Лекции по "Языкам и методам программирования" (PascalABC)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 02:12, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Представление алгоритмов на языке Программирования ПаскальАВС.
Лекция 2. Построение линейных алгоритмов
Лекция 3. Алгоритмы, содержащие структуру ветвления.
Лекция 4. Алгоритмы, содержащие структурные операторы циклов.
...
Лекция 9. Файловый тип данных

Работа содержит 10 файлов

Лекция 1.Представление алгоритмов на языке программирования Паскаль..doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Лекция 1. Представление алгоритмов на языке

Программирования ПаскальАВС.

В лекции рассматриваются  следующие вопросы:

1.Система программирования  Паскаль, назначение, основные функции,  состав.

2.Основные понятия  языка Pascal: символы, слова, величины.

3.Простые стандартные типы: целый и вещественный типы, логический тип данных, символьный тип данных.

4.Составные типы: перечислимый  и интервальный.

5.Стандартные функции, типы аргумента и функции.

6.Выражения и их типы: арифметические и логические выражения.

7.Структура программы.

 

1.Система программирования Pascal: назначение, основные функции, состав.

Язык программирования Паскаль  был разработан в 1968-1971 годах Никлаусом  Виртом. Язык был назван в честь  выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623 – 1662) и первоначально создавался для обучения программированию как систематической дисциплине, однако вскоре он стал широко использоваться в профессиональном программировании.

Популярности языка Паскаль  среди программистов способствовали следующие факторы:

1.Благодаря своей компактности  и удачному первоначальному описанию  Паскаль оказался достаточно  легким для изучения.

2.Паскаль отражает  фундаментальные и наиболее важные  концепции (идеи) алгоритмов в  очевидной и легко воспринимаемой  форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

3.Язык позволяет четко  реализовать идеи структурного  программирования и структурной  организации данных.

4.Паскаль сыграл большую  роль в развитии методов аналитического  доказательства правильности программ и позволил реально перейти от методов отладки программ к системам автоматической проверки правильности программ.

5.Применение языка  Паскаль позволило значительно  поднять планку надежности разрабатываемых  программ за счет требований  языка к описанию используемых в программе переменных, проверки согласованности программы при компиляции без ее выполнения.

6.Использование в Паскаль  простых и гибких структур  управления: ветвления, циклов.

Трудоемкость создания сложных компьютерных программ и разнообразие средств, используемых в процессе разработки программы, компиляции и отладки, привело в 80-х годах ХХ века к созданию интеграции этих средств. В те годы фирма Borland International (США) разработала систему Тurbo Pascal, которую называют интегрированной средой программирования, так как она объединяет в себе возможности ранее разрозненных средств, используемых при разработке программ:

1.Редактора текстов программ, который позволяет вносить исправления в текст программы, выделять отдельные фрагменты программы, копировать эти фрагменты, удалять, восстанавливать, выделять цветом отдельные слова, поддержка мыши, возможность открытия окон, которые можно перемещать и изменять в размере и т.п..

2.Компилятора программ. Поскольку текст программы, записанный на Pascal, непонятен компьютеру, требуется перевести его на машинный язык. Такой перевод программы с языка программирования на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется специальными программами – трансляторами. Любой транслятор решает следующие основные задачи:

  • Анализирует транслируемую программу, в частности, определяет, содержит ли она синтаксические ошибки.
  • Генерирует выходную программу на языке машинных команд.
  • Распределяет память для программы (в простейшем случае это заключается в назначении каждому фрагменту программы, переменных, константам, массивам и другим объектам программы адресов памяти).

Существует два вида трансляторов:

  • Интерпретатор – это транслятор, производящий пооператорный перевод в машинные коды, запись в память и выполнение этого оператора. Таким образом, интерпретатор переводит в машинные коды один оператор, если нет ошибок, то выполняет его, и только после этого переходит к следующему оператору.
  • Компилятор преобразует (транслирует) всю программу целиком в модуль на машинном языке, после чего программа записывается в память компьютера и только потом исполняется.

3.Отладчика программ.

4.Справочной системы языка.

 

2.Основные понятия языка Pascal: символы, слова, величины.

