Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 01:48, отчет по практике
Квалификационная практика (стажировка) пройдена студентом IV курса, группы ПР-061 КемГППК, Левановым Александром в Кемеровском Государственном Профессионально-Педагогическом Колледже. Стажировка является составной частью основной образовательной программы по специальности «Программное обеспечение вычислительной техника и автоматизированных систем» среднего профессионального образования.
Она имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.
1 Техническое задание………………………………………………………….5
1.1 Введение………………………………………………………………..5
1.2 Основание для разработки…………………………………………….5
1.3 Назначение разработки………………………………………………..5
1.4 Требования к программному изделию……………………………….6
1.5 Технико-экономические показатели………………………………….7
1.6 Стадии и этапы разработки……………………………………………7
2 Основная часть………………………………………………………………...8
2.1 Постановка задачи……………………………………………………..8
2.1.1 Характеристика задачи………………………………………..8
2.1.2 Входная информация………………………………………….8
2.1.3 Выходная информация………………………………………..8
2.2 Выбор и обоснование метода решения……………………………...10
2.3 Описание алгоритма………………………………………………….11
2.3.1 Система классификации и кодирования……………………11
2.3.2 Входная информация………………………………………...11
2.3.3 Выходная информация………………………………………11
3 Рабочая часть…………………………………………………………………12
3.1 Описание программы………………………………………………...12
3.1.1 Общие сведения……………………………………………...12
3.1.2 Функциональное назначение………………………………..12
3.1.3 Описание логической структуры…………………………...12
3.1.4 Используемые технические средства………………………14
3.1.5 Вызов и загрузка……………………………………………..14
3.1.6 Входные данные……………………………………………..14
3.1.7 Выходные данные……………………………………………15
3.2 Программа и методика испытаний………………………………….16
3.2.1 Объект испытаний…………………………………………...16
3.2.2 Цель испытаний……………………………………………...16
3.2.3 Требования, подлежащие проверке………………………...16
3.2.4 Средства и порядок испытаний……………………………..17
3.2.5 Методы испытаний…………………………………………..18
4 Анализ решения задачи……………………………………………………...19
Заключение
Литература
Приложение А Входная информация
Приложение Б Выходная информация
Приложение В Блок-схема алгоритма решения
Приложение Г Текст программы
Четвертый этап заключается в отладке и тестировании программного продукта.
Пятый
этап – составление программной и эксплуатационной
документации.
2
основная часть
2.1
Постановка задачи
2.1.1 Характеристика задачи
Поставленная задача предполагает создание программного продукта, выполняющего работу по автоматизации поиска свободных кабинетов, сбору и хранению информации об основном учебном расписании занятий и изменениях к нему, а также редактированию вспомогательной информации.
Для
выполнения поставленной задачи необходимо
спроектировать базу данных наполняемую
информацией об учебном процессе в течение
всего года.
2.1.2
Входная информация
В
качестве входной информации используются
документы, представленные на бумажном
носителе: состав педагогического коллектива,
содержащий ФИО каждого преподавателя;
наличие учебных аудиторий, содержащий
номера кабинетов и их вместимость; а также
учебный график, содержащий перечень дисциплин
(Приложение А).
2.1.3
Выходная информация
Выходная
информация является результатом обработки
входных данных, поэтому частично
её можно видеть прямо в окне работающей
программы (Рисунок 2.1). К такому роду выходной
информации можно отнести, например, список
свободных кабинетов, динамически формирующийся
в результате поиска по заданным параметрам.
Другим видом выходной информацией являются
отчеты: «Основное расписание» и «Изменения
на день» (Приложение Б).
Рисунок
2.1 – Выходная информация
2.2
Выбор и обоснование метода решения
В качестве метода решения поставленной задачи была выбрана разработка реляционной базы данных.
База
данных — объективная форма
По модели представления данных БД классифицируются:
- картотеки,
- иерархические,
- сетевые,
- реляционные,
- объектно-ориентированные.
В настоящее время наибольшее распространение получили реляционные базы данных. Картотеками пользовались до появления электронных баз данных. Сетевые и иерархические базы данных считаются устаревшими, хотя некоторое возрождение получили иерархические базы данных в связи с появлением и распространением XML. Объектно-ориентированные БД пока никак не стандартизированы и не получили широкого распространения.
В
реляционных базах данные хранятся
в виде таблиц, состоящих из строк
и столбцов. Каждая таблица имеет
собственный, заранее определенный
набор именованных полей. Столбцы
таблиц реляционной базы могут содержать
скалярные данные фиксированного типа,
например числа, строки или даты. Таблицы
в реляционной базе данных могут быть
связаны отношениями «один-к-одному» или
«один-ко-многим». Количество строк записей
в таблице неограниченно, и каждая запись
соответствует отдельной сущности.
2.3
Описание алгоритма
2.3.1
Система классификации и кодирования
В программе применяется следующее кодирование номеров аудиторий. Первая цифра указывает корпус, в котором располагается кабинет:
1 – Главный корпус;
2 – Мастерские;
3 – Спорткомплекс;
4 – Общежитие.
