Системы распределенной обработки данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:22, лабораторная работа

Описание работы

Цель работы:
Освоение основных приемов работы в среде Lotus Notes.
 Изучение возможностей разработки собственного фрейма базы данных и с использованием шаблонов и шаблонов структур.
 Освоение технологии создания форм, отвечающих содержимому документов.
 Использование различных приемов дизайна при проектировании форм.
 Изучение приёмов автоматизации создания аналитических подборок сведений, отвечающих информационным потребностям различных групп пользователей на основании документального фонда базы данных (БД).
 Освоение правил конструирования критерия отбора документов в представлении с использованием @-формул, Script-программ и диалога построителя условий поиска Search Builder.
 Приобретение практических навыков работы в Lotus Notes при конструировании представлений и папок.
 Изучение средств Notes, обеспечивающих взаимодействие пользователя с БД.
 Освоение приёмов проектирования дружественного интерфейса.
 Углубление опыта использования средств программирования Notes: @-формул и Script-программ применительно к действиям и объектам навигатора.
 Изучение средств Notes, обеспечивающих автоматизацию процессов обслуживания баз данных.
 Освоение приёмов и возможностей построения агентов с помощью окна построителя агентов.
 Приобретение навыков использования событийных ситуаций для организации обработки информационного фонда.

Работа содержит 1 файл

LabSROD_Publications.doc

— 534.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

    Севастопольский национальный технический университет 
 
 
 
 
 
 

    Кафедра ИС 
 
 
 
 
 
 
 

Лабораторные  работы

по дисциплине

«Системы  распределенной обработки данных» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Выполнил:

                                                                    ст. гр. И-51з

                                                                          Белинский В.А.

                                                        Проверил(а):

                                                                    ___________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Севастополь

2010

 

    1. Цель работы
  • Освоение основных приемов работы в среде Lotus Notes.
  • Изучение возможностей разработки собственного фрейма базы данных и с использованием шаблонов и шаблонов структур.
  • Освоение технологии создания форм, отвечающих содержимому документов.
  • Использование различных приемов дизайна при проектировании форм.
  • Изучение приёмов автоматизации создания аналитических подборок сведений, отвечающих информационным потребностям различных групп пользователей на основании документального фонда базы данных (БД).
  • Освоение правил конструирования критерия отбора документов в представлении с использованием @-формул, Script-программ и диалога построителя условий поиска Search Builder.
  • Приобретение практических навыков работы в Lotus Notes при конструировании представлений и папок.
  • Изучение средств Notes, обеспечивающих взаимодействие пользователя с БД.
  • Освоение приёмов проектирования дружественного интерфейса.
  • Углубление опыта использования средств программирования Notes: @-формул и Script-программ применительно к действиям и объектам навигатора.
  • Изучение средств Notes, обеспечивающих автоматизацию процессов обслуживания баз данных.
  • Освоение приёмов и возможностей построения агентов с помощью окна построителя агентов.
  • Приобретение навыков использования событийных ситуаций для организации обработки информационного фонда.
    1. Вариант задания 

Вариант №2

Дана иерархическая  структура, которой представляется информация о публикациях по ряду выбранных тем. 

                      

                                Тема  

                    

                           

                       

                           Публикация 

                       

                     

              

               Сведения                        Автор

              
 

База данных должна содержать следующую информацию.

      Тема: номер темы (уникальный), наименование темы. Публикация: признак типа (А – статья, М – монография), заглавие. Сведения: дата опубликования, издательство (в случае монографии), наименование журнала с номером тома и номером выпуска (в случае статьи). Автор: имя и адрес. 

 

    Ход лабораторной работы  №1

«Проектирование фрейма базы данных с помощью программной  среды для рабочих  групп Lotus Notes»

Цель  работы

1   Освоение  основных приемов работы в среде Lotus Notes.

2   Изучение  возможностей разработки собственного  фрейма базы данных и с использованием  шаблонов и шаблонов структур.

  • Создание  фрейма базы данных 
  •     Выберем меню File|Database|New, затем зададим имя  сервера, на котором будет располагаться новая база данных (для студента – Local),  и название базы данных в поле Title. Укажем рядом с полем имени файла, используя значек "Папка" (Folder) местоположение создаваемой базы данных на жестком диске компьютера. Для задания структуры базы данных воспользоваться пустым типом Blank.

