Агрессивное поведение детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

Содержание

Введение 3
Вопросы терминологии 5
Нарушения поведения 7
Типология агрессивного поведения современных подростков 11
Причины и специфика проявления агрессивности детей
на разных стадиях подросткового возраста 14
Половозрастные особенности проявления агрессивности
в поведении детей подросткового возраста 20
Коррекция агрессивного поведения 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Специальная психология текст курсовой.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 

Профилактика  и коррекция

агрессивного  поведения

   Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения  с подростками  имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые  формы. Не говоря уже  о практически  неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

   Особое  место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

   При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье»  – неизбежен скорый возврат подростка  в асоциальную  компанию и рецидив делинквентности.40

   Ведите  же детей в спортивные школы, приучайте  дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят  друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы  агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.41

   Исходя  из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а  подросток стремится  к утверждению  себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.42

   Д.И.Фельдштейн выделил социально  признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.43

 

   Заключение

   В подростковом возрасте одним из видов  отклоняющегося поведения  является агрессивное  поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

   Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и  физически здоровые дети) показало, что  ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.44

   Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.45

   Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.46

   Профилактика  и предупреждение девиантного поведения  несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных  отклонений в поведении  несовершеннолетних и осуществление  дифференцированного  подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

   Отсюда  возникает необходимость  в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических  и психолого-педагогических факторов, обуславливающих  социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых  должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

   Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая –  у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

   Рассмотрение  проявления разных форм агрессивности у  мальчиков и девочек  на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

 

Список использованной литературы

Ананьев Б.Г.

 

«О человеке, как объекте и субъекте воспитания» 
Избранные психологические труды в 2-х томах

Москва, 1980

Андриенко В.К.

Гербеев Ю.В.

Невский И.А

 

«Система перевоспитания подростков в условиях 
специальной школы
»,

Москва, 1990

Беличева  С.А.

 

«Основы превентивной психологии»

Москва, 1993

Горшкова  Е.А.

 

«Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы»

сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в  её развитии

Москва & Архангельск, 1993

Горьковая И.А

 

«Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков»,

автореферат диссертации кандидата психологических  наук, 
Санкт-Петербург, 1992

Иванова Л.Ю.

 

«Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»

сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в  её развитии

Москва  & Архангельск, 1993

Исаев Д.Д.

Журавлёв И.И

Дементьев В.В.

Озерецковский С.Д.

 

«Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения»

Санкт-Петербург, 1997

Кулагин Л.Г.

 

«О подростках, которым трудно»

журнал  Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

Личко А.Е.

Попов Ю.В.

 

«Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,

Москва, 1988

Паренс Генри

 

«Агрессия наших детей»

Москва, 1997

Першанина Е.

 

«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»

журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

Саенко  Е.В.

 

«Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения»

автореферат диссертации кандидата психологических  наук

Тверь, 1995

Семенюк Л.М.

 

«Психологические  особенности  агрессивного  поведения  подростков  и условия  его  коррекции»

Москва, 1996

Степанов  В.Г.

 

«Психология трудного школьника»

Москва, 1998

Сурков  А.

 

«Семейные войны»

газета  «Стрела», №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6

Тархова Л.

 

«Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели»

Москва, 1997

Фельдштейн  Д.И.

 

«Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального»

журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55

Фридман Л.М. Волкова К.Н.

 

«Психологическая наука – учителю»

Москва, 1985

Шипицына  Л.М.

Иванов Е.С.

 

«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы» 
Уэльс, Великобритания, 1992

Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков