Влияние сотовых телефонов на организм человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – изучить влияние сотового телефона на организм человека, выработать рекомендации для пользователей сотовых телефонов.
Объект исследования: обучающиеся сельских школ республики.
Предмет исследования: здоровье детей-подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературы и исследований по влиянию сотовых телефонов на организм человека 5
1.1 Общие сведения о биологическом действии ЭМП. 5
1.2. Особенности сотовой связи как источника ЭМП 7
1.3 История проведения исследований по проблеме сотовой связи в России. 8
1.4 Воздействие ЭМП мобильных телефонов на детей 24
Глава 2. Методы исследования 33
2.1 Методика исследования 33
2.2 Организация исследования 35
Глава 3. Экспериментальное исследование 36
3.1 Проведение исследования 36
3.2 Результаты исследования 41
Заключение 44
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

влияние сотовых телефонов диплом.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Для обследования вертикальной устойчивости мы использовали модифицированную пробу Ром-берга. Стабилографмческие показатели при этом регистрировались в два этапа: при зрительном контроле (открытые глаза) и в его отсутствии (плаза закрыты) с использованием стабилоанализатора КСК4.2 (ОКБ «Ритм», г. Таганрог). В каждой пробе перед началом записи осуществлялась «центровка» проекции центра тяжести относительно нуля координат платформы. Каждый этап длился 60 с. По итогам обследования формировался автоматический анализ в виде трех градаций состояния: возрастная норма, условная норма (незначительные отклонения от нормы) и отсутствие нормы (значительные отклонения от нормы).

     Анализ  состояния слуховой сенсорной системы  основывался на измерении тональной  пороговой чувствительности и уровня слухового дискомфорта. Эти два показателя в совокупности описывают динамический диапазон слуха человека, состояние которого определяет и возможности реализации других слуховых функций.

     Психометрическое  обследование проводилось с использованием АРМ психофизиолога «Вале-оскан-2» (УНИИВ  ЮФУ). Испытуемым давалась стандартная инструкция и предоставлялась возможность сделать пробные тренировочные попытки. В наших исследованиях использовались следующие психометрические показатели: время зрительно- и аудиомоторных реакций (простой и с выбором) и теппинг тест (максимальная частота движений, выполняемых кистью руки пофункциональной панели устройства).       

2.2 Организация исследования

 

     Исследовалось влияние на организм школьников ЭМП от Дагестанского телецентра (основные источники: передатчик и антенна 1 канала мощность 25 кВт, частотный диапазон 49-58 МГц;

     12 канала - 5 кВт, 223-275 МГц; 9 канала - 800 Вт, 199-205 МГц). Основная и контрольная группы были отобраны на основании измерений уровня напряженности электромагнитных полей в школах и на прилегающих к ним территориях – учащиеся НОУ СОШ «Сафинат»

     Методика  исследования

     В исследовании приняли участие человек -здоровые юноши от до   лет, учащиеся НОУ СОШ «Сафинат»

     Все испытуемые прошли комплексное валеологическое обследование на базе валеологического центра Учебно-научно-исследовательского института валеологии.

     ЭЭГ регистрировалась с помощью компьютерного комплекса «Энцефалан 4.3 .М» (Медиком ЛТД, Таганрог) от 19 отведений по системе 10-20 (референтные электроды на мочках ушей) в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми и открытыми глазами и при функциональных нагрузках: ритмическая фотостимуляция (3-24 Гц) и гипервентиляция. Анализ безартефактных отрезков электроэнцефалограмм проводился с помощью базового пакета обработки комплекса «Энцефалан» (спектральный анализ, индивидуальное и групповое картирование).

Глава 3. Экспериментальное исследование

3.1 Проведение исследования

     У большинства испытуемых на электроэнцефалограммах, зарегистрированных в состоянии спокойного с закрытыми глазами (ЗГ). доминировал альфа-ритм, амплитуда его была максимальна" в затылочных отделах. У    испытуемых были зарегистрированы ЭЭГ с малым количеством нерегулярного низкоамплитудного альфа-ритма - так называемые (Рплоские» кривые, эти ЭЭГ из дальнейшего анализа были исключены.

