Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:26, реферат
Качество программного обеспечения – характеристика программного обеспечения (ПО) как степени его соответствия требованиям. При этом требования могут трактоваться довольно широко.
Качество программного обеспечения является критически важным фактором. Дело в том, что сегодня деятельность многих организаций и предприятий напрямую зависит от правильной обработки информации соответствующими компьютерными системами.
Введение
3
1. Теоретическая часть
4
1.1 Основные понятия и ключевые слова
4
1.2 Методы контроля качества
8
2. Практическая часть
9
2.1 Листинг программы
9
2.2 Схема программы
10
Заключение
11
Список использованной литературы
12
Содержание
Введение |
3 |
1. Теоретическая часть |
4 |
1.1 Основные понятия и ключевые слова |
4 |
1.2 Методы контроля качества |
8 |
2. Практическая часть |
9 |
2.1 Листинг программы |
9 |
2.2 Схема программы |
10 |
Заключение |
11 |
Список использованной литературы |
12 |
Введение
Качество программного обеспечения – характеристика программного обеспечения (ПО) как степени его соответствия требованиям. При этом требования могут трактоваться довольно широко.
Качество программного обеспечения является критически важным фактором. Дело в том, что сегодня деятельность многих организаций и предприятий напрямую зависит от правильной обработки информации соответствующими компьютерными системами. Низкое качество используемого программного обеспечения может привести к серьезным потерям. Даже если и удается избежать чрезвычайных происшествий, использование некачественных программ наносит ущерб эффективности работы, что особенно негативно сказывается на коммерческих предприятиях, поскольку снижает их конкурентоспособность.
Предприятия наиболее уязвимы в период внедрения на них новых информационных систем. Именно в это время ущерб от некачественного программного обеспечения наиболее вероятен. По данным Департамента по Торговле и Промышленности Великобритании (DTI) при внедрении проектов информационных технологий на предприятиях потери из-за низкого качества программного обеспечения составляют в среднем около 20% от общего объема потерь. По разным оценкам аналогичный показатель для России достигает величины от 30 до 50%.
Общие термины:
1. Качество программного средства(software quality) – совокупность свойств программного средства (ПС), которые обусловливают его пригодность удовлетворять заданные или подразумеваемые потребности в соответствии с его назначением.
2. Свойство программного средства (software attribute.) – отличительная особенность ПС, которая может проявляться при его создании, использовании, анализе или изменении.
3. Характеристика качества программного средства: (software quality characteristic) – набор свойств ПС, посредством которых описывается и оценивается его качество. Характе-ристика качества ПС может быть определена путем задания иерархии ее подхарактеристик.
4. Подхарактеристика качества программного средства( software quality subcharacteristic) – характеристика качества ПС, входящая в состав другой характеристики качества.
5. Показатель качества программного средства (software quality metric) – характеристика качества ПС, обладающая количественным значением.
6. Критерий оценки качества программного средства (software quality assessment criterion) – совокупность принятых правил и условий, с помощью которых устанавливается приемлемость в целом качества ПС для потребителя.
Общие характеристики качества программного средства.
1. Функциональность программного средства (functionality) – совокупность свойств ПС, определяемая наличием и конкретными особенностями набора функций, способных удовлетворять заданные или подразумеваемые потребности качества наряду с ее надежностью как технической системы.
2. Удобство использования программного средства (usability) – совокупность свойств ПС, характеризующая усилия, необходимые для его использования, и оценку результатов его использования заданным кругом пользователей ПС.
3. Эффективность программного средства (efficiency) – совокупность свойств ПС, характеризующая аспекты его уровня пригодности, которые связаны с характером и временем использования ресурсов, необходимых при заданных условиях функционирования.
Правильнее эту характеристику называть производительностью (performance); тогда как эффективность должна также зависеть от затрат на создание и внедрение ПС.
4. Сопровождаемость программного средства(maintainability) – совокупность свойств ПС, характеризующая усилия, которые необходимы для его модифи-кации. Модификация, может осуществляться для устранения дефектов, усовершенствования ПС или его адаптации к изменениям в условиях функционирования, a также в составе и особенностях требуемых функций.
5. Мобильность программного средства (portability) – совокупность свойств ПС, характеризующая приспособленность для переноса из одной среды функционирования в другие.
6. Надежность программного средства (reliability) – совокупность свойств, характеризующая способность программного средства сохранять заданный уровень пригодности в заданных условиях в течение заданного интервала времени.
Другие характеристики качества ПС:
1. Корректность или правильность подразумевает соответствие проверяемого объекта некоторому эталонному объекту или совокупности формализованных эталонных характеристик и правил. Корректность программы наиболее полно определяется степенью ее соответствия предъявляемым к ней формализованным требованиям - программной спецификации.