Языки программирования, как и любые другие языки, имеют свой алфавит. Алфавит языка программирования Pascal состоит из символов трех видов:

  • Прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, C, D, T, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z, причем прописная и строчная буква считаются одним символом.
  • Арабские цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
  • Специальные символы: (, ), [, ], {, },  ’ (апостроф), . (точка), , (запятая), : (двоеточие), ; (точка с запятой), + (плюс), - (минус), * (звездочка), / (правый слеш), = (равно), > (больше), < (меньше), _ (знак подчеркивания), пробел (не имеет начертания).

Из символов алфавита составляются слова. Слова бывают двух типов:

  • зарезервированные (служебные) – это слова, которые придумали разработчики языка программирования, вложили в них определенный смысл, который остается постоянным для всех программ языка Паскаль (например: begin, while, For, Repeat);
  • идентификаторы (имена) – это слова, которые придумывает программист, смысл этих слов сохраняется только в рамках одной программы. Идентификатор может состоять из букв и цифр, но на первом месте должна стоять буква. Также в именах можно использовать знак подчеркивания. Другие специальные символы в именах использовать нельзя. Количество символов в имени не должно превышать 126. Однако пользоваться очень длинными именами неудобно, поэтому на практике используют короткие имена.

Примеры:

  • 32а – ошибка в том, что идентификатор начинается с цифры;
  • АВ С   –  ошибка в том, что идентификатор содержит запрещенный знак – пробел;
  • Begin – это служебное слово, а не идентификатор;
  • Beta1 – правильная запись идентификатора;
  • Тэма – ошибка в том, что идентификатор содержит русские буквы «э» и «м»;
  • а_2_С – правильная запись идентификатора;
  • РоМа – нельзя судить о правильности записи данного идентификатора, так как по внешнему виду нельзя определить состоит ли данный идентификатор только из латинских букв, или там есть и русские буквы.

При составлении программы программист  может использовать разные величины.

Константа – это величина, которая в данной программе никогда не изменяется. Константы бывают:

  • Текстовая константа может состоять из любых символов, которые есть на клавиатуре компьютера, независимо от того, входит этот символ в алфавит языка программирования Pascal или нет, и последовательность этих символов должна обязательно заключаться в апострофы.

Примеры текстовых констант:  ’Ученик 8 «А» класса’,   ’Саша + Маша’,  ’200$’,   ’*****’,   ’5 + 3<10’.

  • Числовая константа – это:
    • Целое число со знаком или без него. Например:  3458,  –876, 37105.
    • Вещественное число, в котором целая часть от дробной отделяется точкой. Например:  3.5,  –0.8713,   9801.003.

Целые и вещественные числа могут  быть представлены в двух формах:

      • Обычная форма записи чисел. Например: –45, 7.004.
      • Нормализованная форма. Например: а) число 47.561 можно записать как 4.7561×101, а в нормализованной форме запишется 4.7561Е01; б) число 0.00023 можно записать как 2.3×10—4, а в нормализованной форме запишется 2.3Е–04.

В общем виде нормализованную форму  числа можно записать так:  mEn, где m называется мантиссой числа, n называется порядком числа. Мантисса числа в своей целой части должна содержать одну цифру. Буква Е заменяет число 10. Порядок числа – это степень числа 10.

Текстовым и числовым константам можно  давать имена (идентификаторы). Например, константе 4.789 дадим имя SUM, а константе ’Учение’ дадим имя В. Тогда имена и значения этих констант нужно обязательно объявить в разделе описаний (объявлений) в подразделе, который начинается словом CONSТ, следующим образом:

Const      Sum=4.789;  B=’Учение’;

Типы констант определяются по их значениям и форме записи. Так в нашем примере, значение константы Sum  – вещественное число, значит и сама константа Sum – вещественного типа; значение константы В – набор символов, заключенный в апострофы, значит константа В текстового типа. Если значение константы будет целое число, то и сама константа будет целого типа.

Такие константы являются константами  пользователя, т.е. они имеют смысл  и не меняются только в рамках одной  той программы, где используются.

В языке Pascal имеются следующие служебные (стандартные) константы, которые не меняются во всех программах языка ПаскальАВС:

Обозначение константы

Тип константы

Значение константы

Pi

Вещественное значение

3.14159265358979

MaxInt

Целое значение

Максимальное значение типа integer: 2147483647

MaxReal

Вещественное значение

Максимальное значение типа real: 1.7E308

MinReal

Вещественное значение

Минимальное положительное значение типа real: 4.94065645841247E-324


 Эти константы в  разделе Const объявлять не нужно, так как они стандартные.

