Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….2
ВВЕДЕНИЕ 3
КРАТКИЙ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС И ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ТЕХНОЛОГИИ 3
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ 5
АППАРАТНЫЕ
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ПРОЕКТОВ 7
ТИПЫ
ДАННЫХ МУЛЬТИМЕДИА-ИНФОРМАЦИИ
И СРЕДСТВА ИХ ОБРАБОТКИ 8
ОСНОВНЫЕ НОСИТЕЛИ……………………………………………………………………………………………8
ЗВУК…………………………………………………………………………………………………………………...9
3D ЗВУК……………………………………………………………………………………………………………….9
ВИДЕО………………………………………………………………………………………………………………..11
ГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ…………………………………………………………………………………………12
СПОСОБЫ
ВХОДА В ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ 14
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ
КОМПЬЮТЕР………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире
наблюдается новый этап компьютеризации
различных видов деятельности, вызванный
развитием мультимедиа (multimedia) технологий.
Графика, анимация, фото, видео, звук,
текст в интерактивном режиме
работы создают интегрированную
информационную среду, в которой
пользователь обретает качественно
новые возможности. Самое широкое
применение мультимедиа технологии
нашли в образовании - от детского
до пожилого возраста и от
вузовских аудиторий до домашних
условий. Мультимедиа продукты
успешно используются в различных
информационных, демонстрационных
и рекламных целях, внедрение
мультимедиа в телекоммуникации
стимулировало бурный рост новых
применений.
Термин
мультимедиа используют для характеристики
компьютерных систем, графической, звуковой,
видео и иной информации. Существенно,
что этот синтез и обработку информации
сегодня удаётся выполнять практически
в реальном времени, то есть без ощутимой
пользователем задержки во времени. Расцвет
мультимедиа в середине 90-х годов связывают
с быстродействием и памятью, достигнутыми
в системах Pentium, и в частности, с возможностями
записи и воспроизведения больших объёмов
информации с помощью компакт-дисков CD-ROM.
Существенно,
что имитация реальности с помощью
мультимедийных средств происходит
в диалоговом режиме. Пользователь
имеет возможность постоянного
взаимодействия с программой. В любой
момент можно запросить необходимую
информацию, представить её в разнообразном
удобном для себя виде, а также
получить оценку от программы правильности
действий пользователя. Развитие диалоговых
систем мультимедиа привело к
появлению учебников, энциклопедий,
атласов, журналов, художественной литературы
с «живыми» картинками и звуком.
КРАТКИЙ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС И
ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ТЕХНОЛОГИИ
Появление систем мультимедиа подготовлено
как с требованиями практики, так и с развитием
теории. Однако, резкий рывок в этом направлении,
произошедший в этом направлении за последние
несколько лет, обеспечен, прежде всего,
развитием технических и системных средств.
Это и прогресс в развитии ПЭВМ: резко
возросшие объем памяти, быстродействие,
графические возможности, характеристики
внешней памяти, и достижения в области
видеотехники, лазерных дисков — аналоговых
и CD-ROM, а также их массовое внедрение. Важную
роль сыграла так же разработка методов
быстрого и эффективного сжатия / развертки
данных.
Мультимедиа-технологии
являются одним из наиболее перспективных
и популярных направлений информатики.
Они имеют целью создание продукта,
содержащего "коллекции изображений,
текстов и данных, сопровождающихся
звуком, видео, анимацией и другими
визуальными эффектами (Simulation), включающего
интерактивный интерфейс и другие
механизмы управления". Данное определение
сформулировано в 1988 году крупнейшей Европейской
Комиссией, занимающейся проблемами внедрения
и использования новых технологий.
