Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:22, лабораторная работа
Цель работы:
Освоение основных приемов работы в среде Lotus Notes.
Изучение возможностей разработки собственного фрейма базы данных и с использованием шаблонов и шаблонов структур.
Освоение технологии создания форм, отвечающих содержимому документов.
Использование различных приемов дизайна при проектировании форм.
Изучение приёмов автоматизации создания аналитических подборок сведений, отвечающих информационным потребностям различных групп пользователей на основании документального фонда базы данных (БД).
Освоение правил конструирования критерия отбора документов в представлении с использованием @-формул, Script-программ и диалога построителя условий поиска Search Builder.
Приобретение практических навыков работы в Lotus Notes при конструировании представлений и папок.
Изучение средств Notes, обеспечивающих взаимодействие пользователя с БД.
Освоение приёмов проектирования дружественного интерфейса.
Углубление опыта использования средств программирования Notes: @-формул и Script-программ применительно к действиям и объектам навигатора.
Изучение средств Notes, обеспечивающих автоматизацию процессов обслуживания баз данных.
Освоение приёмов и возможностей построения агентов с помощью окна построителя агентов.
Приобретение навыков использования событийных ситуаций для организации обработки информационного фонда.
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский
национальный технический университет
Кафедра
ИС
Лабораторные работы
по дисциплине
«Системы
распределенной обработки данных»
Севастополь
2010
Вариант №2
Дана иерархическая
структура, которой представляется
информация о публикациях по ряду
выбранных тем.
Тема
Публикация
Сведения Автор
База данных
должна содержать следующую
Тема:
номер темы (уникальный), наименование
темы. Публикация: признак типа
(А – статья, М – монография), заглавие.
Сведения: дата опубликования, издательство
(в случае монографии), наименование журнала
с номером тома и номером выпуска (в случае
статьи). Автор: имя и адрес.
Ход лабораторной работы №1
1 Освоение основных приемов работы в среде Lotus Notes.
2 Изучение
возможностей разработки
Выберем меню File|Database|New, затем зададим имя сервера, на котором будет располагаться новая база данных (для студента – Local), и название базы данных в поле Title. Укажем рядом с полем имени файла, используя значек "Папка" (Folder) местоположение создаваемой базы данных на жестком диске компьютера. Для задания структуры базы данных воспользоваться пустым типом Blank.
После нажатия кнопки "ОК" на рабочем столе появится значок созданной базы данных.
Рисунок 1.1 – Вид рабочего пространства со значком вновь созданной БД
Откроем созданную базу данных. Редактирование значка базы данных осуществляется последовательностью: View|Design|Other|Icon. На рисунке 1.2 представлен эскиз редактированного значка БД.
Рисунок
1.2 – Эскиз значка БД
Под смысловым содержанием документа понимается состав данных в документе (таблицы).
Предлагаемая база данных состоит из 4-х таблиц, каждая из которой несет некоторую информацию.
Так, в таблицу «Тема» будут заноситься номер темы и наименование темы.
В таблицу «Публикация» признак типа и заглавие.
В таблицу «Сведения» будут заноситься дата опубликования, издательство, наименование с номером тома и номером выпуска.
В таблицу «Автор»
будут заноситься фамилия и адрес автора.
Создание
справочных документов
Создание документа типа «Работа с базой данных» осуществляется следующее последовательностью действий: пункт меню View|Design|Other|About Database или Using Database.
На
рисунке 1.3 представлен вид окна
«About Database»:
Рисунок 1.3 – Окно «About Database»
На рисунке 1.4 представлен вид окна «Using Database»
Рисунок 1.4 – Окно «Using Database»
Ход лабораторной работы № 2
1
Освоение технологии создания
форм, отвечающих содержимому
2
Использование различных
Список форм
Данная БД содержит 4 таблиц, то следуя принципу одна форма – одна таблица иерархической БД, получаем 4 формы.
Для
того чтобы описать место документа в
иерархической БД, рассмотрим сначала
реализацию иерархии заданной БД в системе
LotusNotes.
Document
Response
Response to Response
Рисунок 2.1 – Реализация иерархии документов в LotusNotes
Выше
приведен рисунок, который показывает
что форма(документ или таблица),
имеют следующие места в
Для создания формы необходимо выполнить Create|Design|Form. После чего появляется окно проектирования форм.
Зададим
параметры для формы, соответствующей
таблице «Публикация». После выполнения
File|Properties for заполняем параметры на вкладке
Basic (рисунок 2.2) и вкладке Defaults (рисунок
2.3)
Рисунок 2.2 – Задание общих параметров для формы
Рисунок
2.3 – Задание «параметров по умолчанию»
для формы
Опишем соответствующие формы:
Ниже в таблице сведены наименования полей соответствующих форм с их атрибутами и свойствами.
Tema – Document
nomer_temy – Number
naimenovanie_temy –
Text
Publication – RESPONSE
priznak_tipa – Keywords
zaglavie – Text
Svedenie - RESPONSE TO RESPONSE
data_opublikovaniya – Time
izdatelstvo – Text
naim_zhurn - Text
Autor - RESPONSE TO RESPONSE
name – Text
address - Text
Уровни иерархии соединим кнопками на панели действия Create|Action, после чего появляется окно, представленное на рисунке 2.4. Крайняя правая область открывается View|Action Pane.
