Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:40, доклад
Договор Интернет-провайдинга представляет собой гражданско-правовой договор, в силу которого провайдер обязуется предоставить абоненту доступ в Интернет, а абонент обязуется оплатить услуга провайдера, в порядке, установленном договором.
Как уже отмечалось, отношения между участниками договора Интернет-провайдинга регулируются сегодня в основном общими нормами договорного права. Данное обстоя- тельство наглядно проявляется при определении сторонами условий об ответственности за невыполнение либо ненадлежащее выполнение договора. Нужно сказать, что вопрос ответственности является крайне сложным. Действия сторон могут далеко выходить за рамки взаимных отношений и затрагивать интересы иных лиц. С учетом того, что количество пользователей Интернета насчитывает миллионы, данное обстоятельство приобретает особое значение. Поэтому вопрос ответственности сторон по договору Интернет-провайдинга требует специального рассмотрения.
Говоря об ответственности, необходимо различать несколько обязательственно-правовых отношений, которые возникают (могут возникнуть) в результате допуска того или иного абонента в Сеть.
Во-первых, это отношения между абонентом и провайдером. Проблемы, которые могут возникнуть между этими лицами, в первую очередь связаны с недостаточно высоким техническим уровнем предоставляемой услуги (долгое время нельзя дозвониться, частые отключения абонента в процессе работы и пр.) либо с несвоевременной оплатой оказанной услуги.
Во-вторых, это отношения между каждой из сторон договора и третьими лицами. К последним может относиться самый широкий круг субъектов: пользователи Интернета, государственные, в том числе и правоохранительные органы, другие провайдеры, собственники сетевого оборудования и т. д. Вопрос ответственности в отношениях с этими лицами может возникнуть в случае, когда абонент нарушает их интересы, совершает действия, противоречащие закону либо складывающимся правилам общения пользователей Интернета («правила сетевого общения»). Например, абонент размещает либо распространяет в Интернете запрещенную информацию, запускает программы, работа которых может привести к выводу из рабочего состояния сетевого оборудования, распространяет массовую рассылку не запрошенной получателями рекламы (так называемый «спал*), пытается получить незаконный доступ к информационным ресурсам третьих лиц и др. Главная проблема в данном случае возникает в связи с необходимостью разграничения ответственности самого абонента и его провайдера. С одной стороны, провайдер действительно обеспечивает лишь техническую возможность доступа абонента к Сети и является посредником между абонентом и третьими лицами. С другой - провайдер, несомненно, имеет возможность воздействовать на абонента (блокировать доступ в Интернет, проверять содержание отдельных ресурсов пользователя и т. д.). Еще раз необходимо отметить, что отношения второго рода многообразны и требуют специального анализа [7].
Возвратимся к отношениям между сторонами договора. Как уже отмечалось, основная задача провайдера состоит в предоставлении качественной услуги по принятию, передаче и обработке электронных данных абонента, а абонента - по оплате указанной услуги. Исходя из этого моделируется и ответственность сторон за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора. Необходимо отметить, что провайдеры, действующие сегодня на рынке телекоммуникационных услуг, всячески стараются ограничить свою ответственность. В проектах договоров, размещаемых на их сайтах, в первую очередь содержатся положения о том, за что провайдер не несет ответственность. В них, в частности, отмечается, что провайдеры не несут ответственности по претензиям к качеству соединения с сетью Интернет, которые связаны с: функционированием самих сетей, оборудования и программного обеспечения абонента; трафиком между провайдерами; невозможностью информационного обмена с узлами или серверами, которые временно или постоянно недоступны; другими обстоятельствами, не зависящими от провайдера.
Ответственность провайдера перед абонентом, по сути, ограничивается сегодня стоимостью оплаченных абонентом, но не предоставленных услуг. Это значит, что абонент, неудовлетворенный качеством услуги, расторгает по своей инициативе договор, а провайдер возвращает ему неиспользованный остаток денежных средств. Назвать такой возврат средств ответственностью провайдера нет оснований, поскольку он не накладывает каких-либо дополнительных имущественных обременении на ответственную сторону, а лишь влечет расторжение договора на будущее. Некоторые провайдеры в своих договорах исключают даже и такие последствия, предусматривая, что расторжение договора по инициативе абонента в любом случае освобождает их от возврата неиспользованных средств. Лишь иногда провайдеры предусматривают свою обязанность возместить абоненту причиненные убытки (и только в размере ущерба). Однако такая обязанность, как правило, сопровождается различного рода оговорками, что делает взыскание сумм убытков трудновыполнимым. Видимо, лишь насыщение рынка телекоммуникационных услуг может изменить ситуацию и вынудить провайдеров более четко формулировать в договорах положения о своей ответственности перед абонентом (в частности, установление штрафных санкций).
Что же касается ответственности абонента по договору Интериет-провайдинга, то она заключается в том, что в случае нарушения абонентом условий договора провайдер прекращает оказывать услуги, блокирует доступ абонента в Сеть и не возвращает остаток денежных средств, полученных по договору. Если оплата за услуги производилась не по авансовой схеме и у абонента имеется задолженность, она взыскивается в обычном порядке, предусмотренном законодательством.
1. Этот договор до настоящего времени не получил устоявшегося названия. В практике стороны называют его договором на абонентское обслуживание, на предоставление услуг Интернет, предоставление услуг служб глобальной Сети и т. п.
2. Проект Закона Украины «О телекоммуникации» http://www.rada.kiev.ua.
3. Регламент
Сертолово.Г.И. // http://www.sertolovo.-ru/regl.
4. Информатика для юристов и экономистов/Симонович С.В. и др.- СПб., 2001. - С. 227.
5. Интернет. Энциклопедия / Под ред. Л. Мелиховой. - СПб., 2000. - С. 35.
6. Морозов
Л. Провайдеры услуг доступа в Интернет.
Мир Internet // http:// www.iworld.ru/magazine/print-
7. Наумов
В. Проблема ответственности niicpopNEimi-опиых
провайдеров // http://www.vic.spb.ru/law/doc/