Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:29, контрольная работа
Речь — высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция — обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления.
Существуют два относительно самостоятельных вида речи.
Введение
Глава1. Агнозии у больных с афазией.
1.1. Причины возникновения агнозий; виды агнозий у больных с афазией.
1.2. Диагностика и коррекция агнозий.
Заключение.
Литература.
Для изучения этого нарушения
используются аудиозаписи элементарных
бытовых звуков, которые ребенок должен
различать без специального обучения
(шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери,
шум шагов и т.д.).
Ребенку дается инструкция: «Внимательно
послушай звуки, которые я тебе предложу.
Ты должен их узнать и назвать мне».
После чего ребенку предъявляется аудиозапись и анализируются результаты обследования. Нарушение слуховой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слуховой агнозии).
Диагностика слухоречевой памяти проводится с помощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3—4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом — лес — стол», «ночь — кот — мост — дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последовательности.
Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы, говоря, что остальные не запомнил. Это нарушение носит модально-специфический характер. Если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.
По данным Н.Н. Трауготт и ее сотрудников, у больных аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков. С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередующихся через разные промежутки времени (или сгруппированных в определенные структуры), "по два, три, четыре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма и затем воспроизвести его.
Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь просит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой.
Для исследования данного нарушения слухового гнозиса применяются различные варианты тестов. Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытается провести дифференцировку голосов мужчины и женщины. Диагност может предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный компонент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], которые он должен четко различить и повторить.
История учения об агнозиях и их механизмах глубоко прослежена А.Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции», где анализ этого явления проводился в основном в связи с проблемой локализации функций и поисками их нейрофизиологических механизмов. Для выявления нарушений восприятия можно попросить больного назвать предметы обстановки, указывая на них, предложить определить их сравнительную величину, описать форму, расположение в пространстве, цвет; то же самое следует проверить на рисунках и фотографиях, в пробах Попельрейтера.
Диагностически полезными могут оказаться задания на выполнение рисуночных проб, чтение текста, списывание и письмо под диктовку. Учитывая системный и интегративный характер любого психического акта, следует иметь в виду, что изолированно нарушения восприятия при психических отклонениях не встречаются. Как правило, они сопровождаются другими видами отклонения от нормы, такими, например, как синдромы деперсонализации и дереализации.
Исследование осязания требует активного участия ребенка, что необходимо учитывать как при выборе методики обследования, так и при оценке достоверности полученных данных. По мере утомления больного увеличивается число ошибок в ответах, в связи с чем не следует проводить обследование дольше нескольких минут. Необходимо убедиться, что ребенок правильно понимает содержание инструкций, и помнить о возможности внушения тех или иных расстройств при использовании наводящих вопросов.
Поверхностная чувствительность (болевая) исследуется путем укола иглой. Температурная — с помощью прикосновения пробирок, наполненных горячей и холодной водой. Для определения тактильной чувствительности используется прикосновение ваткой, кисточкой или полоской бумаги.
Глубокая чувствительность оценивается по ответам больного и его защитной реакции на интенсивное давление в определенных участках тела (верхний край глазницы, грудина, фаланги и мелкие суставы пальцев). Суставно-мышечное чувство изучается с помощью пассивных движений в различных сегментах тела, направление которых больной должен определить без помощи зрения.
Исследуется также чувство
положения — способность
Иногда нарушения
Сложные виды чувствительности исследуются после изучения простых видов, так как знание о состоянии последних необходимо для правильной оценки получаемых результатов.
Стереогностическое чувство (способность на ощупь узнавать знакомые предметы) исследуется при закрытых глазах пациента: он должен узнавать предметы, которые вкладывают ему в руку (ручку, ложку, часы).
Двухмерно-пространственное чувство определяется путем рисования на коже пациента цифр или фигур, которые он должен назвать с закрытыми глазами.
Дискриминационная чувствительность исследуется с помощью раздвижного циркуля Вебера. Способность к раздельному восприятию двух одновременно наносимых раздражителей на разных участках тела колеблется от 0,2до 6 см.
