Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:28, курсовая работа
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА — это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур — главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов.
Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляют собой стандартные процедуры, близкие к алгоритмам.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА — это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур — главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов.
Например, личная библиотека,
в которой может
Работа информационных систем заключается в обслуживании двух встречных потоков информации: ввода новой информации и выдачи текущей информации по запросам.
Поскольку главная задача информационной системы — обслуживание клиентов, система должна быть устроена так, чтобы ответ на любой запрос выдавался быстро и был достаточно полным. Эти требования обеспечиваются наличием стандартных процедур поиска информации и тем, что данные системы расположены в определенном порядке.
Сама идея информационных систем и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники — все это информационные системы. Однако компьютеризация на несколько порядков повысила эффективность информационных систем и расширила сферы их применения.
Во-первых, резко возросли скорости всех видов обработки информации: поиска и размещения (внутри ЭВМ), выдачи (на экран или печать), передачи и ввода (по средствам электронной и космической связи в информационные системы любой точки земного шара). Для некоторых видов информационных систем именно скорости передачи и ввода играют решающую роль. Таковы, например, автоматизированные системы продажи авиационных и железнодорожных билетов или многотерминальные системы электронной торговли ценными бумагами, где только высокая скорость ввода информации может исключить продажу мест (или акций), которые минуту назад были проданы с другого терминала.
Во-вторых, во много раз увеличились возможности хранения больших объемов информации: как за счет того, что машинные носители информации (диски и ленты) в сотни и тысячи раз компактнее бумажных носителей (бумаг и книг), так и за счет того, что только при высоких скоростях ЭВМ можно проводить поиск в таких объемах за приемлемое время.
В-третьих, благодаря использованию электронной связи и сетей ЭВМ потеряло значение расстояние между информационной системой, источниками информации и ее клиентами. Достаточно иметь терминал, т. е. персональную ЭВМ или другое устройство, позволяющее запрашивать и получать нужную информацию и соединенное с системой каналами связи.
Обращение пользователя к системе за информацией называется запросом. В простейшем случае фиксируется небольшое число возможных запросов, на которые заранее готовы ответы.
Несколько более
сложный случай — запрос, в котором
зафиксирован набор признаков. Значения
некоторых признаков
Программное обеспечение первых информационных систем создавалось каждый раз "с нуля": для новой системы заново строились структура данных и программы обработки информации в ней, разрабатывался язык запросов, транслятор с него и т. д. В настоящее время существуют разнообразные средства программирования информационных систем — системы управления базами данных (СУБД), в состав которых входят средства организации структуры данных, языки запросов и выходных документов, программы ввода информации, удаления мусора и др. СУБД существенно ускоряют процесс разработки информационных систем.
Массовое распространение ЭВМ, электронных средств связи и совершенствование СУБД ведут к постоянному расширению областей использования информационных систем. Справочные службы, библиотечные каталоги, различные картотеки — это традиционные сферы их применения. Автоматизированные информационные системы применяются также на производстве: в них вводится информация о ходе выполнения производственных заказов, о наличии инструмента, деталей, сырья на складах предприятия. В деловой сфере, где постоянно обновляются сведения о товарах и фирмах, биржевая и банковская информация, курсы валют и ценных бумаг, и в сфере обслуживания (системы продажи билетов, бронирования мест в гостиницах) они также необходимы.
Имея персональный
компьютер и несложную СУБД, человек,
не знающий программирования, может
создать собственную
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - это информационная система, использующая географически координированные данные.
ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ означают информацию, которая идентифицирует географическое местоположение и свойства естественных или искусственно созданных объектов, а также их границ на земле. Эта информация может быть получена с помощью (помимо иных путей),дистанционного зондирования, картографирования и различных видов съемок.
Географические данные содержат четыре интегрированных компонента:
А теперь постараемся
дать строгое определение
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - это система аппаратно-программных средств и алгоритмических процедур, созданная для цифровой поддержки, пополнения, управления, манипулирования, анализа, математико-картографического моделирования и образного отображения географически координированных данных.
ГИС:
и поэтому она: - ПРОСТРАНСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО "МЫСЛЯЩАЯ".
ПОТОМУ, что ГИС:
Прежде всего, это такие науки, как:
Экология и природопользование
Классификация ГИС
Что касается классификации ГИС, то здесь наметилось несколько направлений.
Например, классификация по их проблемной ориентации :
1. Инженерные;
2. Имущественные (ГИС для учета недвижимости), предназначенные для обработки кадастровых данных;
3. ГИС для тематического и статистического картографирования, имеющие целью управление природными ресурсами, составление карт переписям и планирование окружающей среды;
4. Библиографические, содержащие каталогизированную информацию о множестве географических документов;
5. Географические файлы с данными о функциональных и административных границах;
6. Системы обработки изображений и др.
Однако быстрая изменчивость и
множественность вариантов
Разработана и представлена 3 - х компонентная классификация ГИС по следующим признакам:
1) характеру проблемно - процессорной модели;
2) структуре модели баз данных;
3) особенностям модели
На верхнем уровне классификации все информационные системы подразделены на:
1. пространственные и
2. непространственные.
ГИС, естественно, относятся к пространственным, делясь на:
1. тематические ( например социально - экономические)
2. земельные (кадастровые, лесные, инвентаризационные и др.).
Существует разделение по территориальному охвату:
1. общенациональные ГИС
2. региональные ГИС)
По целям:
1. многоцелевые
2. специализированные
3. информационно - справочные
4. инвентаризационные, для нужд планирования, управления)
По тематической ориентации:
1. общегеографические
2. отраслевые, в том числе водных ресурсов
3. использования земель
4. лесопользования
5. туризма
6. рекреации и др.
История развития геоинформационных систем
Пионерский период (поздние 1950е - ранние 1970е гг.)
Исследование принципиальных возможностей,
пограничных областей знаний и технологий,
наработка эмпирического опыта,
первые крупные проекты и
появление электронных вычислительных машин (ЭВМ) в 50-х годах,
появление цифрователей, плоттеров, графических дисплеев и других периферийных устройств в 60-х
создание программных