Этапы возникновения и развития информационной технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:55, контрольная работа

Описание работы

1. Информационные технологии в промышленности и экономике
2. Этапы возникновения и развития информационной технологии
3. Проблемы внедрения корпоративных информационных систем

Работа содержит 1 файл

Разработка и станд.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

       Введение 

       Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся небывалым увеличением  информационных потоков. Это относится  как к экономике, так и к  социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов.

       Рыночные  отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой  немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность. Роль информации в общественной жизни существенно меняется. Информация приобретает преобразующий, определяющий характер.

       Создание  индустрии информатики и превращение  информационного продукта в товар  приводит к глубинным социальным изменениям в обществе, трансформируя  его из индустриального в информационное. Информация охватывает все стороны жизни общества — от материального производства до социальной сферы. Качественно новое обслуживание информационных процессов человеческой деятельности связано с использованием современной персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций, созданием сетей ЭВМ.

 

        1.Информационные технологии в промышленности и экономике 

       Внедрение информационных технологий в сферу  производства, торговли, банковского  дела первоначально развивалось  по пути создания доморощенных информационных систем. Термин АСУП (автоматизированная система управления производством), появившийся в 60-е годы был на слуху десятки лет. Однако главная проблема комплексной автоматизации не была решена, но при этом был накоплен опыт разработок подобных систем и подготовлены специалисты, способные решать задачи внедрения информационных технологий в сферу управления бизнесом на современном уровне.

       При проектировании АСУП зачастую игнорировались вопросы совместимости, стандартизации, что затрудняло внедрение современных технологий и приводило к большим затратам на модернизацию. В настоящее время, не смотря на специфику предметных областей, широкое распространение получили корпоративные информационные системы (КИС), базирующиеся на принципах корпоративных информационных технологий и современных стандартов.

       Выделяют  три основных класса задач, решаемых с помощью КИС . Это задачи:

  • формирования отчетных показателей (налоговые службы, статистика, инвесторы и т.д.), получаемых на основе стандартной бухгалтерской и статистической отчетности;
  • выработки стратегических управленческих решений по развитию бизнеса на основе базы высокоагрегированных показателей;
  • выработки тактических решений, направленных на оперативное управление и решаемых на основе базы частных, высокодетализированных показателей, отражающих различные стороны локальных характеристик функционирования структуры.

       Условно выделяют тиражируемые, полузаказные и заказные КИС.

       Тиражируемая  КИС не требует доработки со стороны  разработчика, существует сама по себе, не предоставляет возможности внесения изменений. Такие системы предназначены для малых предприятий.

       Заказные  системы при существующем уровне информационных технологий ушли в прошлое, они ненадежны, не соответствуют  принятым стандартам и с трудом поддаются модернизации. Основная область их применения - производства с очень большой спецификой.

       Полузаказные  системы являются наиболее гибкими, в большей степени удовлетворяют  требованиям заказчика, требуют  меньших капитальных затрат. Основная область их применения - крупные предприятия (сотни документов в месяц и более пяти человек в цепочке бизнес-процессов).

       В настоящее время на рынке корпоративных  систем представлено большое число  зарубежных разработок. Учитывая специфику  принципов учета, управления, планирования, в российской экономике отечественные КИС занимают более прочные позиции.

       Кроме КИС следует отметить программные  системы, реализующие отдельные  функции управления:

  1. Бухгалтерские программы: 1С: Бухгалтерия, БЭСТ, Турбо-бухгалтер, Парус, Инфо-бухгалтер;
  2. Системы автоматизации торговли: 1С: Торговля, Парус, БЭСТ 4, Фолио;
  3. Информационно-справочные системы: Гарант, Консультант Плюс, Кодекс;
  4. Программы для бизнес-планирования: Project Expert, Microsoft Project, Триумф-аналитик;
  5. Системы автоматизации складского учета: 1С: Склад, Фолио, БЭСТ, Парус;
  6. Системы автоматизации документооборота: Дело, Lotus Notus, 1С: Документооборот.

       Отдельно  от проблем построения КИС рассматривается  направление создания автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Актуальность этой проблемы объясняется тем, что в старых системах зачастую выбранные элементы не стыкуются между собой, не удовлетворяют предъявляемым требованиям и нет средств и возможностей для исправления сложившейся ситуации. В настоящее время в области АСУ ТП господствующей является концепция открытых систем на основе системной интеграции, базирующаяся на следующих принципах:

  • совместимость программно-аппаратных средств различных фирм-производителей снизу-вверх;
  • комплексная проверка и отладка всей системы на стенде фирмы интегратора на основе спецификации заказчика.

       В большинстве случаев АСУ ТП представляют двухуровневую систему управления. Нижний уровень включает контроллеры, обеспечивающие первичную обработку  информации, поступающей непосредственно с объекта управления. Программное обеспечение контроллеров обычно реализуется на технологических языках типа языка релейно-контактных схем.

