Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:49, статья
Роль Интернета в современном мире растет день ото дня. Мы становимся свидетелями новой эпохи, эпохи, когда СМИ, некогда оказывавшие значительное влияние на людей, уступают новому, динамично развивающемуся явлению – всемирная сеть. И у этого явления, в отличие от знакомых и привычных для нас телевидения, радио, есть одно весомое отличие – оно может оказывать воздействие не столько на локальную группу индивидов, сколько на широкую публику, исчисляемую сотнями миллионов. И не лучшей ли платформой для массового внушения становятся социальные сети.
Социальные сети как инструмент внутриполитической борьбы
Болотина А.П.
Роль Интернета в современном мире растет день ото дня. Мы становимся свидетелями новой эпохи, эпохи, когда СМИ, некогда оказывавшие значительное влияние на людей, уступают новому, динамично развивающемуся явлению – всемирная сеть. И у этого явления, в отличие от знакомых и привычных для нас телевидения, радио, есть одно весомое отличие – оно может оказывать воздействие не столько на локальную группу индивидов, сколько на широкую публику, исчисляемую сотнями миллионов. И не лучшей ли платформой для массового внушения становятся социальные сети.
Политики всех времен в борьбе за власть прибегали к тем способам, которые в данный момент времени оказывали наибольшее влияние и собирали вокруг себя значительное число потенциальных избирателей. В XXI веке – это социальные сети. Социальные сети – это то место, где каждый может, открыто выражать свое мнение, не боясь быть непонятым, ведь они дают возможность объединять одинаково мыслящих людей. Здесь мнения кажутся откровеннее, чем те, что можно прочесть на официальных ресурсах каких либо ведомств, организаций.
История показала нам, как большие по численности группы, ведомые сильным лидером, влияли на политическую жизнь своих стран. 2011 год стал ярким примером для мирового сообщества, что такими лидерами, зачастую, становились люди, далекие от политики. Их лозунги виделись общественности честными, реалистичными, ведь они высказывали и призывали к тому, о чем думали многие, но в силу каких-либо обстоятельств бездействовали.
И тут напрашивается вопрос, почему властьдержащая элита не использовала этот новый инструмент в свою пользу? Да, были попытки повлиять на мнение молодежи акциями, где призом выступали модные гаджеты. Но оказать воздействие на молодежь, в большинстве своем выросшую в лояльности к власти, такими не слишком завуалированными способами маловероятно. Пока бездействует правящая элита, оппозиция набирает обороты, и спокойствие первых приводит к тому, что к оппозиции пусть не физически, но в мысленном согласии точно, присоединяется все большее количество граждан. Итогом такого бездействия стали события, получившие название «Арабская весна».
С момента отставки президента и беспорядков, получивших название «жасминовая революция» в Тунисе движущей силой оппозиции стали социальные интернет-сервисы, используемые для координации своих действий. РИА «Новости», оценивая значение этих сервисов, уже в январе 2011 года констатировало, что с их помощью «запросто можно устраивать революции (как в Тунисе)». Тунисские власти осуществляли контроль над Интернетом: доступ к созданному Беширом Благуя сайту Freetunisia.org был закрыт через 12 часов после создания. Тогда Благуй зарегистрировал одноимённое сообщество в социальной сети Facebook, которая тоже блокировалась — но тунисские пользователи применяли специальные приложения для входа в неё. Потом от блокирования отдельных сервисов власти перешли к отключению всего Интернета и даже мобильной связи, но было уже поздно.
В конце января 2011 года массовые протесты начались в Египте. В Египте значение сервиса микроблогов Twitter и социальной сети Facebook проявилось особенно заметно — они фактически сыграли роль организаторов и лидеров восстания. В течение нескольких дней, предшествующих началу массовых выступлений, в египетских секторах этих сервисов наблюдалась очень высокая активность, стали спонтанно появляться многочисленные протестные группы, сама дата восстания 25 января определилась тоже спонтанно. Дальше наблюдался рост протестных сетевых сообществ, каждый день увеличивалось количество подтверждавших свое участие в акциях египтян. По оценке «Утро.ру», в Египте «к революции неплохо подготовились, мобилизуя её костяк через интернет-сообщества».
Но и египетские власти к опасности, представляемой интернет-сервисами отнеслись более серьёзно, чем в Тунисе. На второй день беспорядков были блокированы Twitter и Facebook. Еще через два дня был отключен весь интернет. Но египетские оппозиционеры находили способы преодолевать запреты. После блокировки сайта Twitter и его приложений они продолжили оставлять в нём записи при помощи сторонних приложений, не обращающихся к сайту Twitter напрямую, а также при помощи SMS-сообщений. После того, как отключили Интернет, корпорация Google специально для Египта разработала систему пользования сервисом Twitter через голосовую телефонную связь. Интернет в Египте оставался отключённым в течение шести дней. [1]
Тунисские и египетские массовые протесты стали не единственными в «Арабской весне», но они были первыми и наиболее яркими. Именно они продемонстрировали всю мощь до той поры неизвестного инструмента, как социальные сети. Серия «революция через социальную сеть» была продолжена Белоруссией.