     Анализ  амплитудно-частотных характеристик  альфа-ритма человека важен при изучении когнитивных процессов, возрастной динамики и индивидуальных особенностей. Показателям частоты альфа-ритма придается большое значение в исследованиях, посвященных соотношению психологических и электроэнцефалографических феноменов. Было показано, что люди с более высокой частотой альфа-активности имеют более высокие показатели интеллекта, более высокую скорость сенсомоторных реакций.

     Из  табл. 2 видно, что у испытуемых из неблагоприятного района по электромагнитному загрязнению наблюдается достоверное увеличение частоты альфа-ритма, что свидетельствует о более высокой активации коры головного мозга. Частота альфа-ритма отражает сложную динамику взаимоотношений коры и подкорковых регуляторных структур, более частый альфа-ритм свидетельствует об усилении влияния на кору активирующей части РФ ствола мезо- диэнцефального уровня. Следует отметить, что увеличение частоты альфа-ритма в обследованной группе не выходят за пределы возрастной нормы.

     Исследование  показателей мозгового кровообращения в обеих группах школьников выявило, что, хотя подростки обеих групп были здоровы и не имели диагнозов, характеризующих заболевания центральной нервной системы, лишь четыре и семь человек (14 лицей и 86 школа, соответственно) характеризовались нормальными показателями РЭГ (рис. 1).

     Таблица 1

     Мощность  основных частотных  диапазонов ЭЭГ, мкв  и их соотношения, %

  1руппа
Частотный диапазон 14 лицей 86 школа
Сумма 328,68±34,59 322,17±28,25
Дельта 64,1±8,76 1                  61,25±4,47
Тета 30,03±3,43 30,6±3,47
Альфа 213,71*25,54 210,86±23,51
Тета/Альфа 82,8±2,03 82±2,47                    1
Бета 21,12±2,00 22±2Л8
Бета/ Альфа 88,2±1,17 87±1,29
 

     Таблица 2

     Амплитудно-частотные  характеристики затылочного  альфа-ритма

    Группа  
Показатель 14 лицей     86 школа
Частота 01, Гц 10,28±0,11     10±0,61
Мощность 01, мкв2 155,82±27,36     134,89±18,62
Частота О2, Гц 10,21±0,10     10,15±0,12
Мощность  О2, мкв2 151,85±31,56     154,81*21,77

     

     Рис. 1. Соотношения нормальных и измененных РЭГ в сравниваемых группах школьников

     Соотношения нормальных и измененных РЭГ в обеих сравниваемых группах школьников иллюстрируют близкий уровень в состоянии системы мозгового кровообращения. Больше всего доля умеренно измененных РЭГ, менее представлена доля нормы, и самая маленькая доля -это сильно измененные РЭГ, что лишний раз подтверждает данные о достаточно низком уровне здоровья школьников в нашей стране. При этом следует отметить что у школьников благоприятного экологической района процент нормальных РЭГ несколько больше (26 % по сравнению с 20 %).

     Усредненные по группам показатели РЭГ приведены в табл. 3, показывающей, что исследуемые группы практически не различаются между собой все данные укладываются в возрастную норму.

     Усредненные по группам показатели мозгового кровообращения

Показатель РИ, Ом ППСС, % ИВО, % ДКИ, %
Лев. 0,16±0,01 69,7±2,33 21,2±1,39 59,1 ±2,76
прав. 0,13±0,01 63,8±2,45 Г 22,2±1,35 53,6±2,45
Лев. 0,18±0,02 71,4±2,30 21,0±1,34 * 60,4±2,43
прав. 0,15±0,02 68,2±2,28 21,7±1,37 57,7±2,34
Лев. 0,20±0,02 69,5±2,64 22,4±1,27 59,7±2,87
прав. 0,17±0(pi 65,7±2,68 22,4±1,45 56,4±3,02
Лев. 0,23±0(02 71,0±2,02 21,8±1,12 59,9±2,62
прав. 0,20±0,01 66,8±2,30 20,4±1,32 55,8±2,82
 