        После нажатия кнопки "ОК" на рабочем  столе появится значок созданной базы данных.

        

        Рисунок 1.1 – Вид рабочего пространства со значком вновь созданной БД

  • Изменение иконки базы данных
  •     Откроем созданную базу данных. Редактирование значка базы данных осуществляется последовательностью: View|Design|Other|Icon. На рисунке 1.2 представлен эскиз редактированного значка БД.

        

        Рисунок 1.2 – Эскиз значка БД 

  • Смысловое наполнение документов
  •     Под смысловым содержанием документа понимается состав данных в документе (таблицы).

        Предлагаемая  база данных состоит из 4-х таблиц, каждая из которой несет некоторую  информацию.

      Так, в таблицу  «Тема» будут заноситься номер темы и наименование темы.

      В таблицу  «Публикация» признак типа и заглавие.

      В таблицу  «Сведения» будут заноситься дата опубликования, издательство, наименование с номером  тома и номером выпуска.

      В таблицу «Автор» будут заноситься фамилия и адрес автора. 

  • Создание  справочных документов 

        Создание  документа типа «Работа с базой данных» осуществляется следующее последовательностью действий: пункт меню View|Design|Other|About Database или Using Database.

        На  рисунке 1.3 представлен вид окна «About Database»: 

        

        Рисунок 1.3 – Окно «About Database»

        На  рисунке 1.4 представлен вид окна «Using Database»

        Рисунок 1.4 – Окно «Using Database»

     

         Ход лабораторной работы № 2

    «Создание форм в среде Lotus Notes»

    Цель  работы

          1 Освоение технологии создания  форм, отвечающих содержимому документов.

          2 Использование различных приемов  дизайна при проектировании форм.

    Список  форм

      Данная БД содержит 4 таблиц, то следуя принципу одна форма – одна таблица иерархической БД, получаем 4 формы.

      Для того чтобы описать место документа в иерархической БД, рассмотрим сначала реализацию иерархии заданной БД в системе LotusNotes. 

           Document                                                                                                                   I

           Response                                                                                                                                 II

           Response to Response                                                                                                             III 

    Рисунок 2.1 – Реализация иерархии документов в LotusNotes

    Выше  приведен рисунок, который показывает что форма(документ или таблица), имеют следующие места в иерархии:

    • Document – главный документ иерархии;
    • Response – ответный документ, ниже на 1 уровень чем главный;
    • Response to Response – ответный документ после ответного.
    • Создание  форм

        Для создания формы необходимо выполнить Create|Design|Form. После чего появляется окно проектирования форм.

        Зададим параметры для формы, соответствующей  таблице «Публикация». После выполнения File|Properties for заполняем параметры на вкладке Basic (рисунок 2.2) и вкладке Defaults (рисунок 2.3) 

        

        Рисунок 2.2 – Задание общих параметров для формы

        Рисунок 2.3 – Задание «параметров по умолчанию» для формы 
     

        Опишем  соответствующие формы:

        Ниже  в таблице сведены наименования полей соответствующих форм с их атрибутами и свойствами.

        Свойства  полей форм:

     
     

    Tema – Document

    nomer_temy – Number

    naimenovanie_temy –  Text 

    Publication – RESPONSE

    priznak_tipa – Keywords

    zaglavie – Text 

    Svedenie - RESPONSE  TO RESPONSE

    data_opublikovaniya – Time

    izdatelstvo – Text

    naim_zhurn - Text 

    Autor - RESPONSE  TO RESPONSE

    name – Text

    address - Text 
     

        Уровни  иерархии соединим кнопками на панели действия Create|Action, после чего появляется окно, представленное на рисунке 2.4. Крайняя  правая область открывается View|Action Pane.

        Рисунок 2.4 -  Задание свойств нового элемента на панели «Action»

        В командном окне при создании кнопки для перехода на таблицы напишем  соответствующие команды: 

    Рисунок 2.5- Вид формы Тема

    Рисунок 2.6- Вид формы Публикация 
     
     

                                                          

    Рисунок 2.7- Вид формы Сведение 
     

    Рисунок 2.8 -  Вид формы Автор 

     

      Ход лабораторной работы №3

    «Создание папок и представлений  в Lotus Notes»

    Цель  работы

       1 Изучение  приёмов автоматизации создания аналитических подборок сведений, отвечающих информационным потребностям различных групп пользователей на основании документального фонда базы данных (БД).