Идейной предпосылкой возникновения
технологии мультимедиа считают
концепцию организации памяти "MEMEX",
предложенную еще в 1945 году американским
ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала
поиск информации в соответствии
с ее смысловым содержанием, а
не по формальным признакам (по порядку
номеров, индексов или по алфавиту и
т.п.) Эта идея нашла свое выражение
и компьютерную реализацию сначала
в виде системы гипертекста (система
работы с комбинациями текстовых
материалов), а затем и гипермедиа
(система, работающая с комбинацией
графики, звука, видео и анимации),
и, наконец, в мультимедиа, соединившей
в себе обе эти системы. Однако
всплеск интереса в конце 80-х годов
к применению мультимедиа-технологии
в гуманитарной областях (и, в частности,
в историко-культурной) связан, несомненно,
с именем выдающегося американского
компьютерщика-бизнесмена Билла Гейтса,
которому принадлежит идея создания
и успешной реализации на практике
мультимедийного (коммерческого) продукта
на основе служебной музейной инвентарной
базы данных с использованием в нем
всех возможных "сред": изображений,
звука, анимации, гипертекстовой системы.
Именно
этот продукт аккумулировал в
себе три основные принципа мультимедиа:
- Представление
информации с помощью комбинации множества
воспринимаемых человеком сред (собственно
термин происходит от англ. multi - много,
и media - среда);
- Наличие нескольких
сюжетных линий в содержании продукта
(в том числе и выстраиваемых самим пользователем
на основе "свободного поиска" в рамках
предложенной в содержании продукта информации);
- Художественный
дизайн интерфейса и средств навигации.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Мультимедиа технологии
- возможность представления информации
пользователю во взаимодействии различных
форм (текст, графика, анимация, звук, видео)
в интерактивном режиме.
Технологию
мультимедиа составляют специальные
аппаратные и программные средства.
Мультимедиа-продукты
можно разделить на несколько
категорий в зависимости от того,
на какие группы потребителей они
ориентированны.
С
начала 90-х годов средства мультимедиа
развивались и совершенствовались,
став к началу XXI века основой новых
продуктов и услуг, таких как электронные
книги и газеты, новые технологии обучения,
видеоконференции, средства графического
дизайна, голосовой и видеопочты. Применение
средств мультимедиа в компьютерных приложениях
стало возможным благодаря прогрессу
в разработке и производстве новых микропроцессоров
и систем хранения данных.
Нажатием
кнопки пользователь компьютера может
заполнить экран текстом; нажав
другую, он вызовет связанную с
текстовыми данными видеоинформацию;
при нажатии следующей кнопки
прозвучит музыкальный фрагмент.
Например, Bell Canada, предоставляющая услуги
общественной, личной и коммерческой связи
для всей Канады, использует средства
мультимедиа для выявления и устранения
неполадок в телефонной сети. Специальные
программы содержат тысячи отсканированных
руководств по ремонту техники, которые
предоставлены в пользование сотрудникам
отделов технического обеспечения и аналитикам.
Каждая мультимедийная рабочая станция
может отобразить любой участок схемы
сети. При обнаружении неисправности подается
звуковой сигнал и показывается место,
где произошла авария. Также система может
отослать по электронной почте или факсу
всю необходимую информацию бригаде ремонтников,
выезжающей на объект. Система голосового
сопровождения позволяет прослушивать
информацию и комментарии, необходимые
для диагностики и анализа в случае возникновения
аварийной ситуации.
