Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:44, курс лекций
Один из основных принципов машины фон Неймана — то, что и программы, и данные хранятся в одной и той же памяти. Сохраняемая в памяти программа представляет собой некоторые коды, которые могут рассматриваться как данные. Возможно, с точки зрения программиста программа — активный компонент, она выполняет некоторые действия. Но с точки зрения процессора команды программы — это данные, которые процессор читает и интерпретирует. С другой стороны программа — это данные с точки зрения обслуживающих программ, например, с точки зрения компилятора, который на входе получает одни данные — программу на языке высокого уровня (ЯВУ), а на выходе выдает другие данные — программу в машинных кодах.
AH=03
Чтение текущего положения курсора. Программа может определить положение курсора на экране (строку и столбец), а также pазмер курсора, следующим образом:
AH=04
Чтение положения светового пера. Данная функция используeтся в графическом режиме для определения положения светового пеpа.
AH=05
Выбор активной страницы.
AH=06
Прокрутка экрана вверх. Когда программа пытается выдать текст на строку ниже последней на экране, то происходит переход на верхнюю строку. Даже если с помощью прерывания будет специфициpован нулевой столбец, все равно предполагается новая строка, и нижние строки на экране будут испорчены. Для решения этой проблемы используется прокрутка экрана.
Ранее код 06 использовался для очистки экрана. В текстовом режиме установка в регистре AL значения 00 приводит к полной прокрутке вверх всего экрана, очищая его пробелами. Установка ненулевого значения в регистре AL определяет количество строк прокрутки экрана вверх. Верхние строки уходят с экрана, а чистые строки вводятся снизу. Следующие команды выполняют прокрутку всего экрана на одну строку:
MOV AX,0601H ;Прокрутить на одну строку вверх
MOV BH,07 ;Атрибут: нормальный, черно-белый
MOV CX,0000 ;Координаты от 00,00
MOV DX,184FH ; до 24,79 (полный экран)
INT 10H ;Вызвать BIOS
Для прокрутки
любого количества строк необходимо
установить соответствующее значение
в регистре AL. Регистр BH содержит атрибут
для нормального или
1. Определить
в элементе ROW (строка) значение 0 для
установки строки положения
2. Выдать текст
и продвинуть курсор на
3. Проверить, находится ли курсор на последней строке (CMP ROW,22).
4. В случае, если да, то увеличить элемент ROW (INC ROW) и выйти.
5. В случае, если нет, то прокрутить экран на одну строку и, используя ROW переустановить курсор.
AH=07
Прокрутка экрана вниз. Для текстового режима прокрутка экрана вниз обозначает удаление нижних строк и вставка чистых строк сверху.
Регистр AH должен содержать 07, значения остальных регистpов аналогичны функции 06 для прокрутки вверх.
AH=08
Чтение атрибута/символа в текущей позиции курсора. Для чтения символа и байта атрибута из дисплейного буфера, как в текстовом, так и в графическом режиме используются следующие команды:
MOV AH,08 ;Запрос на чтение атр./симв.
MOV BH,00 ;Страница 0 (для текстового реж.)
INT 10H ;Вызвать BIOS
Данная функция возвращает в регистре AL значение символа, а в AH — его атрибут. В графическом режиме функция возвращает шест.00 для не ASCII-кодов. Так как эта функция читает только один cимвол, то для символьной строки необходима организация цикла.
AH=09
Вывод атрибута/символа в текущую позицию курсора. Для вывода на экран символов в текстовом или графическом режиме с установкой мигания, инвертирования и так далее можно воспользоваться следующими командами:
MOV AH,09 ;Функция вывода
MOV AL,символ ;Выводимый символ
MOV BH,страница ;Номер страницы (текст.реж.)
MOV BL,атрибут ;Атрибут или цвет
MOV CX,повторение ;Число повторений символа
INT 10H ;Вызвать BIOS
В регистр AL должен быть помещен выводимый на экран символ. Значение в регистре CX определяет число повторений символа на экране. Вывод на экран последовательности различных символов требует организации цикла. Данная функция не перемещает курсор. В следующем примере на экран выводится пять мигающих «сердечек» в инвертированном виде:
MOV AH,09 ;Функция вывода
MOV AL,03H ;Черви (карточная масть)
MOV BH,00 ;Страница 0 (текст. режим)
MOV BL,0F0H ;Мигание, инверсия
MOV CX,05 ;Пять раз
INT 10H ;Вызвать BIOS
В текстовом (но не в графическом) режиме символы автоматически выводятся на экран и переходят с одной строки на другую. Для вывода на экран текста запроса или сообщения необходимо составить программу, которая устанавливает в регистре CX значение 01 и в цикле загружает в регистр AL из памяти выводимые символы текста. Так как регистр CX в данном случае занят, то нельзя использовать команду LOOP. Кроме того, при выводе каждого символа необходимо дополнительно продвигать курсор в следующий столбец (функция 02).
