диагностики агрессивности у детей 3-4 лет может быть повышена путем ее проведения в процессе значимой для детского возраста деятельности, в частности, соревновательной игры.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении
детей.
2. Выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивности в поведении у детей.
3. Рассмотреть и проанализировать наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей 3-4 лет.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;
- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей с использованием наблюдения, беседы.
- содержательная интерпретация и количественный анализ результатов.
Для нашего исследования были использованы методы:
- теоретический
анализ философской, психолого-
- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей с использованием наблюдения, беседы.
- интерпретация и количественный анализ результатов.
Исследование проводилось на базе «Волгоградский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики № 3» г. Волжского, с помощью воспитателей и воспитанников старшей группы, где воспитываются дети от 3 до 4 лет.
В основной части исследования приняли участие 12 детей.
В ходе беседы воспитателями отмечалось, что агрессивные дети как правило стремятся занять положение лидера в группе. Часто это происходит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются повышенной конфликтностью.
В ходе исследования были выделены формы проявления агрессивности в поведении детей с помощью беседы с воспитателями. Результаты показали, что открытое выражение агрессии (физическая и вербальная) является наиболее характерной формой проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.
Степень выраженности разных видов агрессии по результатам опросника для воспитателей (выборка детей 12 человек, 5 мальчиков и 7 девочек)
Категория ответа | Количество детей | Всего детей | |
девочки | мальчики | ||
физическая агрессия | 3 | 2 | 5 |
вербальная агрессия | 1 | 1 | 2 |
косвенная агрессия | 2 | 1 | 3 |
негативизм | 1 | 1 | 2 |
Преобладание
открытого выражения агрессии в
поведении дошкольников показало и наблюдение
за ребенком в ходе соревновательной игры.
Результаты наблюдения за детьми в ходе игры (выборка 12 детей)
Категория ответа | Количество детей | Всего детей | |
девочки | мальчики | ||
физическая агрессия | 3 | 2 | 5 |
вербальная агрессия | 2 | 1 | 1 |
косвенная агрессия | 1 | 1 | 2 |
негативизм | 1 | 1 | 2 |
Было отмечено, что в ходе игры
по мере приближения ее к концу
большинство детей слабо
Выводы.
Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
В ходе исследования
мы выяснили, что основными причинами
проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание
сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого
с целью подчеркнуть свое превосходство.
Так же можно сделать вывод, что мы провели
теоретический анализ проблемы агрессивности
в поведении детей и выявили и проанализировали
основные формы проявления агрессивности
в поведении у детей.