Агнозии у больных с афазией

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Речь — высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция — обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления.
Существуют два относительно самостоятельных вида речи.

Содержание

Введение
Глава1. Агнозии у больных с афазией.
1.1. Причины возникновения агнозий; виды агнозий у больных с афазией.
1.2. Диагностика и коррекция агнозий.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 42.45 Кб (Скачать)

Диагностика собственно слуховой агнозии

Для изучения этого нарушения  используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.). 
Ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я тебе предложу. Ты должен их узнать и назвать мне».

После чего ребенку предъявляется  аудиозапись и анализируются результаты обследования. Нарушение слуховой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слуховой агнозии).

Диагностика слухоречевой памяти проводится с помощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3—4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом — лес — стол», «ночь — кот — мост — дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последовательности.

Делается вывод о нарушении  слухоречевой памяти, если ребенок  может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы, говоря, что остальные не запомнил. Это нарушение носит модально-специфический характер. Если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

Диагностика аритмии

По данным Н.Н. Трауготт и ее сотрудников, у больных аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков. С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередующихся через разные промежутки времени (или сгруппированных в определенные структуры), "по два, три, четыре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма и затем воспроизвести его.

Диагностика амузии

Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь просит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой.

Диагностика нарушений интонационной  стороны речи

Для исследования данного  нарушения слухового гнозиса применяются различные варианты тестов. Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытается провести дифференцировку голосов мужчины и женщины. Диагност может предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный компонент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], которые он должен четко различить и повторить.

Диагностика речевой акустической агнозии

При исследовании данного вида слуховой агнозии ребенку  предъявляются ряды «оппозиционных» [б]—[п], [д]—[т] или «коррелирующих» [г]—[к], [к]—[г], [р]—[л], [л]—[р] фонем, а также ряды слогов («ба-пa», «да-та»). Диагност предлагает ребенку внимательно прослушать предъявляемые звуки, а затем повторить их. По данным методики выясняется, что дети, страдающие речевой акустической гнозией, воспринимают звуки речи как нечленораздельные шумы, не могут отличить близкие, отличающиеся только одним признаком фонемы (больные повторяют «ба-па» как «ба-ба» или «па-па»). При этом они ощущают какое-то отличие, которое не в состоянии уяснить. 
Диагностика зрительных агнозий

История учения об агнозиях и их механизмах глубоко прослежена А.Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции», где анализ этого явления проводился в основном в связи с проблемой локализации функций и поисками их нейрофизиологических механизмов. Для выявления нарушений восприятия можно попросить больного назвать предметы обстановки, указывая на них, предложить определить их сравнительную величину, описать форму, расположение в пространстве, цвет; то же самое следует проверить на рисунках и фотографиях, в пробах Попельрейтера.

Диагностически полезными могут оказаться задания на выполнение рисуночных проб, чтение текста, списывание и письмо под диктовку. Учитывая системный и интегративный характер любого психического акта, следует иметь в виду, что изолированно нарушения восприятия при психических отклонениях не встречаются. Как правило, они сопровождаются другими видами отклонения от нормы, такими, например, как синдромы деперсонализации и дереализации.

Диагностика тактильных агнозий

Исследование осязания требует  активного участия ребенка, что  необходимо учитывать как при выборе методики обследования, так и при оценке достоверности полученных данных. По мере утомления больного увеличивается число ошибок в ответах, в связи с чем не следует проводить обследование дольше нескольких минут. Необходимо убедиться, что ребенок правильно понимает содержание инструкций, и помнить о возможности внушения тех или иных расстройств при использовании наводящих вопросов.

Поверхностная чувствительность (болевая) исследуется путем укола иглой. Температурная — с помощью прикосновения пробирок, наполненных горячей и холодной водой. Для определения тактильной чувствительности используется прикосновение ваткой, кисточкой или полоской бумаги.

Глубокая чувствительность оценивается по ответам больного и его защитной реакции на интенсивное давление в определенных участках тела (верхний край глазницы, грудина, фаланги и мелкие суставы пальцев). Суставно-мышечное чувство изучается с помощью пассивных движений в различных сегментах тела, направление которых больной должен определить без помощи зрения.

Исследуется также чувство  положения — способность пациента определять положение частей своего тела в пространстве и дотрагиваться до них при закрытых глазах. Чувство веса изучается с помощью предметов, одинаковых по форме и величине, но имеющих различный вес.

Иногда нарушения чувствительности выявляются только при одновременном нанесении двух раздражителей сходной интенсивности. Обычно используются тактильные и болевые стимулы, которые применяются одновременно на симметричных участках тела справа и слева. В ряде случаев отмечается феномен сенсорного невнимания.

Сложные виды чувствительности исследуются после изучения простых видов, так как знание о состоянии последних необходимо для правильной оценки получаемых результатов.

Стереогностическое чувство (способность на ощупь узнавать знакомые предметы) исследуется при закрытых глазах пациента: он должен узнавать предметы, которые вкладывают ему в руку (ручку, ложку, часы).

Двухмерно-пространственное чувство определяется путем рисования на коже пациента цифр или фигур, которые он должен назвать с закрытыми глазами.