Вторая
– номер этажа (1, 2, 3, 4), третья и
четвертая – номер кабинета. Пример:
1209 – Главный корпус, 2 этаж, кабинет номер
9.
2.3.2
Входная информация
Объектами входной информации являются: ГРУППЫ, ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ДИСЦИПЛИНЫ, АУДИТОРИИ, УЧ_РАСПИСАНИЕ. Каждый из этих объектов описывается соответствующими атрибутами:
ГРУППЫ (№ группы, Количество студентов, Смена);
ПРЕПОДАВАТЕЛИ (ФИО преподавателя);
ДИСЦИПЛИНЫ (Наименование дисциплины);
АУДИТОРИИ (№ аудитории, Наличие компьютеров, Количество мест);
УЧ_РАСПИСАНИЕ
(№ группы, День недели, № пары, Четность
недели, № кабинета, Наименование дисциплины,
№ подгруппы, ФИО преподавателя).
2.3.3
Выходная информация
Объектом
выходной информации является ИЗМЕНЕНИЯ
(Дата, № группы, № пары, № подгруппы, Наименование
дисциплины, ФИО преподавателя, № кабинета),
а также вышеописанный объект УЧ_РАСПИСАНИЕ.
3
рабочая часть
3.1
Описание программы
3.1.1
Общие сведения
Наименование
программного продукта – «Загруженность
аудиторий КемГППК». Данная программа
может применяться только на территории
Кемеровского Государственного Профессионально-
3.1.2
Функциональное назначение
Программа
должна обеспечивать функций поиска
свободных кабинетов, сбора и
хранения информации об основном расписании
занятий учебных групп и
3.1.3
Описание логической структуры
Данная программа имеет простую структуру: состоит из основного модуля «MAIN» и модуля реализующего пункт меню «О программе» (Рисунок 3.1).
Основной модуль содержит следующие процедуры:
Процедура FormActivate производит начальную инициализацию всех подключаемых к программе таблиц. Для этого она динамически создает псевдоним для базы данных Paradox, хранящейся в папке Tables.
Процедура FormCreate задает содержание заголовков объектов формы.
Процедура DataChange рассчитывает признак чётности недели по выбранной дате, а также показывает изменения к расписанию на эту дату.
Процедура ControlChange выводит на экран расписание занятий для выбранной учебной группы.
Процедура DeleteClick выполняет удаление строк в основном расписании либо в изменениях к нему.
Процедура RadioGroup2Click в зависимости от номера выбранной смены заполняет номера пар в основном расписании и перечень групп.
Процедура ComboBox5Change содержит код выполняющий поиск и просмотр результатов поиска свободных аудиторий.
Программа
разрабатывалась в среде программирования
Borland Delphi 7. Delphi — язык программирования,
который используется в одноимённой среде
разработки. Название используется, начиная
с 7 версии среды разработки, ранее это
был Object Pascal, разработанный фирмой Borland
и изначально реализованный в её пакете
Borland Delphi, от которого и получил в 2003 году
своё нынешнее название. Delphi — результат
развития языка Турбо Паскаль, который,
в свою очередь, развился из языка Паскаль.
Паскаль был полностью процедурным языком,
Турбо Паскаль, начиная с версии 5.5, добавил
в Паскаль объектно-ориентированные свойства,
а Delphi — объектно-ориентированный язык
программирования с возможностью доступа
к метаданным классов (то есть к описанию
классов) в компилируемом коде.
3.1.4
Используемые технические
Программа
предусматривает использование
следующих технических средств: IBM-соместимый
ПК, оснащенный дисплеем, клавиатурой
и мышью; принтер; привод CD-ROM или порт USB,
для установки программы.
3.1.5
Вызов и загрузка
Вызов
и загрузка программы осуществляется
путем запуска ярлыка «Учебный отдел»
на рабочем столе операционной системы.
3.1.6
Входные данные
В
качестве входной информации в программу
заносятся следующие данные: учебное
расписание – в файл базы данных «raspisanie.db»
(Таблица 3.1), список аудиторий – «cabinets.db»
(Таблица 3.2), список групп – «groups.db» (Таблица
3.3), список преподавателей – «prepods.db» (Таблица
3.4), список дисциплин – «disciplins.db» (Таблица
3.5).
Таблица 3.1 – Структура файла raspisanie.db
Поле | Тип | Размер | Содержание |
Groupp | Символьное | 10 | № группы |
Dayy | Числовое | День недели | |
Pari | Числовое | Номер пары | |
Week | Числовое | Четность недели | |
Cabinet | Числовое | Номер кабинета | |
Disciplin | Символьное | 50 | Наименование дисциплины |
Subgroup | Числовое | Номер подгруппы | |
Prepod | Символьное | 25 | ФИО преподавателя |
Таблица 3.2 – Структура файла cabinets.db
Поле | Тип | Размер | Содержание |
Cabinet | Числовое | № кабинета | |
Computers | Числовое | Наличие компьютеров | |
Mesta | Числовое | Количество мест | |
Name | Символьное | 50 | Наименование кабинета |
Zavcab | Символьное | 25 | Заведующий кабинетом |