Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:33, реферат
Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Что такое агрессивность? Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)». Причины появления агрессии
у детей могут быть самыми разными.
Возникновению агрессивных На становление агрессивного
поведения большое влияние Исследования показали, что
родители, резко подавляющие Если же родители вовсе
не обращают внимания на агрессивные
реакции своего ребенка, то он очень
скоро начинает считать, что такое
поведение дозволено, и одиночные
вспышки гнева незаметно Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией. Портрет агрессивного ребенка Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает. Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» (Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»). Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: «У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. В ППМС-центре «Доверие» города Ломоносова был проведен мини-опрос среди старших дошкольников, целью которого было выяснить, как они понимают агрессивность. Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети (см. табл. 1 на с. 4). Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Как выявить агрессивного ребенка Агрессивные дети нуждаются
в понимании и поддержке Как правило, для воспитателей
и учителей не составляет труда определить,
у кого из детей повышен уровень
агрессивности. Но в спорных случаях
можно воспользоваться Таблица
1. Понимание агрессивности Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Ребенок: 1. Часто теряет контроль
над собой. Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача. Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992). Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 1. Временами кажется, что
в него вселился злой дух. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность —
15—20 баллов. Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе. Как помочь агрессивному ребенку Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют? Причин такого поведения
может быть много. Но часто дети поступают
именно так потому, что не знают,
как поступить иначе. К сожалению,
их поведенческий репертуар Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д. Работа с гневом Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек скорее всего рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям. К.Изард (1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Поскольку чувство гнева
чаще всего возникает в результате
ограничения свободы, то в момент
наивысшего «накала страстей» необходимо
разрешить ребенку сделать что- Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В.Оклендер. В своей книге «Окна в мир ребенка» она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение. Правда, в нашем обществе не приветствуется такое «вольное» общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но, как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых «зрителей». В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку. Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше «зреть» и охватит большее количество участников. Метод, предложенный В.Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разрешению конфликтной ситуации. Пример Подготовительную
группу детского сада посещали две
подружки — две Алены: Алена С.
и Алена Е. Они были неразлучны
еще с ясельной группы, но тем не
менее без конца ругались и даже дрались.
Однажды, когда психолог зашел в группу,
он увидел, что Алена С., не слушая пытавшегося
утихомирить ее воспитателя, швыряет все,
что подвернется ей под руку, и кричит,
что всех ненавидит. Приход психолога
оказался как нельзя более кстати. Алена
С., которая очень любила заходить в психологический
кабинет, «дала себя увести». Что же произошло на самом деле? Вероятно, во время прогулки две неразлучные Алены, как всегда, вели борьбу за лидерство. На сей раз симпатии «зрителей» были на стороне Алены Е. Выразив свой гнев на бумаге, ее соперница успокоилась и смирилась с происходящим. Безусловно, в данной ситуации можно было воспользоваться и другим приемом, главное, чтобы ребенок получил возможность приемлемым способом освободиться от переполняющего его гнева. Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным
способом выразить гнев, а педагогу
— беспрепятственно провести занятие
может так называемый «Мешочек для
криков» (в других случаях — «Стаканчик
для криков», «Волшебная труба “Крик”»
и др.). Перед началом урока
каждый желающий ребенок может подойти
к «Мешочку для криков» и как
можно громче покричать в него.
Таким образом он «избавляется» от
своего крика на время занятия. После занятия
дети могут «забрать» свой крик обратно.
Обычно в конце урока дети с шутками и
смехом оставляют содержимое «Мешочка»
учителю на В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией. Воспитатель или учитель,
видя, что дети «распетушились» и
уже готовы вступить в «бой», может
мгновенно отреагировать и Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях. Понятно, что в классе во время урока ребенок не может пинать консервную банку, если его толкнул сосед по парте. Но каждый ученик может завести, например, «Листок гнева» (см. рис. 1). Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока. Рис. 1 Однако чаще всего конфликтные ситуации возникают на переменах. Тогда с детьми можно проводить групповые игры (некоторые из них описаны в разделе «Как играть с агрессивными детьми»). Ну а в группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: надувные куклы, резиновые молотки, игрушечное оружие. Правда, многие взрослые не
хотят, чтобы их дети играли с пистолетами,
ружьями и саблями, даже игрушечными.