В графическом режиме регистр BL используется для определения цвета графики. В случае, если бит 7 равен 0, то заданный цвет заменяет текущий цвет точки, если бит 7 равен 1, то происходит комбинация цветов с помощью команды XOR.
AH=0A
Вывод символа в текущую позицию курсора. Единственная разница между функциями 0A и 09 состоит в том, что функция 0A не устанавливает атрибут:
MOV AH,0AH ;Функция вывода
MOV AL,символ ;Выводимый символ
MOV BH,страница ;Номер страницы (для текста)
MOV CX,повторение ;Число повторений символа
INT 10H ;Вызвать BIOS
Для большинства применений команда прерывания DOS INT 21H более удобна.
AH=0E
Вывод в режиме телетайпа. Данная функция позволяет использовать монитор, как простой терминал.
Для выполнения этой функции необходимо установить в регистре AH шест. значение 0E, в регистр AL поместить выводимый символ, цвет текста (в графическом режиме) занести в регистр BL и номер страницы для текстового режима — в регистр BH. Звуковой сигнал (код 07H), возврат на одну позицию (08H), конец строки (0AH) и возврат каретки (0DH) действуют, как команды для форматизации экрана.
Данная функция автоматически продвигает курсор, переводит символы на следующую cтроку, выполняет прокрутку экрана и сохраняет текущие атрибуты экрана.
AH=0F
Получение текущего видео режима. Данная функция возвращает в регистре AL текущий видео режим, в pегистре AH — число символов в строке (20, 40 или 80), в регистре BH — номер страницы.
AH=13
Вывод символьной строки (только для AT). Данная функция позволяет на компьютерах типа AT выводить на экран символьные строки с установкой атрибутов и перемещением курсора:
MOV AH,13H ;Функция вывода на экран
MOV AL,сервис ;0, 1, 2 или 3
MOV BH,страница ;
LEA BP,адрес ;Адрес строки в ES:BP
MOV CX,длина ;Длина строки
MOV DX,экран ;Координаты на
INT 10H ;Вызвать BIOS
Возможен следующий дополнительный сервис:
u 0 — использовать атрибут и не перемещать курсор;
u 1 — использовать атрибут и переместить курсор;
u 2 — вывести символ, затем атрибут и не перемещать курсор;
u 3 — вывести символ, затем атрибут и переместить курсор.
4
Расширенный ASCII код
ASCII-коды от 128 до 255 (шест. 80-FF) представляют собой ряд специальных символов полезных при формировании запросов, меню, специальных значков с экранными атрибутами. Например, используя cледующие символы можно нарисовать прямоугольник:
DA
Верхний левый угол
BF
Верхний правый угол
C0
Нижний левый угол
D9
Нижний правый угол
C4
Горизонтальная линия
B3
Вертикальная линия
Следующие команды с помощью INT 10H выводят горизонтальную линию на 25 позиций в длину:
MOV AH,09 ;Функция вывода на экран
MOV AL,0C4H ;Горизонтальная линия
MOV BH,00 ;Страница 0
MOV BL,0FH ;Выделение яркостью
MOV CX,25 ;25 повторений
MOV 10H ;Вызвать BIOS
Напомним, что курсор не перемещается.
Вывод вертикальной линии включает цикл, в котором курсор перемещается вниз на одну строку и выводится символ шест. B3. Для штриховки может быть полезен символ с точками внутри:
B0
Одна четверть точек (светлая штриховка)
B1
Половина точек (средняя штриховка)
B2
Три четверти точек (темная штриховка)
Можно извлечь много полезных идей, изучая программное обеспечение с профессионально организованным выводом, или самому изобрести оригинальные идеи для отображения информации.
4
Другие операции ввода/вывода
Ниже перечислены другие функции DOS, которые могут оказаться полезными в работе. Код функции устанавливается в регистре AH и, затем, выдается команда INT 21H.
AH=01
Ввод с клавиатуры с эхо отображением. Данная функция возвращает значение в регистре AL. В случае, если содержимое AL не равно нулю, то оно представляет собой стандартный ASCII-cимвол, например, букву или цифру. Нулевое значение в регистре AL свидетельствует о том, что на клавиатуре была нажата специальная функциональная клавиша, например, Номе, F1 или PgUp. Для определения скэн-кода клавиш, необходимо повторить вызов функции. Данная функция реагирует на запрос Ctrl/Break.