Революция через социальную сеть» — название серии гражданских акций протеста в Белоруссии. Вызваны они были недовольством части населения действиями руководства страны, приведшими к финансовому кризису, девальвации белорусского рубля и резкому скачку цен. Акции протеста организовываются инициативными группами через социальные сети ВКонтакте и Facebook. Суть акций заключается в том, что их участники регулярно собираются в центре белорусских городов, не скандируя никаких лозунгов, призывов или требований, лишь аплодируя время от времени, выражая протест таким образом.
По словам самих организаторов акций, целью всех акций протеста (продлившихся практически все лето) являлось избавление от страха и информирование населения о том, что перемены в Беларуси будут и они необратимы. По мнению участников акций, они показали, что в республике не всё так хорошо, как показывает белорусское телевидение. За время проведения акций А. Г. Лукашенко обвинили в нарушении прав человека многие международные организации (ООН, ОБСЕ, ЕС и т.д.), МИДы ряда стран (США, России, Польши, Германии и др.), а также неправительственные правозащитные организации.
В свою очередь Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, выступая 9 декабря 2011 года на 41-ом съезде ОО «БРСМ», заявил: «...Когда спецслужбы определённых стран попытались развернуть так называемую «революцию через социальные сети», мы нашли информационные способы противостоять им, ничего не перекрывая в интернете, ... и впредь все должны знать: если на нас нападут - мы будем защищаться. И поверьте, сумеем себя защитить. ... Более того, мы делаем интернет все более доступным. Но достижениями техники, к сожалению, пользуются все, в том числе поджигатели бунтов, компьютерные жулики и террористы...». Так же он пояснил и рассказал, что предотвратить: «революцию через социальные сети» смогли «благодаря двум десяткам молодых ребят, которые пришли и сделали свое дело».
Блоги и трибуны современных социальных сетей обеспечивают быструю и бесплатную связь – наиболее действенную форму организации, какую только можно вообразить. Никакая газета или новостная радиопрограмма не может и надеяться сообщить хотя бы малую долю того, что может любая группа на «Facebook». Политические лидеры всегда поддерживали те средства массовой информации, которые существовали долгое время, ведь это та область, которую можно контролировать своими силами, ссылаясь на «сохранение демократии в том виде, в котором мы ее знаем». Но попытки сдержать технические изменения были тщетны в прошлом и были бы неразумны сейчас. Напротив, политическая система и СМИ должны приспосабливаться к новым реалиям. [2] Мы видим, что политики, пользующиеся Twitter, ВКонтакте, заводят аккаунты, которые сами даже не ведут. В то же время растет популярность тех блоггеров, которые ведут активную деятельность на просторах всемирной сети.
Одним из таких блоггеров является Алексей Навальный. Его общественно-политический блог сейчас читаем как никогда. Но, он также проводит активные действия и в социальных сетях. А. Навальный прекрасный оратор, поднявший проблемы российского общества: коррупция, миграция, нечестная дотационная политика Федерации и многие другие. На большой политической арене страны он появился именно в то время, когда общественность нуждалась в подобном «голосе толпы». Армия единомышленников, разделяющих его взгляды, с каждым днем лишь увеличивается, административный арест на пятнадцать суток в начале декабря подогревает интерес к его персоне. Но мало кто обращает внимание на его националистические высказывания, также немногие знают о его исключении из партии «Яблоко» за взгляды той же направленности. Алексей Навальный выбрал те способы популяризации своих идей, которые оказывают влияние на молодое поколение и не прогадал. Однако, я считаю, что лидер-националист не тот лидер, в котором нуждается многонациональная страна, как Россия.
Итак, зарубежный опыт показал, какую мощь представляют на современном этапе социальные сети. Возможно, одним из своевременных шагов политической элиты станет активная деятельность по завоеванию симпатий молодых граждан с помощью нового инструмента, в то время как другие СМИ на эту группу населения влияние практически не оказывают.
Список источников
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА
Фамилия Болотина
Имя Анастасия
Отчество Павловна
Ученая степень, звание отсутствует
Должность студент
Организация ФГБОУ ВПО Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет
Адрес для высылки авторского сборника 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Транзитная 2-б, кв. 15
Телефон (сотовый) (8928)6543055
E-mail: ana-bel@mail.ru
Название доклада «Социальные сети как инструмент внутриполитической борьбы»
Ориентировочная секция конференции «Информационное общество: проблемы формирования и развития в современных условиях»
Форма участия (очная, заочная) заочная
3
Информация о работе Социальные сети как инструмент внутриполитической борьбы