Адаптация человека к экстремальной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить адаптацию человека к экстремальной ситуации.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– определить понятие экстремальной ситуации;
– рассмотреть процесс и механизмы адаптации к экстремальным ситуациям.

Работа содержит 1 файл

Адаптация человека к экстремальной ситуации.doc

— 107.50 Кб (Скачать)
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ    АГЕНТСТВО   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 
 
 

                   Кафедра Управления персоналом 
               
               
               

Контрольная   работа

По дисциплине: Психофизиология профессиональной деятельности

Тема: Адаптация человека к экстремальной ситуации 
 
 
 

                     Выполнил:

                                                студентка группы 08204

                                       Маевская С. С. 

                  Проверил: к. б. н., доц. каф. Константинова Н. И. 
                   
                   
                   

       

                   Новосибирск     

                 2009  

                 Содержание

 

Введение

 
 

      В самом общем плане экстремальная  ситуация характеризуется как ситуация невозможности, т.е. как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, интересов и т.д.).

      Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие  психическую напряженность, могут  в одних случаях оказывать  положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. В экстремальных ситуациях совесть и долг могут вызвать самоотверженность и героические поступки. Благодаря совести при нарушении долга, в том числе и служебного, человек несет ответственность не только перед другими людьми, но и перед собой. В случаях безнравственного поведения самооценка этого поведения с позиций совестливости вызывает чувство стыда, раскаяния, сожаления, т.е. угрызения совести.

      Поведение людей в остром периоде внезапно развивающейся жизненноопасной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной и приспособительно полезной, способствующей экстренной мобилизации физического и психического напряжения, необходимого для самосохранения.

      По  существу, при любой осознаваемой человеком катастрофе возникают  тревожное напряжение и страх. Важно  подчеркнуть, что психотравмирующие  факторы довольно часто продолжают действовать и после кульминации стихийного бедствия или катастрофы, хотя и менее интенсивно. Все вышесказанное делает данную тему актуальной в наши дни.

     Цель  данной работы – изучить адаптацию  человека к экстремальной ситуации. 
 

   Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

   – определить понятие экстремальной ситуации;

   – рассмотреть процесс и механизмы адаптации к экстремальным ситуациям.

 

1.Понятие экстремальной ситуации

 

     В словаре «экстремальный» (ая, ое) определяется как:

     1. Достигший наивысшей точки, крайний, предельный. Например, экстремальная температура.

     2. Выходящий из рамок обычного, чрезвычайный (по сложности, трудности, опасности и т.д.). Например, экстремальные условия (от французского extreme).1

     Обобщая вышесказанное, перечислим характеристики понятия «экстремальный»: достигший наивысшей точки, крайний, чрезвычайный, предельный, очень большой по силе.

     Какие ситуации следует считать экстремальными? В работах, посвященных данному  вопросу, нет единства взглядов. В одних случаях под экстремальными ситуациями понимаются такие обстоятельства, которые предъявляют человеку требования, выходящие за пределы диапазона его возможностей, обусловленных эволюционным процессом.

     Так, А.В. Коробков, подчеркивая, что критериями границ приспособительного диапазона являются те характеристики функций, которые сформировались в результате эволюционного развития органов и систем, обладающих этими функциями, не отмечает важной и чаще всего решающей роли фактора субъективного отражения индивидом объективных параметров экстремальной ситуации. Индивидуальное отражение объективной реальности создает субъективную оценку ситуации и степени ее опасности.2

     Украинские  ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко  также указывают  на важность субъективного восприятия экстремальной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость.3 Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются и оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д.

     Общее, что характеризует напряженные ситуации, – это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.

     В самом общем плане экстремальная ситуация характеризуется как ситуация невозможности, т.е. как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, интересов и т.д.).

     В.Г. Андросюк в своей книге «Педагогика и психология» приходит к такому выводу: «экстремальная ситуация – это такое состояние системы жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызвать напряженность».4

     Исходя  из всего вышесказанного, перечислим основные характеристики экстремальной  ситуации:

     Это ситуация крайняя, с очень большим  по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека.

     Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.

     Ситуация  вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.

     Экстремальная ситуация ведет к появлению состояния  динамического рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

     Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической  регуляции деятельности, и, тем самым  снижает эффективность и надежность деятельности.

     Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие  психическую напряженность, могут  в одних случаях оказывать  положительное мобилизующее влияние  на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие.

     Рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций. По мнению В.Г. Андросюка, к таким изменениям относятся:

     – снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;

     – понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;

     – повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;

     – активизация деловых мотивов, чувства долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная  и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;

     – доминирование положительного эмоционального фона. Решение задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;

– активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти.5

       Возможность противостоять экстремальной ситуации включает три составляющие:

     – физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

     – психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);

     – психологическую готовность (активно-деятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия).

     Различные авторы дают разные определения понятия  «психическое состояние». Некоторые из них, например, Джемс, идентифицируют понятия «состояние» и «процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние с характеристиками эмоциональной сферы.

     Нам представляется наиболее полным определение  психического состояния  Д. Н. Левитова: «это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психических свойств личности».6 Анализ поведения и состояния человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является  неполнота информации.

     П.В. Симонов разработал информационную теорию эмоций7, согласно которой, при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации. Положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.

     Таким образом, в ряде случаев знания, информированность  личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и психическое  состояние личности, открывают доступ к внутренним ресурсам человека. 

 

2. Процесс адаптации к экстремальным ситуациям

 
 
 

     Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.8

     Адаптация — это универсальное свойство живого. Индивидуальная жизнь организма представляет собой процесс непрерывного приспособления к меняющейся среде с целью достижения адекватного взаимодействия с внешним миром. Без такой индивидуальной адаптации трудно представить себе жизнь, она была бы просто невозможна.9

     Процессы  адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс  адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. Это относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Информация о работе Адаптация человека к экстремальной ситуации