Проблемы оценки качества информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:49, реферат

Описание работы

Быстрое увеличение сложности и размеров современных комплексов программ при одновременном росте ответственности выполняемых функций резко повысило требования со стороны заказчиков и пользователей к их качеству и безопасности применения. Испытанным средством обеспечения высокой эффективности и качества функционирования программ и программных комплексов являются международные стандарты, разработанные при участии представителей ведущих компаний отрасли.

Содержание

Введение 4
Стандартизация характеристик качества 5
Выбор показателей качества 6
Оценка качества 7
Дефекты 9
Заключение 12
Список использованных источников 13

Работа содержит 1 файл

качество.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Оценка  практичности программных средств проводится экспертами и включает определение понятности, простоты использования, изучаемости и привлекательности программного средства. В основном это качественная (и субъективная) оценка в баллах, однако некоторые атрибуты можно оценить количественно по трудоемкости и длительности выполнения операций при использовании программного средства, а также по объему документации, необходимой для их изучения.

     Сопровождаемость можно оценивать полнотой и достоверностью документации о состояниях программного средства и его компонентов, всех предполагаемых и выполненных изменениях, позволяющей установить текущее состояние версий программ в любой момент времени и историю их развития. Она должна определять стратегию, стандарты, процедуры, распределение ресурсов и планы создания, изменения и применения документов на программы и данные.

     Оценка  мобильности - качественное определение экспертами адаптируемости, простоты установки, совместимости и замещаемости программ, выражаемое в баллах. Количественно эту характеристику программного средства и совокупность ее атрибутов можно (и целесообразно) оценить в экономических показателях: стоимости, трудоемкости и длительности реализации процедур переноса на иные платформы определенной совокупности программ и данных.

     Система управления качеством

     Выбор характеристик и оценка качества программных средств - лишь одна из задач в области обеспечения  качества продукции, выпускаемой компаниями - разработчиками ПО. Комплексное решение задач обеспечения качества программных средств предполагает разработку и внедрение той или иной системы управления качеством. В мировой практике наибольшее распространение получила система, основанная на международных стандартах серии ISO 9000, включающей десяток с лишним документов, в том числе стандарт, регламентирующий обеспечение качества ПО (ISO 9000/3). Эти стандарты должны служить руководством для ведущих специалистов компаний, разрабатывающих ПО на заказ.

     Определения характеристик и субхарактеристик качества (ISO 9126-1)

     Функциональные  возможности - способность программного средства обеспечивать решение задач, удовлетворяющих сформулированные потребности заказчиков и пользователей при применении комплекса программ в заданных условиях.

     Функциональная  пригодность - набор и описания субхарактеристики и ее атрибутов, определяющие назначение, номенклатуру, основные, необходимые и достаточные функции программного средства, соответствующие техническому заданию и спецификациям требований заказчика или потенциального пользователя.

     Правильность (корректность) - способность программного средства обеспечивать правильные или приемлемые для пользователя результаты и внешние эффекты.

     Способность к взаимодействию - свойство программных средств и их компонентов взаимодействовать с одной или большим числом компонентов внутренней и внешней среды.

     Защищенность - способность компонентов программного средства защищать программы и информацию от любых негативных воздействий.

     Надежность - обеспечение комплексом программ достаточно низкой вероятности отказа в процессе функционирования программного средства в реальном времени.

     Эффективность - свойства программного средства, обеспечивающие требуемую производительность решения функциональных задач, с учетом количества используемых вычислительных ресурсов в установленных условиях.

     Практичность (применимость) - свойства программного средства, обусловливающие сложность его понимания, изучения и использования, а также привлекательность для квалифицированных пользователей при применении в указанных условиях.

     Сопровождаемость - приспособленность программного средства к модификации и изменению конфигурации и функций.

     Мобильность - подготовленность программного средства к переносу из одной аппаратно-операционной среды в другую. 

Дефекты

 

Качество ИС связано с дефектами, заложенными на этапе проектирования и проявляющимися в процессе эксплуатации. Свойства ИС, в том числе и дефектологические, могут проявляться лишь во взаимодействии с внешней средой, включающей технические средства, персонал, информационное и программное окружение.

В зависимости  от целей исследования и этапов жизненного цикла ИС дефектологические свойства разделяют на дефектогенность, дефектабельность и дефектоскопичность.

Дефектогенность определяется влиянием следующих факторов:

  • численностью разработчиков ИС, их профессиональными психофизиологическими характеристиками;
  • условиями и организацией процесса разработки ИС;
  • характеристиками инструментальных средств и комплексов
  • ИС;
  • сложностью задач, решаемых ИС;
  • степенью агрессивности внешней среды (потенциальной возможностью внешней среды вносить преднамеренные дефекты, например воздействие вирусов).

Дефектабельность характеризует наличие дефектов ИС и определяется их количеством и местонахождением. Другими факторами, влияющими на дефектабельность, являются:

  • структурно-конструктивные особенности ИС;
  • интенсивность и характеристики ошибок, приводящих к дефектам.

Дефектоскопичность характеризует возможность проявления дефектов в виде отказов и сбоев в процессе отладки, испытаний или эксплуатации. На дефектоскопичность влияют:

  • количество, типы и характер распределения дефектов;
  • устойчивость ИС к проявлению дефектов;
  • характеристики средств контроля и диагностики дефектов;
  • квалификация обслуживающего персонала.