Некоторые мамы не покупают сыновьям
оружия вовсе, а воспитатели запрещают
приносить его в группу. Взрослым
кажется, что игры с оружием провоцируют
детей на агрессивное поведение,
способствуют появлению и проявлению
жестокости. Однако ни для кого не секрет,
что, даже если у мальчиков нет
пистолетов и автоматов, большинство
из них все равно будет играть
в войну, используя вместо игрушечного
оружия линейки, палки, клюшки, теннисные
ракетки. Образ воина-мужчины, живущий
в воображении каждого Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего. Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают. Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается. Небольшие бассейны с водой,
размещенные в группе детского сада,
— настоящая находка для О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети. 1. Одним каучуковым шариком
сбивать другие шарики, плавающие
на воде. Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными детьми, которое условно можно назвать «работа с гневом». Хотелось бы отметить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения. Обучение навыкам Следующим очень ответственным
и не менее важным направлением является
обучение навыкам распознавания
и контроля негативных эмоций. Далеко
не всегда агрессивный ребенок Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции. Для тренировки навыка распознавания
эмоциональных состояний можно
использовать разрезные шаблоны, этюды
М.И. Чистяковой (1990), упражнения и игры,
разработанные Н.Л. Кряжевой (1997), а
также большие таблицы и Рис. 2 В группе или классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя. Можно научить детей проводить обратную процедуру: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человечки. Пример такого плаката приводится на рис. 3. Рис. 3. Какое настроение у этих человечков? Еще один способ научить
ребенка понимать свое эмоциональное
состояние и развить Для того чтобы дети могли
верно оценивать свое состояние,
а в нужный момент и управлять
им, необходимо научить каждого ребенка
понимать себя, и прежде всего —
ощущение своего тела. Сначала можно
потренироваться перед Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Режиссер фильма «Деннис-угроза» Дейв Роджерс много раз на протяжении всего действия обращает внимание зрителей на скрытый сигнал, который подает главный герой фильма — шестилетний Деннис. Всякий раз, перед тем как мальчишка созорничает, мы видим его беспокойные бегающие пальцы, которые оператор показывает крупным планом. Затем мы видим «горящие» глаза ребенка, и только после этого следует очередная шалость. Таким образом, ребенок, если он верно «расшифрует» послание своего тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт. Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени. Кроме уже описанных способов работы, педагог может использовать и другие: проводить беседы с ребенком, рисовать и, конечно же, играть. В разделе «Как играть с агрессивными детьми» описаны игры, рекомендуемые в подобных ситуациях, но об одной из них хотелось бы рассказать подробнее. Впервые мы познакомились с этой игрой, прочитав книгу К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать». Она называется «Камушек в ботинке». Сначала игра показалась нам довольно сложной для дошкольников, и мы предложили ее учителям 1—2-х классов для проведения во время внеклассных занятий. Однако, почувствовав интерес ребят и серьезное отношение к игре, мы попробовали поиграть в нее в детском саду. Игра понравилась. Причем очень скоро она перешла из разряда игр в разряд ежедневных ритуалов, проведение которых стало совершенно необходимым для успешного течения жизни в группе. В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию. Игра проходит в два этапа. 1-й этап (подготовительный). Дети сидят в кругу
на ковре. Воспитатель спрашивает: «Ребята,
случалось ли, что вам в ботинок попадал
камушек?» Обычно дети очень активно отвечают
на вопрос, так как практически каждый
ребенок 6—7 лет имеет подобный жизненный
опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями
о том, как это происходило. Как правило,
ответы сводятся к следующему: «Сначала
камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть
его, найти удобное положение для ноги,
но постепенно нарастают боль и неудобство,
может даже появиться ранка или мозоль.
