Агрессивное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:03, реферат

Описание работы

Важнейшими событиями краткой истории человечества являются ситуация, в которых одни люди в массовом количестве убивали других людей. Современные общества не отличаются дружелюбием, люди буквально придавлены астрономическим военным бюджетом "мирного времени". Почему люди порой стремятся причинять боль и страдания окружающим? Почему родители избивают собственных детей? Как самоубийца может поднять руку на самого себя, наперекор инстинкту самосохранения? Психологи, физиологи, этологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1.Агрессивное поведение.………………………………………………………………………………4
Философия агрессии. Зло……………………………………………………………………..4
Теории агрессивного поведения………………………………………………………….4
Деструктивный тип агрессии (по Фромму) ………………………………………….7
Жестокость…………………………………………………………………………………………….9
К. Ясперс об эмпатии и взаимосвязи ее с агрессией………………………….10
Отношение комплекса неполноценности к комплексу вины…………….11
Завершение………………………………………………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Агрессивное поведение.docx

— 37.61 Кб (Скачать)

     Фромм трактует реакцию на витальную угрозу следующим образом: страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству. Последний вариант часто встречается, когда человек ищет выход, чтобы "сохранить свое лицо". Если же условия столь жестки, что избежать позора или краха невозможно, то тогда вероятнее всего произойдет реакция нападения. Страх, как и боль, являются в высшей степени негативно заряженными чувствами, и человек стремится любой ценой от них избавиться. Часто в бегстве от страха и боли человек прибегает к таким средствам как секс, сон или общение с другими людьми. Но наиболее действенным способом является агрессивность. Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение(к агрессии, деструктивному поведению) здесь же исчезает мучительное чувство страха.

     Одним из видов биологического приспособления является инструментальная агрессия, которая преследует определенную цель- обеспечить то, что необходимо или желательно. Люди( в отличие от животных)хотят иметь не только то, что им необходимо для выживания, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни, большинство людей отличается алчностью: накопительством, неумеренностью в пище и питье и сексе, жаждой власти, славы. При этом какая-либо из перечисленных сфер становится чьей-то страстью.

  Биологически адаптивная агрессия служит делу жизни. Однако только человек подвержен влечению мучить и убивать и при этом испытывать удовольствие. Это единственное живое существо, способное уничтожить себе подобных безо всякой для себя пользы или выгоды(там же).

     Одним из основополагающих факторов для формирования злокачественной агрессии Фромм считает хроническую невротическую депрессию(дистимия, снижение витального фона) и как ее следствия скуку(тоску).

       Человеческий мозг нуждается  не только в минимальном отдыхе, но и в некотором количестве  возбуждения (эмоционально значимых стимулах). Г.Селье описывает это состояние как состояние эустресса. Фромм в качестве одного из важнейших условий созревания индивида приводит наличие чувства единения. Он различает три категории лиц по отношению к проблеме скуки и возбуждения:

1)Люди, способные продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение; они не знают скуки.

2)Люди, постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, а также в постоянной смене раздражителей; эти люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то практически и не осознают.

3)Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным (для большинства людей) раздражителем.

     Согласно  Фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания, которые внешне не связаны с сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию. Жажда власти, жадность или нарциссизм - все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее, чем в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о "заученном поведении", о стереотипе или подражании.  

                                               1.4 Жестокость 

     Одним из видов проявления агрессивности и деструктивного поведения является жестокость. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении( причинение мучений словами) или в воображении-фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных. Жестокость может быть сознательной и неосознанной, поэтому встает вопрос о соотнесении ее с эго и с бессознательным. Жестокость может проявляться в отношении людей и животных, причем широко известны случаи расщепления, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным. Влечение к жестокости распространенно настолько широко, что рассматривается почти как норма. Ницше считал его именно нормой и полагал, что оргии жестокости выступают в качестве фундаментального фактора в истории всего человеческого рода. Подобного рода извращенные влечения, связанные с сексуальной сферой, известны как садизм и мазохизм. Но сексуальная холодность(фригидность) также связана с влечением к причинению страданий, с жаждой власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство(абсолютистко-дихотомическое мышление) также часто бывает проявлением жажды власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство также часто является проявлением жажды власти и желания мучить(как говорил Ницше, проявлением "слово справедливый" звучит почти также , как "подвергнуть пытке"). 

