Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:48, научная работа
Проблема адаптации личности к условиям воинской дея-тельности и окружающей среде составляла сферу интересов многих наук о челове¬ке.
&4. Психологическая
адаптация и реабилитация
Проблема адаптации личности к условиям воинской деятельности и окружающей среде составляла сферу интересов многих наук о человеке. Ввиду сложности воинского труда, насыщенности его различными стрессогенными факторами особое место в военно-психологических исследованиях занимали проблемы адаптации личности в экстремальных условиях жизнедеятельности и особенно проблемы человеческой психики в бою. Основываясь на изучении и описании психических состояний воинов на различных этапах их боевой деятельности, в различных условиях боя военные психологи в 30-40 годы описали психические состояния человека в бою, сформулировали ряд ценных и по сегодняшний день практических рекомендаций по поддержанию необходимой психологической готовности к выполнению боевых задач. Впоследствии военная психология пополнялась исследованиями по проблемам сущности и механизма формирования психологической устойчивости к выполнению боевых задач в различных условиях боя, в том числе и по различным аспектам психологической и социально-психологической адаптации военнослужащих.
Что собой ¦
представляет ¦
адаптация ¦
---------------
Чтобы ответить на этот вопрос следует заметить, что дословно адаптация - это приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды направленное на сохранение равновесия. То есть личность воина необходимо рассматривать как систему в единстве биологического, психологического и социального.
Биологический уровень адаптации человека основан на общебиологических механизмах саморегуляции, обеспечивающих динамическое постоянство внутренней среды организма, выработанное в процессе становления и развития человека.
Социальный
Психический уровень адаптации определяется личностными особенностями военнослужащего, которые накладывают отпечаток на оценку происходящего. Если потребности военнослужащего, с одной стороны, и требования среды с другой стороны, полностью удовлетворены, такое состояние гармонии можно считать адаптированностью. Достичь подобного идеального состояния невозможно, так как очень много изменчивых факторов имеется как в самой личности военнослужащего, так и в окружающей среде. На практике достижима только относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей.
Первичная ¦
адаптация ¦
-------------
С точки зрения практической деятельности наибольший интерес представляет период первичной адаптации к условиям воинской службы. С призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение поведенческих стереотипов. Он встречается с незнакомыми людьми, установившимися обычаями и традициями в воинских коллективах. Меняется режим дня и система питания, увеличиваются физические нагрузки, что обуславливает перестройку как энергетических, обменных процессов, так и перестройку закрепившихся динамических стереотипов, привычек поведения. Одни военнослужащие справляются с подобными ситуациями вполне самостоятельно, другим необходима помощь со стороны командира. При этом очень важно учитывать, что состояние здоровья призываемых для прохождения действительной военной службы, молодых людей, на фоне увеличивающихся нагрузок на личный состав, порой не позволяет без ущерба для психики преодолевать тяготы воинской службы.
Если взять
Причины зат-¦
руднений в ¦
адаптации ¦
--------------
Причин
Не секрет, что начиная с 90-х годов появилась тенденция формирования и развития противоположных коллективизму качеств - индивидуализма (эгоизма). Стереотипные нравственные установки такие как стремление к служению интересам общества, народа, участию в общественно-полезной деятельности, на которых основывалась воспитательная работа, сегодня во-многом разрешены, а новые находятся в стадии становления.
Одной и наиболее весомой причиной затруднений в адаптации является уровень мотивации личного состава, который является мощнейшим регулятором поведения человека. Как известно, мотивация значительно определяет эффективность профессиональной деятельности. К сожалению, резкое падение престижа воинской службы отрицательно повлияло на мотивационную составляющую поведения военнослужащих. Например, результаты изучения мотивации военнослужащих показывают, что за последние годы снизилась удовлетворенность службой, отмечается низкая активность военнослужащих в вопросах касающихся организации службы войск, укрепления воинской дисциплины.
Причиной данного положения является официальность отношений или безразличие со стороны офицерского состава и прапорщиков, отсутствие надлежающих товарищеских взаимоотношений в подразделениях, ограничение самостоятельности в действиях молодого пополнения, неполная обеспеченность положенным довольствием, имеющиеся случаи коллективного наказания и наказания невиновных.