Несомненным достоинством
и особенностью технологии являются
следующие возможности мультимедиа,
которые активно используются в
представлении информации:
- возможность
хранения большого объема самой разной
информации на одном носителе (до 20 томов
авторского текста, около 2000 и более высококачественных
изображений, 30-45 минут видеозаписи, до
7 часов звука);
- возможность
увеличения (детализации) на экране изображения
или его наиболее интересных фрагментов,
иногда в двадцатикратном увеличении
(режим "лупа") при сохранении качества
изображения. Это особенно важно для презентации
произведений искусства и уникальных
исторических документов;
- возможность
сравнения изображения и обработки его
разнообразными программными средствами
с научно- исследовательскими или познавательными
целями;
- возможность
выделения в сопровождающем изображение
текстовом или другом визуальном материале
"горячих слов (областей)", по которым
осуществляется немедленное получение
справочной или любой другой пояснительной
(в том числе визуальной) информации (технологии
гипертекста и гипермедиа);
- возможность
осуществления непрерывного музыкального
или любого другого аудиосопровождения,
соответствующего статичному или динамичному
визуальному ряду;
- возможность
использования видеофрагментов из фильмов,
видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра",
покадрового "пролистывания" видеозаписи;
- возможность
включения в содержание диска баз данных,
методик обработки образов, анимации (к
примеру, сопровождение рассказа о композиции
картины графической анимационной демонстрацией
геометрических построений ее композиции)
и т.д.;
- возможность
подключения к глобальной сети Internet;
- возможность
работы с различными приложениями (текстовыми,
графическими и звуковыми редакторами,
картографической информацией);
- возможность
создания собственных "галерей" (выборок)
из представляемой в продукте информации
(режим "карман" или "мои пометки");
- возможность
"запоминания пройденного пути" и
создания "закладок" на заинтересовавшей
экранной "странице";
- возможность
автоматического просмотра всего содержания
продукта ("слайд-шоу") или создания
анимированного и озвученного "путеводителя-гида"
по продукту ("говорящей и показывающей
инструкции пользователя"); включение
в состав продукта игровых компонентов
с информационными составляющими;
- возможность
"свободной" навигации по информации
и выхода в основное меню (укрупненное
содержание), на полное оглавление или
вовсе из программы в любой точке продукта.
Появление
систем мультимедиа, безусловно, производит
революционные изменения в таких
областях, как образование, компьютерный
тренинг, во многих сферах профессиональной
деятельности, науки, искусства, в компьютерных
играх и т.д.
Возможности
технологии мультимедиа безграничны.
В бизнес-приложениях мультимедиа
в основном применяются для обучения
и проведения презентаций. Благодаря
наличию обратной связи и живой
среде общения, системы обучения
на базе мультимедиа обладают потрясающей
эффективностью и существенно повышают
мотивацию обучения. Уже давно
появились программы, обучающие
пользователя иностранным языкам, которые
в интерактивной форме предлагают
пользователю пройти несколько уроков,
от изучения фонетики и алфавита до
пополнения словарного запаса и написания
диктанта. Благодаря встроенной системе
распознавания речи, осуществляется
контроль произношения обучаемого. Пожалуй,
самая главная особенность таких
обучающих программ – их ненавязчивость,
ведь пользователь сам определяет место,
время и продолжительность занятия.
АППАРАТНЫЕ
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ПРОЕКТОВ
Для построения мультимедиа
системы необходима дополнительная
аппаратная поддержка: аналогоцифровые
и цифроаналоговые преобразователи
для перевода аналоговых аудио и
видео сигналов в цифровой эквивалент
и обратно, видеопроцессоры для
преобразования обычных телевизионных
сигналов к виду, воспроизводимому
электронно лучевой трубкой дисплея,
декодеры для взаимного преобразования
телевизионных стандартов, специальные
интегральные схемы для сжатия данных
в файлы допустимых размеров и
так далее. Все оборудование отвечающее
за звук объединяются в так называемые
звуковые карты, а за видео в видео
карты. Дальше рассматривается подробно
и в отдельности об устройстве
и характеристиках звуковых карт,
видео карт и CD-ROM приводах.
Аппаратные
средства мультимедиа:
- Средства
звукозаписи;
- Звуковоспроизведении;
- Манипуляторы;
- Средства
«виртуальной реальности»;
- Носители
информации (CD-ROM);
- Средства
передачи;
- Средства
записи;
- Обработки
изображения;
ТИПЫ
ДАННЫХ МУЛЬТИМЕДИА-ИНФОРМАЦИИ
И СРЕДСТВА ИХ ОБРАБОТКИ