       2 Освоение  правил конструирования критерия  отбора документов в представлении  с использованием @-формул, Script-программ и диалога построителя условий поиска Search Builder [4, 6, 8].

       3 Приобретение  практических навыков работы  в Lotus Notes при конструировании представлений и папок.

           Список  имен папок и представлений

        Список  может быть оформлен как представление и как папка. В представлении документы отображаются автоматически в зависимости от критерия отбора. А в папку документы помещаются вручную.

        Создадим  следующие представления. В данную БД входят следующие папки и представления:

          All documents – представление для просмотра всех имеющихся документов в БД, без всякой сортировки и каскадирования. Данное представление необходимо если пользователю БД надо просмотреть не отсортированные по ключу документы или изменить их.

          Tema – представление для просмотра документов, связанных по ключу Tema, относится к таблицам Номер темы и Наименование темы. Представление обзор очень удобно, если пользователь хочет найти всю информацию об имеющихся в базе данных тем. Данный поиск проводится очень быстро и удобно.

          Publication – представление для просмотра документов, связанных по ключу Publication, просмотр связан с таблицами Признак типа и Заглавие. Представление очень удобно, если пользователь хочет найти всю информацию о публикациях.

          Svedenie - представление для просмотра документов, связанных по ключу Svedenie, просмотр связан с таблицами Дата опубликования, Издательство и Наименование журнала с номером выпуска и номером тома. Представление очень удобно, если пользователь хочет найти всю информацию о сведениях книг, журналов и т.д.

          Autor - представление для просмотра документов, связанных по ключу Autor, просмотр связан с таблицами Имя и Адрес автора. Представление очень удобно, если пользователь хочет найти всю информацию об авторе. 

           Иллюстрация выше описанных представлений:

        Создание  представления выполняется при  открытой БД и папке Design. После подачи команд Create|Design|View появляется диалоговое окно (рисунок 3.1).

        

        Рисунок 3.1 – Окно создания представления 

        После создания представления задаем его  параметры (рисунок 3.2 а и б).

           

              а) б)

        Рисунок 3.2 – Задание общих параметров представления 

        Для создания столбцов используем одну из команд Create|Insert New Column или Create|Append New Column. Доступ к атрибутам столбца осуществляется с использованием команды Design|Column Properties или двойным щелчком мыши по названию столбца. После выполнения соответствующих действий появляется окно, изображенное на рисунке 3.3. 

             

        Рисунок 3.3 – Задание общих параметров столбца 

        Определить  содержимое столбца можно, установив в области конструктора один из переключателей:

        simple function – простая функция;

        field - вывод содержимого указанного поля;

        formula – вычисляемое значение столбца по @-формуле.

        На  рисунках 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8 представлены виды представления, описанных выше. 

            

        Рисунок 3.4 – Вид представления All documents. 

     

        Рисунок 3.5 – Вид представления Tema Рисунок 3.6 – Вид представления Publication 
     

     

        Рисунок 3.7 – Вид представления Svedenie  Рисунок 3.8 – Вид представления Autor 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Ход лабораторной работы № 4

        «Построение навигаторов в Lotus Notes»

    Цель  работы

          1 Изучение средств Notes, обеспечивающих  взаимодействие пользователя с БД.

          2 Освоение приёмов проектирования  дружественного интерфейса.

          3 Углубление опыта использования  средств программирования Notes: @-формул и Script-программ применительно к действиям и объектам навигатора. 

        Схематический эскиз навигатора

        Для создания навигатора воспользуемся  последовательностью команд Create|Design|Navigator. После выполнения указанных действий появиться окно для создания навигатора.  Зададим свойства навигатора, нажав предварительно кнопку на панели действий.

        Вкладка - Общие свойства (Basic) содержит поле: имя (Name), исходное представление / папка (Initial view or folder), цвет фона (Background color), флажок автовыравнивание (Auto adjust panes at runtime) обеспечивает, при установке, отображение всех объектов навигатора после запуска.