Исследуется также способность к локализации раздражения и определению направления смещения кожной складки — кинестетическая чувствительность. Выявленные расстройства целесообразно фиксировать на специальных рисунках тела, где отмечаются характер и распространенность изменений чувствительности.
Исследование соматосенсорного гнозиса у детей включает изучение простых и сложных форм чувствительности с применением специальных проб. Проводятся пробы на локализацию прикосновения: предлагается показать точку на руке, к которой прикасался врач, а также соответствующую точку на противоположной руке. Исследуется возможность различения геометрических фигур и цифр, которые исследователь чертит на коже ребенка. Осуществляется оценка сохранности стереотактического чувства — при закрытых глазах ребенка врач вкладывает в его руку предмет (мяч, кубик, совок — для дошкольного возраста; карандаш, линейка, ключ, часы — для школьного возраста). Испытуемый должен на ощупь узнать его.
При проведении нейропсихологического исследования осуществляется анализ соматосенсорного гнозиса. У больного могут быть жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушение схемы тела и пр. В ходе исследования проводятся следующие пробы:
Агнозия — тяжелое неврологическое заболевание, и лечению оно в большинстве случаев не поддается. Поэтому на первое место выходят паллиативные мероприятия, позволяющие обеспечить больным более-менее приемлемый уровень жизни. Реабилитационные мероприятия направлены на обучение ориентации, на научение жить так, чтобы имеющееся нарушение восприятия не повлияло на безопасность. В современных лечебно-реабилитационных технологиях актуальным представляется наиболее полная социальная интеграция больных, формирование таких коммуникативных навыков, при которых человек с последствиями болезни мог бы не только полноценно трудиться, но и не испытывал бы психологический дискомфорт, обусловленный изменившимся речевым стереотипом.
Определенную ответственность несут и родные больного, которые должны знать о возможных потенциально опасных ситуациях при имеющемся нарушении восприятия.
Заключение
В результате разного рода травм
или заболеваний мозга у
Агнозия возникает при нарушении вторичных простых рецепторных функций, которые лежат в основе познавания. Это значит, что при агнозии элементарные формы чувствительности сохраняются, а нарушаются сложные формы аналитико-синтетической деятельности в определенном анализаторе. Различают такие виды агнозии: зрительную, слуховую и тактильно-кинестетическую. Относительно редко встречается вкусовая и обонятельная агнозия.
В настоящее время достаточно хорошо разработаны принципы диагностики агнозий. Лечение больных с агнозией не ограничивается обычной восстановительной терапией (лекарственные препараты, массаж, лечебная физкультура и пр.), они, как правило, нуждаются в длительной комплексной реабилитации. Агнозии трудно поддаются лечению и коррекции. На первый план выносится социализация таких больных, интеграция их в общество.
Список литературы
1. Бабаджанова, Н.Р. Нарушение тактильных функций у больных с поражением теменных долей мозга //Н.Р. Бабаджанова. - М., 1984. -
2.Бизюк, А. П. Основы
3. Доброхотова Т.А. Односторонняя пространственная агнозия.// Т.А. Доброхотова Т.А и др. - М.: Книга, 1996 - 112с.
4.Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология.// Н. К.,Корсакова, Л. И. Московичюте – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 141с.
5. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ // А.Р.Лурия . – М.: Академия , 2006. – 349 с.
6. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.// А.Р.Лурия . - М., 1969
7. Меерсон, Я.А. Зрительные агнозии.// Я.А.Меерсон - Л.: Наука, 1986. – 198 с.
8.Репина, Н.В. Основы клинической психологии.// Н.В. Репина, Д.М.Воронцов, И.И Юматова - М.: Феникс, 2003. – 480 с.
9. Хомская, Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. //Е.Д.Хомская. - СПб.: Питер, 2005. — 496 с:
10. Шаповал, И.А. Методы изучения
и диагностики отклоняющегося
развития: Учебное пособие.// И.А.Шаповал
— М.: ТЦ Сфера, 2005. – 290 с.
11. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической
диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное
и дополненное.// Л.С.Цветкова - М.: "Российское
педагогическое агентство", "Когито-центр",
1998. – 128 с.
12. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.// Л.С.Цветкова – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 328 с.
.