Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 03:42, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование информационной свободы в российском праве на современном этапе его развития.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих основных задач:
- рассмотреть свободу слова как правовую и политическую категорию;
- рассмотреть свободу слова СМИ в условиях современного законодательства и медиарынка России;
- выявить юридические коллизию и свобода СМИ;
- определить правовые основы ограничения свободы слова в России;
- определить круг актуальных проблем свободы слова в России и пути их решения.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы исследования свободы слова………………………..5
1.1.Свобода слова как правовая и политическая категория……………………5
1.2. Свобода слова СМИ в условиях современного законодательства и медиарынка России……………………………………………………………… 8
2. Проблемы информационной свободы и ее ограничения:
на примере России……………………………………………………………… 12
2.1. Юридическая коллизия и свобода СМИ…………………………………..12
2.2. Правовые основы ограничений свободы слова в России………………. 18
2.3.Актуальные проблемы свободы слова в России и пути их решения…... 23
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………………………………….. 29
– насильственное изменение конституционного строя;
– разжигание расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти;
– пропаганда насилия и войны;
– нарушение неприкосновенности частной жизни, права на уважение и защиту чести и достоинства, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны.23
В результате унификации всех перечисленных норм–целей можно утверждать, что все они нашли свое отражение в российской Конституции. Поэтому, в соответствии с ней, ограничение свободы слова допускается для:
– защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55);
– обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в условиях чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56);
– предотвращения нарушений прав и свобод человека и гражданина одних лиц при реализации другими лицами прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 17);
– защиты права на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны и права на защиту чести и достоинства личности, доброго имени (ст. 21, 23 и 24);
– защиты государственной тайны (ч. 4 ст. 29);
– обеспечения права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
– предотвращения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).
Ограничения одной свободы всегда делаются в пользу другой: в этом заключается так называемая проблема предпочтения права (свободы). Для этого государство решает вопрос: ограничение какой свободы будет для общества наиболее необходимо, что будет для него менее безболезненно, что создаст возможность беспрепятственно реализовывать другие (более значимые) свободы? Однако не все права и свободы подлежат ограничению. К таковым относятся обозначенные в ст. 56, ч. 3 Конституции: право на жизнь, достоинство личности, право на личную, семейную тайну, свобода совести, свобода вероисповедания и др. Свобода слова в этот перечень не включена. Свобода слова – жертва во имя благого дела – обеспечения других, более значимых, прав. Поэтому в дополнение к уже имеющимся принципам ограничения свободы следует добавить недопустимость ограничения прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19, ч. 2 Конституции), а также уважение достоинства личности (уже было оговорено, что никакое ограничение не может умалять достоинства человека (ст. 21, ч. 1).
Достаточно частые ограничение, ущемление и умаление прав и свобод рассматриваются как синонимы, что недопустимо. Ущемление и умаление означают такое сужение объема правомочий, которое нарушает выработанные нами принципы, не соответствует действующему законодательству и является нарушением. В Конституции (ст. 55) запрещается отменять или умалять права и свободы человека и гражданина, поскольку они являются высшей ценностью (ст. 2). Последние нормы, возведенные в ранг принципов, дополняют общую картину руководящих начал, которыми следует руководствоваться в случае ограничения прав и свобод. Таким образом, нами определены следующие девять генеральных норм-принципов:
– соответствие международным требованиям;
– признание прав и свобод высшей ценностью;
– недопустимость умаления достоинства личности;
– уважение достоинства личности;
–
запрет дискриминации по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной
– непозволительность отменять и ущемлять права и свободы;
– соответствие конституционным целям;
– соразмерность;
– обличение в форму закона.24
В
российском законодательстве и международном
праве отсутствуют специальные
положения об условиях, формах и
видах ограничений свободы
Второе направление ограничения свободы слова связано с предотвращением негативного воздействия деструктивной информации, с защитой благоприятного состояния информационной сферы. Данное направление отражено в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации26, где угрозами, помимо прочего, расцениваются:
– противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
– девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
– манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Современное
состояние информационной
сферы как раз и
характеризуется перегруженностью
общества такой информацией, которая
порождает депрессию, тревожность,
агрессивность, внушаемость, страх,
враждебные настроения. В таких условиях
происходит коренное изменение представлений
о морали и нравственности, криминализируются
общественные отношения. Это, несомненно,
нужно расценивать как дестабилизирующие
факторы и предпринимать адекватные меры
противодействия в виде ограничений получения,
производства, передачи,
распространения информации.
Ограничения свободы слова способствуют
гармонизации общественных отношений,
обеспечивают снижение уровня общественного
напряжения, успокаивают социум, стабилизируют
его.
2.3.Актуальные проблемы свободы слова в России
и
пути их решения
По данным ежегодного рейтинга, составляемый Всемирной организацией «Репортеры без границ» (Reporters Sans Frontieres – RSF), который оценивает Индекс свободы печати в различных странах Россия из года в год занимает последние позиции и считается страной у которой свобода прессы сильно ограничена. Краткая историческая справка: в 2002 г. Россия заняла 121-е место (из 139 стран), в 2003 – 148-е (из 166), в 2004 – 140-е (из 167), в 2005 – 138-е (из 167)27. По мнению некоторых членов организации RSF, низкий рейтинг Р Ф обусловлен в первую очередь государственным контролем над СМИ, ограничением информации о ситуации в Чечне и отсутствием разных точек зрения на телевидении. По словам руководителя европейского отдела RSF госпожи Паскаль Боннамур, «давление государства на российские СМИ продолжает усиливаться»28 – очередными шагами в деле контроля над информацией со стороны государства она считает создание канала Russia Today, отказ в продлении аккредитации журналиста телекомпании АВС и чрезмерный штраф, наложенный на газету «Коммерсант» по иску «Альфа-банка».
