Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:39, курсовая работа
Цель нашей работы состоит в изучении понятия агрессия и гендерных особенностей ее проявления.
Объектом – исследования является агрессия. Предмет исследования агрессия и гендерные особенности, проявления агрессивности.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1) на основе теоретического анализа раскрыть понятие агрессия;
2) выявить роль агрессии в жизнедеятельности индивидуумов
3) описать гендерные особенности агрессивных проявлений.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ понятия агрессии и её роли в жизнедеятельности человека 4
1.1 Понятие агрессии и агрессивности 4
1.2 Биологические предпосылки и структура агрессии 10
1.3 Гендерные различия в проявлении агрессии 16
1.4 Роль агрессии в жизни человека 18
Заключение 22
Список литературы 23
1.4
Роль агрессии в жизни
человека
Было реализовано несколько подходов: эволюционная теория и биологические предпосылки. Рассмотрели так же понятия агрессивности, его виды и детерминанту, изучив гендерные особенности. Перейдем к выяснению роли агрессии в жизни человека.
Поведение человека по фону активности эмоций бывает нескольких видов: к ним относятся агрессивное поведение, пассивное поведение и уверенное поведение.
Вначале нужно понять, что включает в себя само понятие «агрессивное поведение». Многие оценивают его как однозначно негативное явление, но не всё так просто.
Агрессивное поведение – это определённый способ поведения, который направлен против других. Сюда относится управление другим человеком, подавление его для того, чтобы добиться своей цели.
Опять же существуют различные подгруппы агрессивного поведения. Если мы говорим о физической агрессии, то в этом случае мнение однозначно. Физическое насилие, которое применяется для вынуждения другой личности поступить в угоду вам – это категорически недопустимо и, как известно, влечёт за собой ответную агрессию, а не решение проблем. Человека, проявляющего физическое насилие, нельзя считать сильным и уверенным в себе человеком, скорее всего всё как раз наоборот.
Второй вид – это вербальная агрессия, то есть давление на человека с помощью слов. Применяются также оскорбления, унизительная речь, порицание, сквернословие, и всевозможные упрёки. Существует и завуалированный вид вербальной агрессии – сарказм и чёрный юмор. А к невербальной агрессии относятся: оказание подавляющего воздействия через взгляд, жесты, позу, выражение лица. Часто слышим выражение «убить взглядом» – это из этой же области. Более тонкое проявление агрессии – это игнорирование и манипулирование.
Всё вышеописанное кажется проявлениями из негативного разряда поведения, всем нам приятно общаться с покладистыми людьми, выполняющими наши просьбы, не умеющими сказать «нет» любому человеку, всегда готовыми нам помочь. Но пассивное поведение также нежелательно и опасно, как и агрессия. Пассивный человек не оказывает сопротивления и бездействует. Он всё пускает на самотёк и не печётся о соблюдении своих интересов. А в нашей нелёгкой жизни такой человек легко может пойти наперекор своим жизненным принципам и ценностям лишь для сохранения хороших отношений с людьми. А теперь вы можете сделать свой вывод, приемлемо ли полное отсутствие агрессии в личности человека.
Пассивные личности, устраиваясь на работу, замыкаются при возникновении первой же конфликтной ситуации. Такой человек уходит в себя, не хочет ни о чём говорить и, если неприятная ситуация сама не решается (а, по опыту, конфликты сами редко проходят), просто увольняется и ждёт следующего подарка судьбы. Здравая агрессия нужна, чтобы объяснить свою позицию, отстоять свою правоту и, в конце концов, чтобы возвратить мирные отношения, тоже в некоторых случаях не обойтись без воздействия на окружающих.
И в реальности, какими вы хотите видеть своих детей во взрослой жизни. Если вы приучаете с самого младенчества ребёнка быть покорным, не возмущаться, не показывать характер, то, конечно, вам будет легко с ним, и вы избежите некоторых проблем, но появятся другие. Такой излишней податливостью будут пользоваться другие (довольно часто непорядочные) люди. Ведь не редки случаи, когда домашний и спокойный ребёнок превращается в неуправляемого подростка, потому что не может дать отпор давлению сверстников.
В различных ситуациях бывает уместно как агрессивное поведение, так мягкое и уступчивое. Важно, чтобы вы были уверены в себе и могли управлять своими действиями и эмоциями. Страшно, когда агрессия и гнев управляют нами, и мы причиняем вред окружающим нас людям. Человек, лишённый агрессии и способности к сопротивлению, не сможет противостоять и жизненным трудностям. Столкнувшись с проблемами, такие люди замыкаются и хотят уйти от реальной жизни, «спрятаться». А укрытие могут находить в алкоголе и других «бодрящих» вещах. Это как огонь в разумных размерах: когда он управляется и контролируется, то может быть полезен. Так и проявление агрессии, будучи под контролем, может приносить пользу. Ведь, бездействуя, можно упустить очень многое в своей жизни, а умение владеть ситуацией всегда пригодится.
Заключение
Изучение проблемы человеческой агрессии предполагает наличие исследования многих факторов агрессивного поведения, форм ее проявления присущих людям и обуславливающих их поведение. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований, вместе с тем она не теряет свою актуальность. Целесообразно обратить внимание общества на агрессию и ее гендерные проявления. В разных теориях анализа агрессивности, агрессия это не только отрицательные качества, но и ряд своих функций выполняющих важную роль, анализ позволяет сделать, агрессию, заключающаяся в разных формах, таких как убийство и разрушение.
Значение
агрессии в жизни человека как огонь
в разумных размерах: когда он управляется
и контролируется, то может быть полезен.
Поэтому необходима доля агрессии, но
при этом нужна мера.
Список
литературы
1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль: учебное пособие / Л. Берковиц. - М., 2001. – 33 - 79с.
2. Бэрон Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. // СПб., 1997. – 5 - 120 с.
3. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). / К. Лоренц. - М., 1994. – 58 - 152 с.
4. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности. / К.В. Сельченок. - Мн., 1999. – 74 с.
5. Белякова Л.М. Агрессия / Л.М. Белякова, Е.А. Дьякова. - М., 1998. – 159 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Сп.б.: Изд-во «Питер», 2000г. – 200 с.
7. Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессии / Т.Н. Курбатова, Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. — СПб, 1995. – 76 с.
8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 1994.- 87с.
Информация о работе Агрессия и её роль в жизнедеятельности человека Гендерный аспект