AH=02
Вывод символа. Для вывода символа на экран в текущую позицию курсора необходимо поместить код данного символа в pегистр DL. Коды табуляции, возврата каретки и конца строки действуют обычным образом.
AH=07
Прямой ввод с клавиатуры без эхо отображения. Данная функция работает аналогично функции 01 с двумя отличиями: введенный символ не отображается на экране, то есть, нет эхо, и oтсутствует реакция на запрос Ctrl/Break.
AH=08
Ввод с клавиатуры без эхо отображения. Данная функция действует аналогично функции 01 с одним отличием: введенный символ не отображается на экран, то есть, нет эхо.
AH=0B
Проверка состояния клавиатуры. Данная функция возвращает шест. FF в регистре AL, если ввод с клавиатуры возможен, в противном случае — 00. Это средство связано с функциями 01, 07 и 08, которые не ожидают ввода с клавиатуры.
4
Ввод с клавиатуры по команде BIOS INT 16H
Команда BIOS INT 16H
выполняет специальную
AH=00
Чтение символа. Данная функция помещает в регистр AL oчередной ASCII символ, введенный с клавиатуры, и устанавливает скэн-код в регистре AH. В случае, если на клавиатуре нажата одна из специальных клавишей, например, Номе или F1, то в регистр AL заносится 00. Автоматическое эхо символа на экран по этой функции не происходит.
AH=01
Определение наличия введенного символа. Данная функция сбрасывает флаг нуля (ZF=0), если имеется символ для чтения с клавиатуры; очередной символ и скэн-код будут помещены в регистры AL и AH соответственно и данный элемент останется в буфере.
AH=02
Определение текущего состояния клавиатуры. Данная функция возвращает в регистре AL состояние клавиатуры из адреса памяти:
Бит
7
Состояние вставки активно (Ins)
6
Состояние фиксации верхнего регистра (Caps Lock) переключено
5
Состояние фиксации цифровой клавиатуры (Num Lock) переключено
4
Состояние фиксации прокрутки (Scroll Lock) переключено
3
Нажата комбинация клавишей Alt/Shift
2
Нажата комбинация клавишей Ctrl/Shift
1
Нажата левая клавиша Shift
0
Нажата правая клавиша Shift
4
Функциональные клавиши
Клавиатура располагает тремя основными типами клавишей:
1. Символьные (алфавитно-цифровые) клавиши: буквы от a до z, цифры от 0 до 9, символы %, $, # и так далее.
2. Функциональные клавиши: Номе, End, Возврат на позицию, стрелки, Enter, Del, Ins, PgUp, PgDn и программно-функциональные клавиши.
3. Управляющие клавиши: Alt, Ctrl и Shift, которые работают совместно с другими клавишами.
Функциональная клавиша не вырабатывает какой-либо символ, но чаще формирует запрос на некоторые действия. Аппаратная реализация не требует от функциональных клавишей выполнения каких-либо специфических действий.
Задачей программиста является определить, например, что нажатие клавиши Номе должно привести к установке курсора в верхний левый угол экрана, или нажатие клавиши End должно установить курсор в конец текста на экране.
Можно легко запрограммировать функциональные клавиши для выполнения самых различных действий.
Каждая клавиша имеет собственный скэн-код от 1 (Esc) до 83 (Del) или от шест.01 до шест.53. Посредством этих скэн-кодов программа может определить нажатие любой клавиши. Например, запрос на ввод одного символа с клавиатуры включает загрузку 00 в регистр AH и обращение к BIOS через INT 16H:
MOV AH,00 ;Функция ввода с клавиатуры
INT 16H ;Вызвать BIOS
Данная операция имеет два типа ответов в зависимости от того, нажата символьная клавиша или функциональная. Для символа (например, буква A) клавиатура посылает в компьютер два элемента информации:
1. ASCII-код символа A (шест.41) в регистре AL;
2. Скэн-код для клавиши A (шест.1E) в регистре AH.
В случае, если нажата функциональная клавиша (например, Ins) клавиатура также передает два элемента:
1. Нуль в регистре AL;
2. Скэн-код для клавиши Ins (шест.52) в регистре AH.
Таким образом, после выполнения команды INT 16H необходимо прежде проверить содержимое регистра AL. В случае, если AL содержит нуль, то была нажата функциональная клавиша, если не нуль, то получен код символьной клавиши.
Скэн-коды
Клавиатура имеет по две клавиши для таких символов как *, + и -. Нажатие «звездочки», например, устанавливает код символа шест.2A в регистре AL и один из двух скэн-кодов в регистре AH в зависимости от того, какая из клавишей была нажата: шест.09 для звездочки над цифрой 8 или шест.29 для звездочки на клавише PrtSc.