И тогда, даже если очень не хочется, нам
приходится снимать ботинок и вытряхивать
камушек. Он почти всегда совсем крошечный,
и мы даже удивляемся, как такой маленький
предмет смог причинить нам такую большую
боль. Нам-то казалось, что там огромный
камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». 2-й этап. Воспитатель говорит детям: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас скорей всего возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», — мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения; отдельные «камушки», о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от «камушка». Поиграв несколько раз
в эту игру, дети в дальнейшем
испытывают потребность рассказывать
о своих проблемах. Кроме того,
игра помогает педагогу беспрепятственно
проводить учебный процесс. Ведь
если детей что-то волнует, это «что-то»
не даст им спокойно сидеть на занятиях
и воспринимать информацию. Если же
дети получат возможность Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка, или Тигренка, или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему. Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др. Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие — научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других. Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога. Работа с родителями агрессивного ребенка Работая с агрессивными детьми, воспитатель или учитель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам. Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях мы рекомендуем использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Приведенная на с. 17 табл. 2 может послужить примером такой информации. Подобная таблица или другая наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями и с учителем. Главная цель подобной информации
— показать родителям, что одной
из причин проявления агрессии у детей
может быть агрессивное поведение
самих родителей. Если в доме постоянные
споры и крики, трудно ожидать, что
ребенок вдруг будет Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р.Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка». Советуем прочитать эту книгу и педагогам, и родителям. Р.Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.). Таблица 2. Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка) Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду. Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды. Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации. Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендуем разместить на стенде в классе или в группе следующую наглядную информацию (см. табл. 3). Таблица 3.«Позитивные и негативные способы выражения гнева» (рекомендации доктора Р.Кэмпбелла) Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми 1. Быть внимательным к
нуждам и потребностям ребенка. Однако все перечисленные
способы и приемы не приведут к
положительным изменениям, если будут
иметь разовый характер. Непоследовательность
поведения родителей может Терпения вам и удачи, дорогие родители! Как играть с агрессивными детьми На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через 4—8 занятий «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом. Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг». Психолог Я.А. Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно использовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки», и другие. Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать игры, способствующие релаксации, описание которых дается в главе «Как играть с тревожными детьми». Подвижные игры «Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям
следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу,
давайте называть друг друга разными необидными
словами (заранее обговаривается условие,
какими обзывалками можно пользоваться.
Это могут быть названия овощей, фруктов,
грибов или мебели). Каждое обращение должно
начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!»
Помните, что это игра, поэтому обижаться
друг на друга не будем. В заключительном
круге обязательно следует сказать своему
соседу что-нибудь приятное, например:
«А ты, ..., солнышко!» «Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает
детей на пары и читает текст: «Рано-рано
два барана повстречались на мосту».
Участники игры, широко расставив
ноги, склонив вперед туловище, упираются
ладонями и лбами друг в друга.
Задача — противостоять друг другу,
не сдвигаясь с места, как можно
дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». «Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». «Тух-тиби-дух» (Фопель К., 1998) Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. «Я сообщу вам
по секрету особое слово. Это волшебное
заклинание против плохого настроения,
против обид и разочарований. Чтобы
оно подействовало по- «Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999) Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится
на пары, один из участников пары (участник
1) берет в руки какой-либо предмет,
например, игрушку, тетрадь, карандаш и
т.д. Другой участник (участник 2) должен
попросить этот предмет. Инструкция
участнику 1: «Ты держишь в руках
игрушку (тетрадь, карандаш), которая
очень нужна тебе, но она нужна
и твоему приятелю. Он будет у
тебя ее просить. Постарайся оставить
игрушку у себя и отдать ее только
в том случае, если тебе действительно
захочется это сделать». Инструкция
участнику 2: «Подбирая нужные слова,
постарайся попросить игрушку так,
чтобы тебе ее отдали». «Попроси игрушку» — невербальный вариант (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999) Цель: обучение детей эффективным способам общения. Упражнение выполняется
аналогично предыдущему, но с использованием
только невербальных средств общения
(мимики, жестов, дистанции и т.д.). «Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В., 1997) Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается
на пары, где есть ведомый («турист»)
и ведущий («компас»). Каждому ведомому
(он стоит впереди, а ведущий сзади,
положив партнеру руки на плечи) завязывают
глаза. Задание: пройти все игровое
поле вперед и назад. При этом «турист»
не может общаться с «компасом» на
вербальном уровне (не может разговаривать
с ним). Ведущий движением рук
помогает ведомому держать направление,
избегая препятствий — других туристов
с компасами. «Зайчики» (Бардиер Г.Л. и др., 1993) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит
детей представить себя веселыми
зайчиками в цирке, играющими
на воображаемых барабанах. Ведущий
описывает характер физических действий
— силу, темп, резкость — и направляет
внимание детей на осознание и
сравнение возникающих мышечных
и эмоциональных ощущений. «Я вижу...» (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999) Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша. Участники, сидя
в кругу, по очереди называют предметы,
которые находятся в комнате,
начиная каждое высказывание словами:
«Я вижу...». «Ласковые лапки» (Шевцова И.В.) Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает
6—7 мелких предметов различной фактуры:
кусочек меха, кисточку, стеклянный
флакон, бусы, вату и т.д. Все это
выкладывается на стол. Ребенку предлагается
оголить руку по локоть; воспитатель
объясняет, что по руке будет ходить
«зверек» и касаться ласковыми лапками.