Рисунок 2.4 - Задание свойств нового элемента на панели «Action»
В
командном окне при создании кнопки
для перехода на таблицы напишем
соответствующие команды:
Рисунок
2.6- Вид формы Публикация
Рисунок
2.7- Вид формы Сведение
Рисунок
2.8 - Вид формы Автор
Ход лабораторной работы №3
«Создание папок и представлений в Lotus Notes»
Цель работы
1 Изучение приёмов автоматизации создания аналитических подборок сведений, отвечающих информационным потребностям различных групп пользователей на основании документального фонда базы данных (БД).
2 Освоение
правил конструирования
3 Приобретение практических навыков работы в Lotus Notes при конструировании представлений и папок.
Список имен папок и представлений
Список может быть оформлен как представление и как папка. В представлении документы отображаются автоматически в зависимости от критерия отбора. А в папку документы помещаются вручную.
Создадим следующие представления. В данную БД входят следующие папки и представления:
All documents – представление для просмотра всех имеющихся документов в БД, без всякой сортировки и каскадирования. Данное представление необходимо если пользователю БД надо просмотреть не отсортированные по ключу документы или изменить их.
Tema – представление для просмотра документов, связанных по ключу Tema, относится к таблицам Номер темы и Наименование темы. Представление обзор очень удобно, если пользователь хочет найти всю информацию об имеющихся в базе данных тем. Данный поиск проводится очень быстро и удобно.
Publication – представление для просмотра документов, связанных по ключу Publication, просмотр связан с таблицами Признак типа и Заглавие. Представление очень удобно, если пользователь хочет найти всю информацию о публикациях.
Svedenie - представление для просмотра документов, связанных по ключу Svedenie, просмотр связан с таблицами Дата опубликования, Издательство и Наименование журнала с номером выпуска и номером тома. Представление очень удобно, если пользователь хочет найти всю информацию о сведениях книг, журналов и т.д.
Autor
- представление для просмотра документов,
связанных по ключу Autor, просмотр связан
с таблицами Имя и Адрес автора. Представление
очень удобно, если пользователь хочет
найти всю информацию об авторе.
Иллюстрация выше описанных представлений:
Создание представления выполняется при открытой БД и папке Design. После подачи команд Create|Design|View появляется диалоговое окно (рисунок 3.1).
Рисунок
3.1 – Окно создания представления
После создания представления задаем его параметры (рисунок 3.2 а и б).
а) б)
Рисунок 3.2 – Задание общих параметров представления
Для
создания столбцов используем одну из
команд Create|Insert New Column или Create|Append New Column.
Доступ к атрибутам столбца
Рисунок 3.3 – Задание общих параметров столбца
Определить содержимое столбца можно, установив в области конструктора один из переключателей:
simple function – простая функция;
field - вывод содержимого указанного поля;
formula – вычисляемое значение столбца по @-формуле.
На
рисунках 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8 представлены виды
представления, описанных выше.
Рисунок
3.4 – Вид представления All documents.
Рисунок
3.5 – Вид представления Tema Рисунок 3.6 –
Вид представления Publication
Рисунок
3.7 – Вид представления Svedenie Рисунок 3.8
– Вид представления Autor
Ход лабораторной работы № 4
«Построение навигаторов в Lotus Notes»
Цель работы
1 Изучение средств Notes, обеспечивающих взаимодействие пользователя с БД.
2
Освоение приёмов
3
Углубление опыта
Схематический эскиз навигатора
Для создания навигатора воспользуемся последовательностью команд Create|Design|Navigator. После выполнения указанных действий появиться окно для создания навигатора. Зададим свойства навигатора, нажав предварительно кнопку на панели действий.
Вкладка - Общие свойства (Basic) содержит поле: имя (Name), исходное представление / папка (Initial view or folder), цвет фона (Background color), флажок автовыравнивание (Auto adjust panes at runtime) обеспечивает, при установке, отображение всех объектов навигатора после запуска.
В
данной БД присутствует один навигатор.
Навигатор представлен на рисунке 4.1
Рисунок
4.1 – Вид навигатора Navigation
Навигатор – предназначен для удобного просмотра представлений документов в БД.
В навигаторе присутствую следующие объекты:
Описание объектов навигатора:
Объект | Действие |
Кнопка Menu
Кнопка All documents
Кнопка Tema
Кнопка Publication
Кнопка Svedenie
Кнопка Autor
Кнопка Musor
Кнопка Temp
Кнопка Clear
Кнопка Copy
Кнопка Delete
Кнопка
Exit
Ход лабораторной работы №5
«Проектирование агентов в Lotus Notes»
Цель работы
1 Изучение средств Notes, обеспечивающих автоматизацию процессов обслуживания баз данных.
2
Освоение приёмов и
3
Приобретение навыков
Список агентов, имена и назначения
Агент – специальная единица БД, представляющая собой программу выполнения каких либо операций над содержимым документов, представлений или папок в совокупности с инструкцией относительно её применения.
Для данной базы данных создадим три агента: Clear - который перемещяет документы в папку Musor, Copy - который копирует документ в папку Temp и Delete - удаляются документы без подтверждения из текущей БД, если агент запускается однократно то документы только отмечается как удаляемые.
После выполнения команд Create|Design|Agent появляется окно построителя для определения логики применения агента (рисунок 5.1).
Созданные агенты будут запускаться вручную из меню действия (Manually From Actions Menu). Агенты будут обрабатывать выделенные документы в представлении (Selected documents).
Как
и все программируемые
Рисунок
5.1 – Задание логики применения агента
Clear
Рисунок 5.2 – Задание логики применения агента Copy
Рисунок 5.3 – Задание
логики применения агента Delete
Вывод
В ходе выполнения