Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:13, курсовая работа
Информатика (ср. нем. Informatik, фр. Informatique, англ. computer science - компьютерная наука - в США, англ. computing science - вычислительная наука - в Великобритании) - наука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования. Было бы уместным привести слова известного нидерландского ученого Эдсгер Дейкстра: «Информатика не более наука о компьютерах, чем астрономия - наука о телескопах».
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Появление и развитие………………………………………………………….4
1.1 Этап иероглифической символики…………………………………………..4
1.2 Этап абстрактной символики………………………………………………...4
1.3 Этап книгопечатания………………………………………………………….5
1.4 Этап математизации и формализации знаний………………………………6
1.5 Этап информатизации, информационно - логического представления знаний……………………………………………………………………………...6
1.6 Этап автоформализации знаний……………………………………………...7
2. Структура……………………………………………………………………….9
2.1 Теоретическая информатика…………………………………………………9
2.2 Математическая логика………………………………………………………9
2.3 Теория информации…………………………………………………………..9
2.4 Системный анализ…………………………………………………………...10
2.5 Программирование…………………………………………………………..10
3. Кибернетика и информатика…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы…………
Введение…………………………………………………………
1. Появление
и развитие……………………………………………………
1.1 Этап иероглифической символики…………………………………………..4
1.2 Этап абстрактной
символики………………………………………………...
1.3 Этап книгопечатания……………………………
1.4 Этап математизации и формализации знаний………………………………6
1.5 Этап информатизации,
информационно - логического представления
знаний………………………………………………………………
1.6 Этап автоформализации знаний……………………………………………...7
2. Структура………………………………………………………
2.1 Теоретическая
информатика…………………………………………………
2.2 Математическая логика………………………………………………………9
2.3 Теория информации…………………………………
2.4 Системный
анализ…………………………………………………………..
2.5 Программирование……………………………………
3. Кибернетика и
информатика…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Прогресс невозможен без систематизации, накопления, передачи и сохранения знаний. Наши предки на каменных поверхностях пещер, на глиняных дощечках, на пергаменте и папирусе, пытались передать и сохранить свои знания для потомков. Заметим, что осуществлять строительство, проводить научные исследования, заниматься торговлей и т.д. очень трудно на основе лишь собственного ума и жизненного опыта. По мере накопления человечеством знаний стали актуальными вопросы сохранения, тщательного отбора и систематизации имеющейся информации. Так постепенно человечество пришло к науке, называемой информатикой.
Информатика
(ср. нем. Informatik, фр. Informatique, англ. computer science
- компьютерная наука - в США, англ. computing
science - вычислительная наука - в Великобритании)
- наука о способах получения, накоплении,
хранении, преобразовании, передаче и
использовании информации. Она включает
дисциплины, так или иначе относящиеся
к обработке информации в вычислительных
машинах и вычислительных сетях: как абстрактные,
вроде анализа алгоритмов, так и довольно
конкретные, например, разработка языков
программирования. Было бы уместным привести
слова известного нидерландского ученого
Эдсгер Дейкстра: «Информатика не более
наука о компьютерах, чем астрономия -
наука о телескопах». И действительно
- эта сравнительно молодая наука, поистине
велика по своим масштабам развития - всего
за полвека она приобрела статус практически
мировой науки, без которой сейчас не сможет
работать ни одно предприятие, да что уж
там - ни одна экономика любой страны не
сможет существовать без этой науки. Сегодня
информатика стала также и мировой индустрией.