Если надежность программы - свойство, заложенное при ее изготовлении и проявляющееся при эксплуатации программы во времени (поэтому без длительного наблюдения нельзя сделать заключения о надежности программы), то корректность может быть проверена в статике на этапе разработки программы.
2. Сложность программ. Рассматривается в трех аспектах:
Трудоемкость – совокупные затраты труда на создание или использование программы.
Различают трудоемкость на этапе проектирования программ и трудоемкость изучения и модификации программ при их сопровождении.
На этапе проектирования основные затраты составляет трудоемкость создания программ заданной сложности и корректности. Трудоемкость зависит от квалификации специалистов, технологии проектирования, степени автоматизации разработки, испытаний и т.д. Трудоемкость изучения и модификации программ при сопровождении определяется степенью документированности программ, уровнем языка программирования, структурностью их построения и другими факторами, связанными с удобством анализа ПС и внесения изменений. Этот критерий влияет на длительность жизни программ. Целесообразность и длительность использования, модернизации и переноса программ сохраняются до тех пор, пока не станет рентабельной новая разработка.
Критерии качества программ являются показателями, позволяющими на основе количественных оценок группы характеристик программ устанавливать их пригодность в целом для той или иной цели. Изменение доминирующей цели в зависимости от этапов жизненного цикла программ приводит к изменению состава критериев качества программ и степени их важности при анализе.
Для количественной оценки показателей качества ПИ выполняется сбор метрик, являющихся числовыми оценками параметров программы.
В зависимости от характеристик и особенностей показателя качества применяются различные виды метрик и шкал для их измерения.
Первый вид метрик, которому соответствует интервальная шкала, характеризуется реально измеряемыми физическими показателями, например
3. временем выполнения программы,
4. числом маршрутов в программе,
5. числом таблиц в базе данных,
6. объемом программы и т.д.
Свойства, описываемые такими параметрами, численно представляются наиболее полно, с возможными градациями в пределах точности измерения показателей.
Второй вид метрик (порядковая шкала) позволяет ранжировать некоторые характеристики путем сравнения с опорными значениями. Для объекта измерения устанавливается приоритетность признаков. Различают абсолютные и относительные порядковые метрики, первые из которых показывают больше или меньше значение данного параметра программы по сравнению с опорным, а второй – во сколько раз больше или меньше. Математические преобразования с такими показателями более ограничены, чем у первого вида метрик.
Третий вид метрик (номинальная или категорийная шкала) характеризует только наличие рассматриваемого свойства или признака у программы без учета градации по численным значениям. Например: наличие у программы структурированности, гибкости, простоты освоения и т.д.
Разнообразие возможных
Функциональные критерии являются специализированными и отражают специфику областей применения и степень соответствия функций, выполняемых программой, ее целевому назначению.
Для программ управления в них входят
7. показатели точности, диапазоны изменения параметров,
8. время реакции на запрос или выполнения программы,
9. адаптивность к внешним воздействиям и т.д.
В системах автоматизации обработки информации функциональные показатели отражают
10. номенклатуру и объем данных,
11. время обработки простых и сложных запросов,
12. разнообразие функций доступа к данным и редактирования.
Функциональные критерии в том или ином виде характеризуют эффект от использования программ в конкретных целях с учетом затрат на их создание.
Конструктивные критерии более инвариантны к целевому назначению и основным функциям программы, характеризуют общие свойства программ и позволяют сравнивать качество программ разного назначения. К ним относятся:
13. трудоемкость, сложность программ,
14. надежность функционирования,
15. степень использования ресурсов ЭВМ,
16. корректность и т.д.
Конструктивные критерии зависят не от области применения, а от этапа жизненного цикла программы (ЖЦП). На различных этапах ЖЦП рекомендуется использовать разные критерии:
Критерии этапа разработки
Критерии этапа эксплуатации ПП
Критерии этапа сопровождения
Для оценки характеристик качества должны быть установлены метрики показателей. Для простоты расчета комплексных показателей и интегральной оценки качества, все метрики должны иметь одну и ту же область значений, соответствующую выбранной шкале: [0,1 1] или [0,1 10]. В метриках применяют различные методы определения значений показателей: измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный, экспертный, социологический, а также их сочетания по установленным правилам.
Измерительный метод основан на получении информации с использованием инструментальных средств.
Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования программного обеспечения, когда регистрируют или подсчитывают определенные события (время и число сбоев или отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы).
Органолептический метод основан на использовании информации, полученной в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха) для определения показателей удобства применения.
Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних стадиях разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении программного обеспечения. При помощи расчетного метода определяют длительность вычислений, время реакции, показатели надежности, необходимые ресурсы.
Информация о работе Качество программного обеспечения - основные понятия и определения