             1.5 К. Ясперс об  эмпатии и взаимосвязи ее с агрессией 

     Злокачественная агрессия, деструктивное поведение  являются составными частями асоциального поведения. По мнению К.Ясперса совершенно иной тип асоциальности развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям (из-за сниженной способности к эмпатии). Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится пыткой, и потому человек стремится их избегать, предпочитая уединение. Это и является причиной страданий индивида т.к. подавляя в себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим, которым досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается. Способность к межличностным контактам требует прежде всего эмпатии.

     Эмпатия - есть понятие обозначающеее способность к аналоговой, опосредованной функцией лимбической системы обработке информации исходящей извне ее расщепления и путем установления обратной связи прогноза последующих событии и выработка стратегии и тактики поведения для получения наибольшей выгоды. Эмпатия не есть что-либо застывшее, но процесс в результате которого происходят межличностные контакты, в результате которых человек способен удовлетворять (в рамках социума свои витальные и др. потребности в том числе и высшие. В результате общения происходят изменения и в нейрохимическом статусе каждой из общающихся сторон. Если функция лимбической системы нарушена автоматически нарушается и способность к эмпатии. Получается порочный круг. Чем более высока у человека способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими и наоборот. Человек с низкими эмпатическими способностями будет избегать общения в результате чего у него будет страдать процесс идентификации и таким образом его витальные потребности удовлетворены не будут. Такие люди склонны к интроспекции и как правило склонны к морализаторству болезненной саморефлексии и ощущении как это называет ряд авторов снижением чувства собственной достоверности, чувством внутренней пустоты, мертвенности, смерзлости и рассуждательству, а также обладают низким аффективным фоном (дистимией). К чему ведет сенсорная и эмоциональная депривация, известно - частенько к психозу. Такие субъекты рациональны, так как их мышление лишено эмоционального достаточного обеспечения. Порой под влиянием внешних обстоятельств стрессового характера они переходят на другой более высокий уровень экзистенции. После чего у них появляется чувство собственной ущербности, т.к. они познали другой более высокий экзистенциальный уровень. Тогда как та крыса нажимающая на рычаг они стремятся вновь повысить свой низкий эмоциональный уровень путем приятия психотропных таблеток, участия в различных опасных, связанных с риском делах и.т.п.  

     1.6 Отношение комплекса неполноценности к комплексу вины 

     В своей  работе "Заметки об отношении  комплекса неполноценности к  комплексу вины"(1938) Александер разграничивает психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности, т.е. стыда. В психоаналитической литературе той поры термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал, однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно противоположные функциональные результаты. Чувство вины-это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное или замышленное по отношению к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности. Стыд с другой стороны,- это реакция на ощущение слабости, неумелости , униженности по отношению к другим. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины: она стимулирует агрессивность. Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может победить того кто его опозорил. Стыд - настолько примитивная реакция, что проявляется даже у животных. Но чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть когда он осознает и принимает моральные ценности своего круга. Враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают чувство вины, оно, в свою очередь, подавляет возможность человека утвердится в соревновании с другими.    Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины . Таким путем создается замкнутый круг, лежащий в основе многих невротических расстройств. 
 
 
 
 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, агрессивное поведение  является одной из важнейших социальных проблем, которая содержит в себе непосредственную угрозу обществу. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.

     С течением времени агрессивное поведение  овладевает все большим количеством  людей, требует более глубокого  исследования причин и исследование методов борьбы с ней.  Агрессия во всех своих проявлениях может  привести к негативным последствиям, поэтому не стоит пренебрегать данным явлением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анатомия человеческой деструктивности. Э. Фромм М.1994г.
 
  1. Человек и его  душа. Ф.Александер.,Ш.Селесник М.1995г.
 
  1. Агрессия. К.Лоренц .М.1994г.
 
  1. Эгоистичный ген. Р.Докинз. Издательство "Мир".
 
  1. Опыты психологии самопознания. Ф.Перлз .М.1993.
 
  1. Общая психопатология. К. Ясперс М.1997.
 
  1. Криминальная  патопсихология. Ю.М.Антонян, В.В.Гульдан.М.1991.
 
  1. Эрос и цивилизация. Г.Маркузе. Киев 1995.
 
  1. Это человек. Философская антропология М.1995.

Информация о работе Агрессивное поведение