        В данной БД присутствует один навигатор. Навигатор представлен на рисунке 4.1 
     

        

        Рисунок 4.1 – Вид навигатора Navigation 

      Навигатор  – предназначен для удобного просмотра представлений документов в БД.

    В навигаторе присутствую  следующие объекты:

    • Кнопка Menu – при нажатии кнопки осуществляется сворачивание и разворачивание меню навигации.
    • Кнопка All documents– при нажатии кнопки осуществляется переход на представление All documents;
    • Кнопка Tema – при нажатии кнопки осуществляется переход на представление Tema;
    • Кнопка Publication – при нажатии кнопки осуществляется переход на представление Publication;
    • Кнопка Svedenie – при нажатии кнопки осуществляется переход на представление Svedenie;
    • Кнопка Autor – при нажатии кнопки осуществляется переход на представление Autor;
    • Кнопка Musor – при нажатии кнопки осуществляется переход на папку Musor;
    • Кнопка Temp – при нажатии кнопки осуществляется переход на папку Temp;
    • Кнопка Clear – при нажатии кнопки выполняется операция агента Clear над содержимым документом, с инструкцией относительно её применения;
    • Кнопка Copy – при нажатии кнопки выполняется операция агента Copy над содержимым документом, с инструкцией относительно её применения;
    • Кнопка Delete – при нажатии кнопки выполняется операция агента Delete над содержимым документом, с инструкцией относительно её применения;
    • Кнопка Exit – при нажатии кнопки осуществляется выход из текущей БД в
    • рабочее пространство Lotus Notes;

     

           Описание  объектов навигатора:

           Объект        Действие

      Кнопка Menu   

      Кнопка All documents  

      Кнопка  Tema   

      Кнопка  Publication  

      Кнопка Svedenie   

      Кнопка Autor   

      Кнопка  Musor   

      Кнопка  Temp   

      Кнопка  Clear   

      Кнопка Copy   

      Кнопка Delete   

      Кнопка Exit     
     
     
     

      Ход лабораторной работы №5

    «Проектирование агентов в Lotus Notes»

    Цель  работы

          1 Изучение средств Notes, обеспечивающих  автоматизацию процессов обслуживания баз данных.

          2 Освоение приёмов и возможностей  построения агентов с помощью  окна построителя агентов.

          3 Приобретение навыков использования  событийных ситуаций для организации обработки информационного фонда. 

           Список  агентов, имена и  назначения

           Агент – специальная единица БД, представляющая собой программу выполнения каких либо операций над содержимым документов, представлений или папок в совокупности с инструкцией относительно её применения.

    Для данной базы данных создадим три агента: Clear - который перемещяет документы в папку Musor, Copy - который копирует документ в папку Temp и Delete - удаляются документы без подтверждения из текущей БД, если агент запускается однократно то документы только отмечается как удаляемые.

          После выполнения команд Create|Design|Agent появляется окно построителя для определения логики применения агента (рисунок 5.1).

        Созданные агенты будут запускаться вручную  из меню действия (Manually From Actions Menu). Агенты будут обрабатывать выделенные документы  в представлении (Selected documents).

        Как и все программируемые компоненты Notes, агент допускает три варианта программирования, что определяется положением переключателя Run в области  конструктора. 

        

        Рисунок 5.1 – Задание логики применения агента Clear 
     
     
     

       

    Рисунок 5.2 –  Задание логики применения агента Copy

    Рисунок 5.3 – Задание логики применения агента Delete 
     
     
     
     
     
     

        Вывод

          В ходе выполнения лабораторных  работ по дисциплине «Системы  распределенной обработки данных»,  были освоены приемы работы  в среде Lotus Notes. Изучены возможности разработки баз данных и была создана собственная БД - Publications. Освоены технологии создания форм, отвечающих содержимому документов, при использовании различных приемов дизайна. Приобретены практические навыки в конструировании представлений и папок. Изучены средства, обеспечивающие взаимодействие пользователя с БД. Освоены приёмы и возможности построения агентов, как специальных программ для выполнения операций над содержимым документов, представления и папок.

  • Информация о работе Системы распределенной обработки данных