Кризис, затронувший все сферы жизни никак
не смог повлиять на сферу информационных
технологий. Самые богатые люди мира по
версии журнала «Forbes» задействованы в
сфере информационных технологий. Попробуем
разобраться в истории этой науки, её структуре,
а так же в перспективах её развития
1. Появление и развитие информатики
1.1 Этап иероглифической символики
Изначально носителем информации была речь. Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф. Энгельс, “развивающиеся люди развились до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу”. Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь (как отражение мыслительных процессов) повлияла на развитие человека не в меньшей степени. Язык обладает в среднем 20% избыточностью, т.е. любое сообщение можно было бы без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость и воспринимаемость информации. К самым ранним знаковым системам относятся: приметы, гадания, знаменья, язык, изобразительное искусство, музыка, графика, пластика, танец, пантомима, архитектурные сооружения, костюм, народные ремесла, обряды. Первые примеры информационной символики были предоставлены в каменном веке в виде пиктографического письма (рисунков) на камне. В бронзовом веке появились изображения повторяющихся систем понятий - идеограмм, которые с конца IV века до н.э. превратились в рисуночное иероглифическое письмо. В то же время, благодаря развитию производства и торговли совершенствуется числовая символика, которая вначале возникла в виде счета из двух цифр 1 и 2. Все остальные количества обозначались понятием “много”. Дальнейшее развитие счета произошло, благодаря нашим физиологическим особенностям наших рук - пальцам (счёт с 5 до 10). Клинописная запись счета появилась в Вавилоне в III тыс. до н.э. Далее появились различные способы записи счета, например, вавилонская, критская, арабская, латинская и др. Вавилонская система счета позволяет вести запись чисел в пределах 1 млн. и выполнять действия с простыми дробными числами. В 5-4 в. до н.э. на острове Крит применяется удобная для записи десятичная символика счета. Древние римляне положили в основу алфавита счисления иероглифическое обозначение пальцев рук (все символы этой системы счисления можно изобразить с помощью пальцев рук). Ко времени расцвета римской культуры, эти значки были заменены похожими на них латинскими. Затем у индусов арабы заимствовали искусство быстрого счета (налицо признаки автоматизации вычислений) и значки для записи чисел, т.е. цифры, которые в VII-VIII в. до н.э. распространились и на европейском континенте
1.2 Этап абстрактной символики
Иероглифическое письмо, хоть и является древнейшим, сохранилось до наших дней в ряде регионов (Китай, Япония, Корея). Его сохранению способствовало удобство, наглядность и то, что народы этих стран были этнически однородны и из-за особенностей культуры, традиций, географического положения слабо мигрировали. В Средиземноморье же были предпосылки совершенствования письма: различные языковые формы, развитые межнациональные торговые связи, относительно нестабильная политическая обстановка в государствах и миграция населения. Поэтому здесь за короткий исторический период завершился переход от иероглифической системы письма к абстрактной и более удобной для чтения системы клинописи на сырых глиняных табличках (III-II в. до н.э.). Следующий период создания последовательного слогового письма на глиняных табличках - вавилонский. Вавилонский язык впервые в истории начинает выполнять международные функции в дипломатии и торговле, т.е. приобретает коммуникационные и терминообразующие функции. Новым этапом явилось создание в X-IX в. до н.э. финикийского алфавита. Этап перехода к алфавитной системе завершился в VIII в. до н.э. созданием на основе финикийского письма греческого алфавита, который впоследствии стал основой всех западных письменных систем. Усовершенствованием этой информационной символики стало введение во II-I в. до н.э. в Александрии начал пунктуации. Развитие письменной символики завершается в Европе в XV в. созданием пунктуации современного вида. Появляется древнегреческая научная терминология, благодаря которой началось устранение излишней информационной избыточности (она как будет показано ниже - и благо, и вред). В период Возрождения древнегреческие и латинские языки послужили основой для создания терминологических систем в различных областях знаний. Это период расцвета не только культуры, искусства, поэзии, но и таких способов актуализации знаний, как виртуализация связей и отношений, нап ример, архитектурные сооружения и др. Математическая символика продолжает качественно развиваться благодаря фундаментальным открытиям математики таким, как, например, создание совершенной алгебраической символики (XIV-XVII в.), введение знаков операций (XV в.), введения знаков равенства, бесконечности (XVII в.), появления знаков степени, дифференциала, интеграла, производной (XVII в.) и др
1.3 Этап книгопечатания
Книгопечатание
было изобретено в Германии в XV в. как
массовая деятельность и стало началом
нового научного этапа в естествознании
(станок Гуттенберга, 1440-1450). Главным качественным
достижением того времени стало возникновение
систем научно-технической терминологии
в основных отраслях знаний, появились
журналы, газеты, энциклопедии, географические
карты. Происходило массовое тиражирование
по пространству информации на материальных
носителях, что приводило к росту профессиональных
знаний и развитию информационных технологий.
