Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:43, контрольная работа
Цель данной работы – изучить адаптацию человека к экстремальной ситуации.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– определить понятие экстремальной ситуации;
– рассмотреть процесс и механизмы адаптации к экстремальным ситуациям.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра
Управления персоналом
Контрольная работа
По дисциплине: Психофизиология профессиональной деятельности
Тема: Адаптация
человека к экстремальной ситуации
Выполнил:
Проверил:
к. б. н., доц. каф. Константинова Н. И.
Новосибирск
2009
Содержание
В
самом общем плане
Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. В экстремальных ситуациях совесть и долг могут вызвать самоотверженность и героические поступки. Благодаря совести при нарушении долга, в том числе и служебного, человек несет ответственность не только перед другими людьми, но и перед собой. В случаях безнравственного поведения самооценка этого поведения с позиций совестливости вызывает чувство стыда, раскаяния, сожаления, т.е. угрызения совести.
Поведение людей в остром периоде внезапно развивающейся жизненноопасной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной и приспособительно полезной, способствующей экстренной мобилизации физического и психического напряжения, необходимого для самосохранения.
По
существу, при любой осознаваемой
человеком катастрофе возникают
тревожное напряжение и страх. Важно
подчеркнуть, что психотравмирующие
факторы довольно часто продолжают
действовать и после
Цель
данной работы – изучить адаптацию
человека к экстремальной ситуации.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– определить понятие экстремальной ситуации;
– рассмотреть процесс и механизмы адаптации к экстремальным ситуациям.
В словаре «экстремальный» (ая, ое) определяется как:
1. Достигший наивысшей точки, крайний, предельный. Например, экстремальная температура.
2. Выходящий из рамок обычного, чрезвычайный (по сложности, трудности, опасности и т.д.). Например, экстремальные условия (от французского extreme).1
Обобщая вышесказанное, перечислим характеристики понятия «экстремальный»: достигший наивысшей точки, крайний, чрезвычайный, предельный, очень большой по силе.
Какие
ситуации следует считать
Так, А.В. Коробков, подчеркивая, что критериями границ приспособительного диапазона являются те характеристики функций, которые сформировались в результате эволюционного развития органов и систем, обладающих этими функциями, не отмечает важной и чаще всего решающей роли фактора субъективного отражения индивидом объективных параметров экстремальной ситуации. Индивидуальное отражение объективной реальности создает субъективную оценку ситуации и степени ее опасности.2
Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают на важность субъективного восприятия экстремальной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость.3 Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются и оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д.
Общее, что характеризует напряженные ситуации, – это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.
В самом общем плане экстремальная ситуация характеризуется как ситуация невозможности, т.е. как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, интересов и т.д.).
В.Г. Андросюк в своей книге «Педагогика и психология» приходит к такому выводу: «экстремальная ситуация – это такое состояние системы жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызвать напряженность».4
Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные характеристики экстремальной ситуации:
Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека.
Это
усложненные условия
Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.
Экстремальная ситуация ведет к появлению состояния динамического рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.
Такая
ситуация вызывает негативные функциональные
состояния, нарушения психологической
регуляции деятельности, и, тем самым
снижает эффективность и
Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие.
Рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций. По мнению В.Г. Андросюка, к таким изменениям относятся:
– снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
– понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
– повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
– активизация деловых мотивов, чувства долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
– доминирование положительного эмоционального фона. Решение задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;
– активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти.5
Возможность противостоять экстремальной ситуации включает три составляющие:
– физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);
– психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);
– психологическую готовность (активно-деятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия).
Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состояние». Некоторые из них, например, Джемс, идентифицируют понятия «состояние» и «процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние с характеристиками эмоциональной сферы.
Нам представляется наиболее полным определение психического состояния Д. Н. Левитова: «это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психических свойств личности».6 Анализ поведения и состояния человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполнота информации.
П.В. Симонов разработал информационную теорию эмоций7, согласно которой, при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации. Положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.
Таким
образом, в ряде случаев знания, информированность
личности снимают эмоции, изменяют
эмоциональный настрой и
Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.8
Адаптация — это универсальное свойство живого. Индивидуальная жизнь организма представляет собой процесс непрерывного приспособления к меняющейся среде с целью достижения адекватного взаимодействия с внешним миром. Без такой индивидуальной адаптации трудно представить себе жизнь, она была бы просто невозможна.9
Процессы
адаптации включают в себя не только
оптимизацию функционирования организма,
но и поддержание
Информация о работе Адаптация человека к экстремальной ситуации