Оценка  качества ИС является крайне сложной  задачей из-за многообразия интересов  пользователей. Поэтому невозможно предложить одну универсальную меру качества и приходится использовать ряд характеристик, охватывающих весь спектр предъявляемых требований. Наиболее близки к задачам оценки качества ИС модели качества программного обеспечения, являющегося одним из важных составных частей ИС. В настоящее время используется несколько абстрактных моделей качества программного обеспечения, основанных на определениях характеристики качества, показателя качества, критерия и метрики.

Критерий  может быть определен как независимый  атрибут ИС или процесса ее создания. С помощью такого критерия может  быть измерена характеристика качества ИС на основе той или иной метрики. Совокупность нескольких критериев определяет показатель качества, формируемый исходя из требований, предъявляемых к ИС. В настоящее время наибольшее распространение получила иерархическая модель взаимосвязи компонентов качества ИС. Вначале определяются характеристики качества, в числе которых могут быть, например:

  • общая полезность;
  • исходная полезность;
  • удобство эксплуатации.

Далее формируются показатели, к числу  которых могут быть отнесены:

  • практичность;
  • целостность;
  • корректность;
  • удобство обслуживания;
  • оцениваемость;
  • гибкость;
  • адаптируемость;
  • мобильность;
  • возможность взаимодействия.

Каждому показателю качества ставится в соответствие группа критериев. Для указанных  показателей приведем возможные  критерии. Надо отметить, что один и тот же критерий может характеризовать несколько показателей:

  • практичность — работоспособность, возможность обучения, коммуникативность, объем ввода, скорость ввода-вывода;
  • целостность — регулирование доступа, контроль доступа;
  • эффективность — эффективность использования памяти, эффективность функционирования;
  • корректность — трассируемость, завершенность, согласованность;
  • надежность — точность, устойчивость к ошибкам, согласованность, простота;
  • удобство обслуживания — согласованность, простоту, краткость, информативность, модульность;
  • оцениваемость — простота, наличие измерительных средств, информативность, модульность;
  • гибкость — распространяемость, общность, информатированность, модульность;
  • адаптируемость — общность, информативность, модульность, аппаратную независимость, программную независимость;
  • мобильность — информативность, модульность, аппаратную независимость, программную независимость;
  • возможность взаимодействия — модульность, унифицируемость процедур связи, унифицируемость данных.

С помощью  метрик можно дать количественную или качественную оценку качества ИС. Различают следующие виды метрических шкал для измерения критериев.

Первый  тип — метрики, которые используют интервальную шкалу, характеризуемую  относительными величинами реально  измеряемых физических показателей, например, временем наработки на отказ, вероятностью ошибки, объемом информации и других.

Второй  тип — метрики, которым соответствует  порядковая шкала, позволяющая ранжировать  характеристики путем сравнения  с опорными значениями.

Третий тип — метрики, которым соответствуют номинальная, или категорированная шкала, определяющая наличие рассматриваемого свойства или признака у рассматриваемого объекта без учета градаций по этому признаку. Так, например, интерфейс может быть "простым для понимания", "умеренно простым", "сложным для понимания".

 

Заключение

 

     Международные стандарты серии ISO 9000 разработаны  для управления качеством продукции, их дополняют стандарты серии ISO 14000, отражающие экологические требования к производству и промышленной продукции. Хотя эти стандарты непосредственно не связаны с CALS-стандартами, их цели — совершенствование промышленного производства, повышение его эффективности — совпадают.

     Очевидно, что управление качеством тесно  связано с его контролем. Контроль качества традиционно основан на измерении показателей качества продукции на специальных технологических операциях контроля и выбраковке негодных изделий. Однако есть и другой подход к управлению качеством, основанный на контроле качественных показателей не самих изделий, а проектных процедур и технологических процессов, используемых при создании этих изделий.

     Такой подход во многих случаях более эффективен. Он требует меньше затрат, поскольку  позволяет обойтись без 100%-го контроля продукции и благодаря предупреждению появления брака снижает производственные издержки. Именно этот подход положен в основу стандартов ISO 9000, принятых ISO в 1987 г. и проходящих корректировку приблизительно каждые пять лет.

     Таким образом, методической основой для  управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000. Они определяют и регламентируют инвариантные вопросы создания, развития, применения и сертификации систем качества в промышленности. В них устанавливается форма требований к системе качества в целях демонстрации поставщиком своих возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами.

 

Список использованных источников

 

     1. Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 2010.

     2. Информационная технология, экономика,  культура / Сб. обзоров и рефератов. - М.: ИНИОН РАН, 2011.

     3. Информационные системы в экономике  / Под ред. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика, 2009.

     4. Берг А.И., Черняк Ю.Я. Информация и управление. М, 2008.

     5. Информационные технологии управления. Учебное пособие для вузов/  Под ред. проф. Г.А. Титоренко. М., 2009.

     6. Юсупов Р.М., Заболоцкий В.П. Научные и методологические основы информатизации. СПб., 2010.

Информация о работе Проблемы оценки качества информационных систем