“Книгопечатание явилось могучим орудием,
которое охраняло мысль личности, увеличило
ее силу в сотни раз” (В.И. Вернадский)
1.4 Этап математизации и формализации знаний
С развитием промышленной революции становится все более острой потребность в создании системы описания и использования профессиональных знаний, введения фундаментальных и профессиональных понятий, формирования основных элементов технологии формализации профессиональных знаний. Первые признаки этого процесса восходят к временам, когда жрецы отказались от контроля над всем и всеми и перешли к индивидуальной специализации (появились первые специалисты - звездочеты, лекари и др.). Наиболее успешно развивается в этот период процесс формализации астрономических знаний - появляются книги с астрономическими формулами, таблицами, а на их базе разрабатываются навигационные инструменты, что позволяло передавать профессиональные знания и умения, например, за несколько лет обучать профессионально мореплавателя. Возможность процесса отчуждения профессиональных знаний от их носителей до самого последнего времени определялась возможностью формализации профессиональных знаний математическими методами и аппаратом. Области профессиональных знаний, которые оказались более формализуемыми, получили название точных или естественных наук - математика, физика, биология, химия и др. Остальные области образовали гуманитарные науки. Процесс формализации знаний, как правило, сводился к попыткам выделения из всего многообразия сведений в некоторой области человеческой деятельности небольшой части, логически определяющей достаточно многое (система аксиом и правила вывода). Отправитель и получатель информации (знаний) пользовались некоторым общим набором правил для их представления и восприятия - формализмом представления знаний. Мысль, которую нельзя выразить формализмом (языком), не может быть включена в информационный обмен, в обмен знаниями. В отраслях науки формируются специфические языковые системы, среди которых особенно важен язык математики, как информационная основа системы знаний в точных, естественных науках. Свои языки имеют химия (язык структурных химических формул, например), физика (язык описания атомных связей, например), биология (язык генетических связей и кодов) и т.д. Нынешний этап развития информатики характерен созданием и становлением языка информатики
1.5 Этап информатизации, информационно - логического представления знаний
С
появлением ЭВМ впервые в человеческой
истории стал возможен способ записи
и долговременного хранения профессиональных
знаний, ранее формализованных
1.6 Этап автоформализации знаний
Этот
этап тесно связан с развитием
магнитологии, персональных компьютеров
и вычислений, делающих возможным
формальное описание (а, следовательно,
актуализацию, передачу, хранение, сжатие)
исследователями накопленного знания,
опыта, профессиональных умений и навыков.
Развиваются когнитивные методы и средства,
позволяющие строить решения проблем
“по ходу решения, на лету”, особенно
эффективно в тех случаях, когда исследователю
неизвестен путь решения. Развиваются
методы виртуализации и визуализации.
Этот этап очень важен для информатики,
ибо он стал позволять решать межпредметные
задачи, как правило, плохо структурируемые
и формализуемые, а также позволил использовать
типовые инструментальные системы. Используется
когнитивная графика - графика, порождающая
новые решения, а также “виртуальный мир”
- искусственное трехмерное пространство
(одну из осей координат можно условно
считать “пространственной”, другую
- “временной”, третью - “информационной”)
и визуальные среды (например, Visual-среды).
2. Структура
2.1 Теоретическая информатика
Теоретическая информатика - это научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы; в которой осуществляется изобретение и создание новых средств работы с информацией. Как любая фундаментальная наука, теоретическая информатика (в тесном взаимодействии с философией и кибернетикой) занимается созданием системы понятий, выявлением общих закономерностей, позволяющих описывать информацию и информационные процессы, протекающие в различных сферах (в природе, обществе, человеческом организме, технических системах)
2.2 Математическая логика
Математическая логика (теоретическая логика, символическая логика) - раздел математики, изучающий доказательства и вопросы оснований математики. «Предмет современной математической логики разнообразен.» Согласно определению П. С. Порецкого, «математическая логика есть логика по предмету, математика по методу». Согласно определению Н. И. Кондакова, «математическая логика - вторая, после традиционной логики, ступень в развитии формальной логики, применяющая математические методы и специальный аппарат символов и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков).» Это определение соответствует определению С. К. Клини: математическая логика - это «логика, развиваемая с помощью математических методов». Так же А. А. Марков определяет современную логику «точной наукой, применяющей математические методы». Все эти определения не противоречат, но дополняют друг друга.
Информация о работе Информатика как наука: развитие и перспектиы