Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
Введение 3
Вопросы терминологии 5
Нарушения поведения 7
Типология агрессивного поведения современных подростков 11
Причины и специфика проявления агрессивности детей
на разных стадиях подросткового возраста 14
Половозрастные особенности проявления агрессивности
в поведении детей подросткового возраста 20
Коррекция агрессивного поведения 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Профилактика и коррекция
агрессивного поведения
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.40
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.41
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.42
Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.43
Заключение
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.45
Воспитательно-
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Ананьев Б.Г. |
«О
человеке, как объекте
и субъекте воспитания»
|
Андриенко В.К.Гербеев Ю.В.Невский И.А |
«Система
перевоспитания подростков
в условиях
|
Беличева С.А. |
«Основы превентивной психологии»Москва, 1993 |
Горшкова Е.А. |
«Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы»сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитииМосква & Архангельск, 1993 |
Горьковая И.А |
«Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков»,автореферат
диссертации кандидата
Санкт-Петербург, 1992 |
Иванова Л.Ю. |
«Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитииМосква & Архангельск, 1993 |
Исаев Д.Д.Журавлёв И.ИДементьев В.В.Озерецковский С.Д. |
«Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения»Санкт-Петербург, 1997 |
Кулагин Л.Г. |
«О подростках, которым трудно»журнал Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142 |
Личко А.Е.Попов Ю.В. |
«Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,Москва, 1988 |
Паренс Генри |
«Агрессия наших детей»Москва, 1997 |
Першанина Е. |
«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141 |
Саенко Е.В. |
«Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения»автореферат
диссертации кандидата
|
Семенюк Л.М. |
«Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции»Москва, 1996 |
Степанов В.Г. |
«Психология трудного школьника»Москва, 1998 |
Сурков А. |
«Семейные войны»газета «Стрела», №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6 |
Тархова Л. |
«Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели»Москва, 1997 |
Фельдштейн Д.И. |
«Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального»журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55 |
Фридман Л.М. Волкова К.Н. |
«Психологическая наука – учителю»Москва, 1985 |
Шипицына Л.М.Иванов Е.С. |
«Нарушения
поведения учеников
вспомогательной школы»
|
Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков