Влияние процессов информатизации общества на составляющие национальной безопасности и их содержание.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Информатизация является характерной чертой жизни современного общества. Новые информационные технологии активно внедряются во все сферы народного хозяйства. Компьютеры управляют космическими кораблями и самолетами, контролируют работу атомных электростанций, распределяют электроэнергию и обслуживают банковские системы. Компьютеры являются основой множества автоматизированных систем обработки информации (АСОИ), осуществляющих хранение и обработку информации, предоставление ее потребителям, реализуя тем самым современные информационные технологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………………………...3
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………………..4
1.1. Информатизация общества………………………………………..4
1.2. Интересы и угрозы в области национальной безопасности…….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……17

Работа содержит 1 файл

Влияние процессов информатизации общества на составляющие национальной безопасности и их содержание.doc

— 95.50 Кб (Скачать)
fy">     Ослабление  научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

     Негативные  процессы в экономике могут иметь  своими последствиями сепаратистские устремления ряда субъектов РФ. Это  может привести к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

     Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу РФ.

     Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

     Единое  правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции РФ над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов РФ, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

     Угроза  криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает  особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

     Последствия этих просчетов проявляются в  ослаблении правового контроля за ситуацией  в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

     Масштабы  терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося  конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

     Угрозу  национальной безопасности России в  социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

     Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и  социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

     Последствиями глубокого социального кризиса  являются резкое сокращение рождаемости  и средней продолжительности  жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

     Углубление  кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

     Основные  угрозы в международной сфере  обусловлены такими факторами, как:  

  • стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;  
  • опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;  
  • укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;  
  • возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;  
  • распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;  
  • возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств;  
  • притязания на территорию РФ.

     Угрозы  национальной безопасности РФ в международной  сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

     Серьезную угрозу национальной безопасности РФ представляет терроризм. Международным  терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

     Усиливаются угрозы национальной безопасности РФ в информационной сфере. Серьезную  опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

     Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

     Возведенный в ранг стратегической доктрины переход  НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока  и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

     Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих  держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной  техники нового поколения создают  предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного  изменения форм и способов ведения военных действий.

     Активизируется  деятельность на территории РФ иностранных  специальных служб и используемых ими организаций.

     Усилению  негативных тенденций в военной  сфере способствуют затянувшийся процесс  реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса РФ, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности РФ в целом.

      Угрозы  национальной безопасности и интересам  РФ в пограничной сфере обусловлены:  

  • экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;  
  • активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

     Угроза  ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных  ресурсов находится в прямой зависимости  от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ. В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

     Обеспечение национальной безопасности РФ во многом определяется состоянием информационной безопасности.

     Важнейшими  задачами обеспечения информационной безопасности РФ являются:  

  • реализация конституционных прав и свобод граждан РФ в сфере информационной деятельности;  
  • совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;  
  • противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

     Основу  системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

     Полномочия  органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     По  итогам проделанной работы мы можем  сделать выводы, что информационная безопасность - достаточно сложная и многогранная проблема, решение которой под силу хорошо организованным и подготовленным структурам.

     По  мере развития и усложнения средств, методов и форм автоматизации  процессов обработки информации повышается зависимость общества от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых порой зависит благополучие, а иногда и жизнь многих людей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Белов, Е. Б. Основы информационной безопасности. / Е. Б. Белов, В. П.    Лось, Р. В. Мещеряков, А. А. Шелупанов. -М.: Учебное пособие для 

    вузов 2006. - 544 с.

    2. Герасименко В. А.,Основы защиты информации. / Малюк А. А. М.: Инкомбук, 1997. 540 с.

    3. Анин Б. Ю. Защита компьютерной информации. / СПб.: БХВ - Санкт- Петербург, 2000. 384 с: ил.

    4. Бухвинер В. Е. Телеобслуживание и человекомашинная связь. / М.: Радио и связь, 1983

Информация о работе Влияние процессов информатизации общества на составляющие национальной безопасности и их содержание.