Что должен ¦
знать и уметь¦
командир? ¦
---------------
Деятельность
Основное правило,
благоприятного вхождения в строй
молодого пополнения, было сформулировано
Петром I: "Офицеры солдатам должны быть
яко отцы детям", а непосредственно
в написаном ПетромI Морском уставе
предписывалось:"...
История показывает, что хороший командир, это прежде всего
хороший психолог, психолог от жизни. Он должен прекрасно понимать солдатскую душу, постепенно, от простого к сложному усовершенствовать психические качества и в решительные минуты зажечь в нем священную жажду подвига и самопожертвования.
Известно, что главной задачей боевой подготовки в мирное время является достижение профессионального превосходства над противником. Рассматривая данную задачу в психологическом контексте, то есть поддержание психологической устойчивости и готовности личного
состава к выполнению задач в любых условиях обстановки, возможно структурировать ее в двух уровнях развития профессионализма конкретного военнослужащего. Первый уровень представлен базовой совокупностью специальных знаний, умений и навыков, полностью обеспечивающих реализацию задач, возложенных на данного военного специалиста и дающих ему возможности самосовершенстования. Однако на этом уровне военный специалист способен уверенно реализоваться лишь в ситуациях не осложненных стресс факторами, характерными для боевой обстановки. Второй же уровень профессионализма предполагает развитие именно тех, специфических для конкретной деятельности, профессионально важных качеств личности, которые обеспечивают готовность военнослужащего эффективно использовать приобретенные знания, умения и навыки в ситуациях воздействия стрессфакторов боя на психику воина и обеспечить его комплексную психологическую устойчивость в различных условиях на протяжении всего времени выполнения боевой задачи.
Психологические исследования последних лет показывают, что достижение результатов, характеризующих различные уровни профессионализма, желательно осуществлять последовательно. Практически, попытки решать задачи, присущие второму уровню профессионализма, не решив всех задач первого уровня приводят к преждевременной психологической травматизации личного состава, что в конечном итоге затягивает освоение начальной программы боевой подготовки или вообще делает ее освоение невозможной. Поэтому предварительное освоение знаний, умений и навыков должно осуществляться по максимально развернутой и детализированной программе, в условиях не осложняемых какими-либо стрессовыми воздействиями, то есть психологически комфортных. И лишь на последующих этапах психологически безопасно и профессионально необходимо, комплексное выполнение задач профессиональной деятельности с обязательным моделирование стрессовых факторов боя. Реализация этих условий требует обязательного соблюдения ряда психологических условий и обязательного решения задач.
Из истории ¦
психической ¦
травмы ¦
--------------
Адапта
Первые
Что касается психической травмы, то она попала в поле зрения исследователей во второй половине XIX века. Изучением психиатрических последствий (различных видов неврозов, психопатий) занимались врачи-психиатры. В начале XX века русские врачи первые начали рассматривать психические проблемы солдат как следствие боевого стресса. Так, военный врач, психолог Г.Шумков на материалах диагностики и лечения боевого шока в непосредственной близости от линии фронта, в ходе русско-японской войны, пришел к выводу, что основной причиной психических расстройств военного времени являются утомление и душевные потрясения. При этом боевой стресс может быть как следствием физической или психической травм, так и многих других психогенных факторов боевой обстановки, воздействующих на психику солдата. В литературе они получили название стресс-фактора боевой обстановки.
С появлением наблюдений и исследований в 80-е годы XX столетия появилась новая отрасль психологической науки - психология травматического стресса. Наиболее широкое ее признание вначале было за рубежом (США, Англия, Франция, ФРГ, Израиль), а в настоящее время и в России. С этого момента психология в целом, и в частности военные психологи, стали изучать не вообще стрессовые последствия, а психологические последствия боевого стресса, в том числе и негативные психологические последствия боевого стресса, возникающие непосредственно на поле боя, после его окончания, а также после некоторого периода времени (месяц, год и более продолжительное время).