Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 02:12, курс лекций
Лекция 1. Представление алгоритмов на языке Программирования ПаскальАВС.
Лекция 2. Построение линейных алгоритмов
Лекция 3. Алгоритмы, содержащие структуру ветвления.
Лекция 4. Алгоритмы, содержащие структурные операторы циклов.
...
Лекция 9. Файловый тип данных
Лекция 1. Представление алгоритмов на языке
Программирования ПаскальАВС.
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
1.Система программирования Паскаль, назначение, основные функции, состав.
2.Основные понятия языка Pascal: символы, слова, величины.
3.Простые стандартные типы: целый и вещественный типы, логический тип данных, символьный тип данных.
4.Составные типы: перечислимый и интервальный.
5.Стандартные функции, типы аргумента и функции.
6.Выражения и их типы: арифметические и логические выражения.
7.Структура программы.
1.Система программирования Pas
Язык программирования Паскаль был разработан в 1968-1971 годах Никлаусом Виртом. Язык был назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623 – 1662) и первоначально создавался для обучения программированию как систематической дисциплине, однако вскоре он стал широко использоваться в профессиональном программировании.
Популярности языка Паскаль
среди программистов
1.Благодаря своей
2.Паскаль отражает
фундаментальные и наиболее
3.Язык позволяет четко
реализовать идеи структурного
программирования и
4.Паскаль сыграл большую
роль в развитии методов
5.Применение языка
Паскаль позволило значительно
поднять планку надежности
6.Использование в Паскаль простых и гибких структур управления: ветвления, циклов.
Трудоемкость создания сложных компьютерных программ и разнообразие средств, используемых в процессе разработки программы, компиляции и отладки, привело в 80-х годах ХХ века к созданию интеграции этих средств. В те годы фирма Borland International (США) разработала систему Тurbo Pascal, которую называют интегрированной средой программирования, так как она объединяет в себе возможности ранее разрозненных средств, используемых при разработке программ:
1.Редактора текстов программ, который позволяет вносить исправления в текст программы, выделять отдельные фрагменты программы, копировать эти фрагменты, удалять, восстанавливать, выделять цветом отдельные слова, поддержка мыши, возможность открытия окон, которые можно перемещать и изменять в размере и т.п..
2.Компилятора программ. Поскольку текст программы, записанный на Pascal, непонятен компьютеру, требуется перевести его на машинный язык. Такой перевод программы с языка программирования на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется специальными программами – трансляторами. Любой транслятор решает следующие основные задачи:
Существует два вида трансляторов:
3.Отладчика программ.
4.Справочной системы языка.
2.Основные понятия языка Pascal: символы, слова, величины.
Языки программирования, как и любые другие языки, имеют свой алфавит. Алфавит языка программирования Pascal состоит из символов трех видов:
Из символов алфавита составляются слова. Слова бывают двух типов:
Примеры:
При составлении программы
Константа – это величина, которая в данной программе никогда не изменяется. Константы бывают:
Примеры текстовых констант: ’Ученик 8 «А» класса’, ’Саша + Маша’, ’200$’, ’*****’, ’5 + 3<10’.
Целые и вещественные числа могут быть представлены в двух формах:
В общем виде нормализованную форму числа можно записать так: mEn, где m называется мантиссой числа, n называется порядком числа. Мантисса числа в своей целой части должна содержать одну цифру. Буква Е заменяет число 10. Порядок числа – это степень числа 10.
Текстовым и числовым константам можно давать имена (идентификаторы). Например, константе 4.789 дадим имя SUM, а константе ’Учение’ дадим имя В. Тогда имена и значения этих констант нужно обязательно объявить в разделе описаний (объявлений) в подразделе, который начинается словом CONSТ, следующим образом:
Const Sum=4.789; B=’Учение’;
Типы констант определяются по их значениям и форме записи. Так в нашем примере, значение константы Sum – вещественное число, значит и сама константа Sum – вещественного типа; значение константы В – набор символов, заключенный в апострофы, значит константа В текстового типа. Если значение константы будет целое число, то и сама константа будет целого типа.