     Единственный  показатель, который достоверно отличался  в группах, это ВРПВ - время распространения (запаздывания) пульсовой волны (рис. 2). Этот показатель характеризует суммарное состояние сосудов, главным образом их тоническое состояние (модуль упругости) на отрезке от сердца до исследуемого участка. При повышении сосудистого тонуса ВРПВ уменьшается, иногда существенно, а при понижении тонуса—несколько увеличивается. Усредненные по группе значения показателя ВРПВ достоверно выше были в обследуемой группе детей, т.е. можно предположить, что в данной группе сосудистый тонус ниже, чем в контрольной. Возможно, снижение тонуса сосудов (модуля упругости) - это приспособительная реакция систем регуляции мозгового кровообращения на неблагоприятное воздействие для обеспечения мозга необходимым притоком крови.

     Таким образом, исследование мозгового кровообращения в сравниваемых группах подростков, с одной стороны, выявило их схожесть, а с другой— школьники из экологически неблагоприятного района характеризовались снижением модуля упругости мозговых сосудов и меньшим количеством нормальных неизмененных РЭГ, что, вероятно, обусловлено постоянно повышенным фоном электромагнитных полей в районе проживания и учебы.

     ВРПВ

       

     Усредненные по сравниваемым группам психометрические показатели представлены в табл. 4.

     Как следует из табл. 4, школьники, подвергающиеся влиянию ЭПМ, характеризовались достоверно сниженной скоростью сложной аудиомоторной реакции, в то время как по остальным психометрическим показателям достоверных различий не выявлено. Следует отметить также тенденцию к снижению лабильности моторных функций (более низкие показатели теппинг-теста). Полученные результаты согласуются с литературными данными, согласно которым под воздействием ЭМП достоверноувеличивалось только время выполнения сложных операций, в то время как простые реакции не изменялись. Отсутствие достоверных различий по показателю времени сложной зрительно-моторнной реакции в наших исследованиях можно объяснить тем, что для оценки ВСЗР использовалась более простая реакция выбора, в то время как ВССР оценивалась как реакция различения. Снижение скорости сложной аудиомоторной реакции у школьников, подвергающихся влиянию ЭМП, может свидетельствовать о снижении у них подвижности и силы нервных процессов, нарушении их взаимодействий.

     Усредненные психометрические показатели обследованных

Показатели/ группы ВПСР, мс ВССР,

мс

ВССР-ошибки ВПЗР, мс ВСЗР, мс ВСЗР-ошибки Тегшинг-тест, уд/с
14 лицей среднее 193,4 376,6 1,68 236,2 335,2 1,58 5,75
 
ош.ср.
3,17 10,31 0,275 2,52 5,77 0,19 0,09
Школа 86 среднее 196,2 350,1* 2,09 239,9 336,4 1,14 5,94
 
ош.ср.
3,66 8,95 0,291 3,76 6,19 0,242 0,14
 

     Результаты  обследования вертикальной устойчивости и слуховых функций у школьников сравниваемых групп представлены в табл. 5.

     У школьников контрольной группы состояние  статокинетических функций характеризуется нормой и незначительными отклонениями от нормы, что соответствует категории «условная норма». Отсутствие нормы было зафиксировано лишь у 8 % учащихся. Контингент обследуемых, которые

     длительное  время были вынуждены находиться в зоне повышенного уровня электромагнитных излучений, характеризуется в 2 раза более высокой долей (15 %) школьников, стабилографические показатели которых не соответствуют нормативным. Таким образом, повышенный уровень электромагнитного излучения сопровождается ухудшением показателей позных реакций обследованных школьников.

     Результаты  обследования состояния статокинетических и слуховых функций у школьников сравниваемых групп

Информация о работе Влияние сотовых телефонов на организм человека