Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:23, доклад
Осуществление педагогической деятельности связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как: нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.
АДАПТАЦИЯ
И САМОРЕГУЛЯЦИЯ
УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Осуществление педагогической деятельности связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как: нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией. В настоящий момент используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей педагогической деятельности. Учителю необходимо адаптироваться как в начале учебного года, так и при его завершении. Это достигается процессом саморегуляции.
Проблемам адаптации посвящено значительное количество исследований. Так, по адаптации имеются следующие работы: Н.П. Бойченко, А.А. Виру, Ф.З. Меерзон, Д.С. Слуцкер, Л.М. Шафран. Проблемам саморегуляции посвящены работы О.А. Конопкина, Г.С. Селье, Т.А. Шиловой и др.. Заслуживают внимание работы о психологических механизмов эмоциональной устойчивости личности Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.Н. Шияновой, Г. Шелтона и др.
Достаточно часто встречаются исследования по феномену психоэмоционального «выгорания», который характеризуется нарушением сна, снижением уровня активности, проявлением астенических реакций, повышением раздражительности и в конечном итоге снижением эффективности профессионального труда. Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова пишут о синдроме выгорания, характеризуя его диагностику и профилактику, И.Д. Бекасов, А.А. Бутенко, Т.В. Егоров пишут о психическом выгорании педагогов, которые могут в результате чрезмерной психологической нагрузки давать личностно-профессиональные деформации, что приводит к стрессу.
Стрессы возникают довольно часто в деятельности учителя. Это достаточно признано всеми [Зайцев Г.К., с. 7]. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, стрессы, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологических школах, которые использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования. На основе этих исследований в последние годы появилось множество работ, ориентированных на практическое освоение навыков стрессоустойчивого поведения, что является важным фактором саморазвития личности [Василюк Ф.Е., с. 98]. Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития и саморегуляции – это умение понимать, что с тобой происходит, какой ты в настоящий момент, каковы твои сильные и слабые стороны, знать свои возможности.
Между
тем, большинство педагогических учебных
заведений занимаются в основном
только подготовкой специалистов-
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Саморегуляция эмоционального состояния – это управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
Регуляция
означает управление своими
Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональную структуру, в ней выделяются основные компоненты, реализующие специфические функции.
Феномен стиля саморегуляции состоит в том, как человек планирует свои действия, в какой мере он учитывает значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действительности, в том, как развиты процессы контроля, оценки и коррекции действий, а также насколько человек при этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних обстоятельств.
Индивидуальный стиль – это устойчивое, типичное для человека своеобразие его произвольной активности.
К
индивидуально-типическим
Кроме
упражнений аутогенной тренировки, для
регуляции эмоциональных
Таким
образом, критерием правильного обучения
саморегуляции служат задания, приемы
и упражнения, доставляющие вам удовольствие
и хорошее самочувствие даже спустя продолжительное
время по их окончании.
Литература
Бойченков Н.П., Слуцкеер Д.С., Шафран Л.М. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. – Рига: Звайчене, 1980.
Василюк Ф.Е. Психология
Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. – Л.: Наука, 1981.
Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: Питер, 2001. – 224 с.
Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 5-12.
Меерзон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.:Наука, 1981.
Миронова М.Н., Варфоломеев С.А. Психология развития личности педагога в системе профессионального образования: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов. Калуга, КОИПКРО. 2004. – 128 с.
Радугин А.А., Кротков Е.А. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. М.: Центр, 1996. – 306 с.
Селье. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс. 1982.
Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. – 1996. - №2 – С.5-9
Форманюк. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель эмоциональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57 – 63.
Шилова Т.А. Социальная психология и здоровье.// Проблемы укрепления и сохранения здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход. – 2008., 299 с.
Информация о работе Адаптация и саморегуляция учителей в процессе профессиональной деятельности