Переменная – это величина, которая может менять свое значение при выполнении программы.  Каждой переменной в программе пользователь дает свое имя – идентификатор.

Все переменные, которые будут использоваться в программе должны быть объявлены  в разделе описаний в подразделе, который начинается служебным словом VAR. После служебного слова идет список имен переменных. Имена переменных отделяются друг от друга запятой. После списка ставится двоеточие и записывается служебное слово, которое указывает тип, указанных в списке переменных.

 

3.Простые стандартные типы.

  • Целые и вещественные типы.

Тип integer (целый). Значения этого типа занимают 4 байта и находятся в диапазоне от -2147483648 до 2147483647.

Тип byte (беззнаковый целый). Значения этого типа занимают 1 байт и находятся в диапазоне от 0 до 255.

Тип word (беззнаковый целый). Значения этого типа занимают 2 байта и находятся в диапазоне от 0 до 65535.

Тип real (вещественный). Значения вещественного типа занимают 8 байт, содержат 15-16 значащих цифр и по модулю не могут превосходить величины 1.7∙10308. Самое маленькое положительное число вещественного типа равно 5.0∙10-324.

Пример. В программе  будут использоваться переменные а, в, с – целого типа,  x, y вещественного типа, а также константы z, q.

Const z=’Хорошо учись!’;

            q= – 5637;

Var     a, b, c: Integer;

          x, y: Real;

  • Логический тип.

Для объявления переменных логического типа используется служебное слово Boolean. Логическая переменная может принимать одно из двух значений логических констант  True или False (т.е. истина или ложь) и занимает 1 байт.

  • Символьный тип данных.

Тип char (символьный). Значения этого типа занимают 1 байт и представляют собой символы в кодировке Windows.

 

4.Составные типы.

  • Перечислимый тип.

Перечислимый тип относится к пользовательским типам, т.е. это такой тип, который разрабатывает пользователь и этот тип имеет смысл только в рамках данной одной программы.

Перечислимый  тип определяется как упорядоченный набор идентификаторов путем их перечисления через запятую и ограниченного круглыми скобками.

Объявляются такие типы в разделе описаний следующим  образом:

Type имя_типа = (Список констант через запятую);

Var  имя_переменной : имя_типа;

Например, при решении  некоторой задачи нам нужны дни  недели: Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday.  Дадим имя типу Week. Тогда объявление такого типа будет выглядеть следующим образом:

Type Week=(Monday,Tuesday,Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday);

Var   day: Week;

После такого объявления переменная day  может принимать только те значения, которые перечислены в круглых скобках в разделе Type.

Данные перечислимого  типа – это порядковые данные. Порядковый номер первого значения в списке равен 0. Значение перечислимого типа занимает в памяти 4 байта.

  • Интервальный тип.

Интервальный  тип тоже относится к пользовательским типам

Интервальный тип данных определяется с помощью задания подмножеств значений из ранее определенных в данной программе типов. Диапазон значений интервального типа задается с помощью любого стандартного простого типа данных, за исключением вещественного типа.

При задании диапазона  указывается наименьшее и наибольшее значение, которое могут принять  переменные. В общем виде объявление интервального типа можно записать следующим образом:

Type имя_типа = минимальное_значение .. максимальное_значение;

Var   имя_переменной :  имя_типа;

Тип, на основе которого строится интервальный тип, называется базовым для этого интервального типа. Значения интервального типа занимают 4 байта. Обычно такие типы применяются для контроля значений, которые может принимать переменная, а также для экономии памяти.

Лекция 10. Интуитивное понятие алгоритма.doc

— 366.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2. Построение линейных алгоритмов.doc

— 209.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3. Алгоритмы, содержащие структуру ветвления..doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4. Алгоритмы, содержание циклы.doc

— 343.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.Процедуры и функции пользователя..doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6. Символьные и строковые переменные.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.Структурный тип данных (массивы).doc

— 128.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.Комбинированный тип данных.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.Файловый тип данных.doc

— 114.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Языкам и методам программирования" (PascalABC)