Дискриминационная чувствительность исследуется с помощью раздвижного циркуля Вебера. Способность к раздельному восприятию двух одновременно наносимых раздражителей на разных участках тела колеблется от 0,2до 6 см.

Исследуется также способность  к локализации раздражения и  определению направления смещения кожной складки — кинестетическая чувствительность. Выявленные расстройства целесообразно фиксировать на специальных рисунках тела, где отмечаются характер и распространенность изменений чувствительности.

Исследование  соматосенсорного гнозиса у детей включает изучение простых и сложных форм чувствительности с применением специальных проб. Проводятся пробы на локализацию прикосновения: предлагается показать точку на руке, к которой прикасался врач, а также соответствующую точку на противоположной руке. Исследуется возможность различения геометрических фигур и цифр, которые исследователь чертит на коже ребенка. Осуществляется оценка сохранности стереотактического чувства — при закрытых глазах ребенка врач вкладывает в его руку предмет (мяч, кубик, совок — для дошкольного возраста; карандаш, линейка, ключ, часы — для школьного возраста). Испытуемый должен на ощупь узнать его.

При проведении нейропсихологического  исследования осуществляется анализ соматосенсорного гнозиса. У больного могут быть жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушение схемы тела и пр. В ходе исследования проводятся следующие пробы:

  • на локализацию прикосновений (на одной руке, на двух, на лице);
  • на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два);
  • кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке), чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на коже);
  • перенос позы (положение руки и кисти) с одной руки на другую с закрытыми глазами;
  • определение правой и левой стороны у себя и напротив сидящего человека;
  • называние пальцев рук;
  • узнавание объектов (ключ, расческа и т.п.) на ощупь правой, а затем левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и т.д.).

Агнозия — тяжелое неврологическое  заболевание, и лечению оно  в большинстве случаев не поддается. Поэтому на первое место выходят паллиативные мероприятия, позволяющие обеспечить больным более-менее приемлемый уровень жизни. Реабилитационные мероприятия направлены на обучение ориентации, на научение жить так, чтобы имеющееся нарушение восприятия не повлияло на безопасность. В современных лечебно-реабилитационных технологиях актуальным представляется наиболее полная социальная интеграция больных, формирование таких коммуникативных навыков, при которых человек с последствиями болезни мог бы не только полноценно трудиться, но и не испытывал бы психологический дискомфорт, обусловленный изменившимся речевым стереотипом.

 

Определенную ответственность  несут и родные больного, которые должны знать о возможных потенциально опасных ситуациях при имеющемся нарушении восприятия.

Заключение

В результате разного рода травм  или заболеваний мозга у человека могут возникнуть самые разнообразные нарушения психических функций (речевых, мнестических, интеллектуальных и пр.).Нарушение высших психических функций может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции.

Агнозия возникает при нарушении  вторичных простых рецепторных  функций, которые лежат в основе познавания. Это значит, что при агнозии элементарные формы чувствительности сохраняются, а нарушаются сложные формы аналитико-синтетической деятельности в определенном анализаторе. Различают такие виды агнозии: зрительную, слуховую и тактильно-кинестетическую. Относительно редко встречается вкусовая и обонятельная агнозия.

В настоящее время достаточно хорошо разработаны принципы диагностики агнозий. Лечение больных с агнозией не ограничивается обычной восстановительной терапией (лекарственные препараты, массаж, лечебная физкультура и пр.), они, как правило, нуждаются в длительной комплексной реабилитации. Агнозии трудно поддаются лечению и коррекции. На первый план выносится социализация таких больных, интеграция их в общество.

 

 

Список литературы

1. Бабаджанова, Н.Р. Нарушение  тактильных функций у больных  с поражением теменных долей мозга //Н.Р. Бабаджанова. - М., 1984. -

2.Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии  // А.П. Бизюк. – СПб: Речь , 2005. – 293с.

3. Доброхотова Т.А. Односторонняя пространственная агнозия.// Т.А. Доброхотова Т.А и др. - М.: Книга, 1996 -  112с.

4.Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология.// Н. К.,Корсакова, Л. И.  Московичюте – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 141с.

5. Лурия,  А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ // А.Р.Лурия . – М.: Академия , 2006. – 349 с.

6. Лурия, А. Р.  Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.//  А.Р.Лурия . - М., 1969

7. Меерсон,  Я.А. Зрительные агнозии.// Я.А.Меерсон - Л.: Наука, 1986. – 198 с.

8.Репина, Н.В. Основы клинической психологии.//  Н.В. Репина, Д.М.Воронцов, И.И Юматова - М.: Феникс, 2003. – 480 с.

9. Хомская, Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание.  //Е.Д.Хомская. - СПб.: Питер, 2005. — 496 с:

10. Шаповал, И.А. Методы изучения  и диагностики отклоняющегося  развития: Учебное пособие.// И.А.Шаповал — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 290 с. 
11. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное.// Л.С.Цветкова - М.: "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998. – 128 с.

12. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.// Л.С.Цветкова – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 328 с.

 

 

 


 

 

  

 

 

 

 

 


Информация о работе Агнозии у больных с афазией