Надо с закрытыми глазами угадать,
какой «зверек» прикасался к руке
— отгадать предмет. Прикосновения
должны быть поглаживающими, приятными. «Толкалки» (Фопель К., 1998) Цель: научить детей контролировать свои движения. Скажите следующее:
«Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние
вытянутой руки друг от друга. Поднимите
руки на высоту плеч и обопритесь ладонями
о ладони своего партнера. По сигналу
ведущего начните толкать своего
напарника, стараясь сдвинуть его с
места. Если он сдвинет вас с места,
вернитесь в исходное положение.
Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете
себя более устойчиво. Тот, кто устанет,
может сказать: “Стоп”». «Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на
стуле с полотенцем в руках. Все остальные
бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят,
дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но
когда ей все это надоедает, она вскакивает
и начинает гоняться за обидчиками, стараясь
поймать того, кто обидел ее больше всех,
он и будет «Жужей». «Рубка дров» (Фопель К., 1998) Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры. Скажите следующее:
«Кто из вас хоть раз рубил дрова
или видел, как это делают взрослые?
Покажите, как нужно держать топор.
В каком положении должны находиться
руки и ноги? Встаньте так, чтобы
вокруг осталось немного свободного
места. Будем рубить дрова. Поставьте
кусок бревна на пень, поднимите
топор над головой и с силой
опустите его. Можно даже вскрикнуть:
«Ха!» «Головомяч» (Фопель К., 1998) Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее:
«Разбейтесь на пары и ложитесь на
пол друг напротив друга. Лечь нужно
на живот так, чтобы ваша голова оказалась
рядом с головой партнера. Положите
мяч точно между вашими головами.
Теперь вам нужно его поднять
и встать самим. Вы можете касаться
мяча только головами. Постепенно поднимаясь,
встаньте сначала на колени, а потом
на ноги. Пройдитесь по комнате». «Аэробус» (Фопель К., 1998) Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие. «Кто из вас
хотя бы раз летал на самолете? Можете
ли вы объяснить, что держит самолет
в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают
типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь
из вас стать Маленьким Аэробусом?
Остальные ребята будут помогать
Аэробусу “летать”». «Бумажные мячики» (Фопель К., 1998) Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. Перед началом
игры каждый ребенок должен скомкать
большой лист бумаги (газеты) так, чтобы
получился плотный мячик. «Дракон» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. Игры за партами Для агрессивных детей
можно порекомендовать «Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад. «Ребята, возьмитесь
за руки со своим соседом по парте.
Смотрите друг другу только в глаза
и, чувствуя руки, попробуйте молча
передавать разные состояния: «я грущу»,
«мне весело, давай играть», «я рассержен»,
«не хочу ни с кем разговаривать»
и т.д. «Маленькое привидение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Ребята! Сейчас
мы с вами будем играть роль маленьких
добрых привидений. Нам захотелось
немного похулиганить и слегка напугать
друг друга. По моему хлопку вы будете
делать руками вот такое движение
(педагог приподнимает согнутые в
локтях руки, пальцы растопырены) и
произносить страшным голосом звук
«У». Если я буду тихо хлопать, вы будете
тихо произносить «У», если я буду
громко хлопать, вы будете пугать громко. Рисунки Дмитрия Майстренко |