Первая группа критериев RSF касается вопросов насилия по отношению к журналистам. Здесь низкое место России отражает обеспокоенность мировой общественности плохой раскрываемостью случаев убийств журналистов. Речь идет, прежде всего, о таких знаковых делах, как убийства В. Листьева, Д. Холодова, С. Иванова (Тольятти), о многочисленных случаях насилия и угроз со стороны правоохранительных органов. Осуждаются факты лишения свободы журналистов за оскорбление и клевету (ст. 129 и 130 УК Р Ф29), практически не встречающиеся на Западе. Особо учитываются случаи цензуры, под которыми, в частности, понимаются изъятие или скупка уже отпечатанного тиража, снятие с эфира злободневных программ (типа «Свобода слова»), вмешательство в редакционную деятельность со стороны должностных лиц государственных органов. В демократических странах вмешательство государства в редакционную политику считается недопустимым, а случаи такого давления становятся предметом разбирательства и, как правило, ведут к отставке такого чиновника (наиболее яркий пример – Уотергейтский скандал, приведший к отставке президента Никсона).
Большинство видов такого вмешательства представляют собой нарушение закона РФ «О средствах массовой информации» (ст. 3 и 58), но распространены на практике. Имеют место также обыски в редакциях, несмотря на требование ст. 41 того же Закона о СМИ («Редакция обязана сохранять в тайне источник информации…»)30. В демократических странах рабочее место журналиста как лица, выполняющего важный общественный долг, неприкосновенно для полиции.
Вторая
группа критериев относится к
недостаткам правового
Крайне критично относится мировой опыт к присутствию на информационном рынке принадлежащих государству организаций, признавая это как минимум недобросовестной формой (субсидируемой бюджетом) конкуренции и как максимум – попыткой осуществлять государственную пропаганду и оболванивание населения.
В этом контексте значение имеет характер регулирующего органа в сфере СМИ: есть ли в стране министерство печати, каковы его функции и полномочия, не подменяет ли министерство суд? Не менее важным для понимания оценки уровня свободы СМИ является ситуация с регулированием телерадиовещания и, прежде всего, лицензирования телевизионных и радиопрограмм. Общепринятой практикой в Европе и вообще в западном мире является создание независимого регулирующего органа в сфере вещания, будь то английское Управление по связи (Ofcom), французский Высший совет по аудиовизуальной политике или американская Федеральная комиссия по связи (FCC). Отсутствие законодательной базы для лицензирования телерадиовещания и тот факт, что вопрос лицензирования берут в свои руки органы исполнительной власти, создает проблему зависимости выдачи и возможности использования частот от расположенности чиновников к телерадиоорганизации, и ее лояльности органам власти. Трансформация же государственного телевидения в общественное является важным показателем заботы об интересах населения, ликвидации остатков государственной цензуры и свободы конкуренции частных СМИ.
Для заполнения пробелов и исправления недостатков в правовом регулировании СМИ органам власти необходимо рассмотреть целесообразность скорейшей отмены уголовной ответственности за клевету и оскорбление, содержащиеся в СМИ (или, по крайней мере, ответственности в виде лишения свободы и исправительных работ); принятия законодательства о телерадиовещании и общественном телевидении, о доступе к информации, мер государственной экономической поддержки всех общественно-полезных СМИ, отмены системы регистрации СМИ. В экономической сфере необходимо предусмотреть радикальное уменьшение присутствия государства на рынке СМИ. Необходимо принять практические меры, ведущие к сокращению насилия по отношению к журналистам, к увеличению раскрываемости преступлений, к воспитанию подчеркнуто уважительного отношения государственных служащих и работников правоохранительных органов к работникам СМИ как к людям, выполняющим общественный долг, к повышению уровня доверия между этими группами.
Действительно,
пробел в российском законодательстве,
напрямую регулирующем этот вопрос, очевиден.31
Заключение
В
заключение подчеркнем, что и в
международном праве прав человека,
и в сравнительном
Установившаяся практика по делам о диффамации такова, что утверждения, затрагивающие публичные фигуры и (или) проблемы, представляющие общественный интерес, пользуются большей защитой, а объем защиты высказываемых редакционных мнений больше объема защиты сообщений о новостях (т.е. изложения фактов).
Свобода слова, согласно статье 29 Конституции Р Ф, выступает как одна из форм выражения свободы мысли, мнений, идей, убеждений. Государство гарантирует невмешательство в данную сферу, недопустимость какого бы то ни было идеологического диктата, насилия и контроля над личностью, возможность беспрепятственно выражать свою точку зрения по различным вопросам общественной жизни путем устного или письменного слова. Однако, как констатируют независимые эксперты, реальное положение дел в этой области не всегда соответствует международно-правовым стандартам. Это технико-юридическое несовершенство законодательных формул, относящихся к регламентации информационного обмена; отсутствие законодательного регулирования вопроса о журналистской тайне; нечеткая легальная дефиниция объектов государственной тайны; рост преступлений, связанных с посягательством на жизнь журналистов, исполняющих свой профессиональный долг; рост числа злоупотреблений свободой слова, а также некоторые другие сложности и противоречия в сфере действия права на свободное выражение мнений. Поэтому наша страна в рейтингах независимых экспертах по оценки свободы слова находится в конце списка.
Информация о работе Проблемы информационной свободы и ее ограничения