Такие константы являются константами пользователя, т.е. они имеют смысл и не меняются только в рамках одной той программы, где используются.
В языке Pascal имеются следующие служебные (стандартные) константы, которые не меняются во всех программах языка ПаскальАВС:
Обозначение константы |
Тип константы |
Значение константы |
Pi |
Вещественное значение |
3.14159265358979 |
MaxInt |
Целое значение |
Максимальное значение типа integer: 2147483647 |
MaxReal |
Вещественное значение |
Максимальное значение типа real: 1.7E308 |
MinReal |
Вещественное значение |
Минимальное положительное значение типа real: 4.94065645841247E-324 |
Эти константы в разделе Const объявлять не нужно, так как они стандартные.
Переменная – это величина, которая может менять свое значение при выполнении программы. Каждой переменной в программе пользователь дает свое имя – идентификатор.
Все переменные, которые будут использоваться в программе должны быть объявлены в разделе описаний в подразделе, который начинается служебным словом VAR. После служебного слова идет список имен переменных. Имена переменных отделяются друг от друга запятой. После списка ставится двоеточие и записывается служебное слово, которое указывает тип, указанных в списке переменных.
3.Простые стандартные типы.
Тип integer (целый). Значения этого типа занимают 4 байта и находятся в диапазоне от -2147483648 до 2147483647.
Тип byte (беззнаковый целый). Значения этого типа занимают 1 байт и находятся в диапазоне от 0 до 255.
Тип word (беззнаковый целый). Значения этого типа занимают 2 байта и находятся в диапазоне от 0 до 65535.
Тип real (вещественный). Значения вещественного типа занимают 8 байт, содержат 15-16 значащих цифр и по модулю не могут превосходить величины 1.7∙10308. Самое маленькое положительное число вещественного типа равно 5.0∙10-324.
Пример. В программе будут использоваться переменные а, в, с – целого типа, x, y вещественного типа, а также константы z, q.
Const z=’Хорошо учись!’;
q= – 5637;
Var a, b, c: Integer;
x, y: Real;
Для объявления переменных логического типа используется служебное слово Boolean. Логическая переменная может принимать одно из двух значений логических констант True или False (т.е. истина или ложь) и занимает 1 байт.
Тип char (символьный). Значения этого типа занимают 1 байт и представляют собой символы в кодировке Windows.
4.Составные типы.
Перечислимый тип относится к пользовательским типам, т.е. это такой тип, который разрабатывает пользователь и этот тип имеет смысл только в рамках данной одной программы.
Перечислимый тип определяется как упорядоченный набор идентификаторов путем их перечисления через запятую и ограниченного круглыми скобками.
Объявляются такие типы в разделе описаний следующим образом:
Type имя_типа = (Список констант через запятую);
Var имя_переменной : имя_типа;
Например, при решении некоторой задачи нам нужны дни недели: Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday. Дадим имя типу Week. Тогда объявление такого типа будет выглядеть следующим образом:
Type Week=(Monday,Tuesday,
Var day: Week;
После такого объявления переменная day может принимать только те значения, которые перечислены в круглых скобках в разделе Type.
Данные перечислимого типа – это порядковые данные. Порядковый номер первого значения в списке равен 0. Значение перечислимого типа занимает в памяти 4 байта.
Интервальный тип тоже относится к пользовательским типам
Интервальный тип данных определяется с помощью задания подмножеств значений из ранее определенных в данной программе типов. Диапазон значений интервального типа задается с помощью любого стандартного простого типа данных, за исключением вещественного типа.
При задании диапазона указывается наименьшее и наибольшее значение, которое могут принять переменные. В общем виде объявление интервального типа можно записать следующим образом:
Type имя_типа = минимальное_значение .. максимальное_значение;
Var имя_переменной : имя_типа;
Тип, на основе которого строится интервальный тип, называется базовым для этого интервального типа. Значения интервального типа занимают 4 байта. Обычно такие типы применяются для контроля значений, которые может принимать переменная, а также для экономии памяти.
Информация о работе Лекции по "Языкам и методам программирования" (PascalABC)