       Верхний уровень АСУ ТП составляют мощные компьютеры, выполняющие функции  серверов баз данных и рабочих станций, обеспечивающих хранение, анализ и обработку всей поступающей информации, а также взаимодействие с оператором. Основой программного обеспечения верхнего уровня являются пакеты SCADA (Supervision Control and DATA Acquisition).

       Наиболее  ярко концепция открытых систем прослеживается в открытой модульной архитектуре контроллеров - ОМАС (Open Module Architecture Controls), разработанной фирмой General Motors. Близкие к ним концепции предложены европейскими (European Open System Architecture for Control within Automation SDystems - OSACA), японскими (Japan International Robotics and Factory - IFORA, Japan Open System Environment for Controller Architecture - OSEC) и американскими (Technologies Enabling Agile Manufacting - TEAM Projects) организациями. Содержание ОМАС-требований заключается в основных терминах:

  • Open - открытая архитектура, обеспечивающая интеграцию аппаратного и программного обеспечения;
  • Modular - модульная архитектура, позволяющая использовать компоненты в режиме Pluge and Play.
  • Scaleable - масштабируемая архитектура, позволяющая легко изменять конфигурацию для конкретных задач;
  • Economical - экономичная архитектура;
  • Maintenable - легко обслуживаемая архитектура.

       Аппаратная  платформа контроллеров базируется на миниатюрных РС-совместимых компьютерах, обладающих высокой надежностью, быстродействием, совместимостью в силу «родственности» с компьютерами верхнего уровня. Операционная среда РС-контроллеров также должна удовлетворять требованиям открытости.

       Здесь наиболее распространенной является операционная система QNX (фирма QSSL, Канада). Архитектура QNX является открытой, модульной, легко модифицируемой. Спецификой работы с контроллерами является использование языков технологического программирования, описывающих сам технологический процесс и ориентированных на работу не программистов, а технологов. Накопленный опыт работы с подобными языками обобщен в стандарте IEC 1131-3, где определены пять основных языковых средств:

  • SFG - язык последовательных функциональных схем;
  • LD - язык релейных диаграмм;
  • FDB - язык функциональных блоковых диаграмм;
  • ST - язык структурированного текста;
  • IL - язык инструкций.

 

        2.Этапы возникновения и развития информационной технологии 
 

       На  ранних этапах истории для синхронизации  выполняемых действие человеку потребовались кодированные сигналы общения. Человеческий мозг решил эту задачу без искусственно созданных инструментов: развилась человеческая речь. Речь являлась и первым носителем знаний. Знания накапливались и передавались от поколения к поколению в виде устных рассказов.

       Природные возможности человека по накоплению и передаче знаний получило первую технологическую поддержку с  созданием письменности. Процесс  совершенствования носителей информации еще продолжается: камень - кость - глина - папирус - шелк - бумага магнитные и оптические носители - кремний - ... Письменность стала первым историческим этапом информационной технологии. Второй этап информационной технологии - возникновение книгопечатания. Оно стимулировало развитие наук, ускоряла темпы накопления профессиональных знаний. Знания, овеществленные через технологии в станки, машины, новые технологии, становились источниками новых идей. Т. О. Цикл: знания - наука - общественное производство - знания замкнулся. Спираль технологической цивилизации начала раскручиваться с бешеной скоростью.

       Книгопечатание  создало информационные предпосылки  роста производительных сил. Но информационная революция связанна с созданием  ЭВМ в конце 40-х годов. С этого  же времени начинается эра развития информационных технологии.

       Весьма важным свойством информационной технологии является то, что для нее информация не  только продукт, но и исходное сырье. Электронное моделирование реального мира на ЭВМ требует обработки существенно большого объема информации, чем содержит конечный результат.

       В развитии информационной технологии можно  выделить этапы. Каждый этап характеризуется  определенным признаком.

  1. Начальный этап развития ИТ (1950-1960-е годы) характеризуется тем, что в основе взаимодействия человека и ЭВМ лежат машинные языки. ЭВМ доступна только профессионалам
  2. Следующий этап (1960-1970-е годы) характеризуются созданием операционных систем. Ведется обработка нескольких заданий, формулируемых разными пользователями; основная цель - наибольшая загрузка машинных ресурсов.
  3. Третий этап (1970-1980-е годы) характеризуется изменением критерия эффективности обработки данных, основными стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению программного обеспечения. К этому этапу относятся распространение мини- ЭВМ Осуществляется интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей
  4. Четвертый этап (1980-1990-е годы) новый качественный скачек технологии разработки программного обеспечения. Центр тяжести технологических решений переносятся на создания средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта. Ключевое звено новой информационной технологии - представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Тотальное распространение персональных ЭВМ

       Заметим, что эволюция всех поколений ЭВМ  происходит с постоянным темпом - по 10 лет на поколение. Прогнозы предполагают сохранение темпов до начала 21 века.

       Каждая  смена поколений средств информационной технологии требует переобучения и  радикальной перестройки мышления специалистов и пользователей, смена оборудования и создания более массовой вычислительной техники. ИТ, как передовая область науки и техники определяет ритм времени технического развития всего общества.

Информация о работе Этапы возникновения и развития информационной технологии