Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:04, курс лекций
В самом общем смысле база данных - это набор записей и файлов, организованных специальным образом. В компьютере, например, можно хранить фамилии и адреса друзей или клиентов. Один из типов баз данных - это документы, набранные с помощью текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - файлы электронных таблиц, объединяемые в группы по характеру их использования.
Введение 2
ЧТО ТАКОЕ БАЗЫ ДАННЫХ? (СЛАЙД №1) 2
ПЕРВЫЕ МОДЕЛИ ДАННЫХ 2
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФАЙЛАМИ. (СЛАЙД №2) 2
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СУБД (СЛАЙД №3) 2
СЕТЕВЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ (СЛАЙД №5) 3
РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ 4
Элементы теории множеств 6
МНОЖЕСТВА (СЛАЙД №11) 6
Операции над множествами (Слайд №13) 7
Декартово произведение множеств (Слайд №14) 7
ОТНОШЕНИЕ (СЛАЙД №16) 7
Примеры отношений 8
Бинарные отношения (отношения степени 2) 8
Отношение эквивалентности (Слайд №17) 8
Отношения порядка 9
Функциональное отношение 10
Еще пример бинарного отношения(Слайд №18) 10
n-арные отношения (отношения степени n) (Слайд №21) 12
Транзитивное замыкание отношений (Слайд №22) 14
ВЫВОДЫ 15
Что касается предиката данного отношения, то он имеет следующий вид (дизъюнктивная нормальная форма):
R(x,y) = {(x = "Вовочка" AND y = "Вовочка") OR (x = "Петя" AND y = "Маша") OR (x = "Маша" AND y = "Петя") OR (x = "Маша" AND y = "Маша") OR (x = "Лена" AND y = "Петя")}
Замечание. Приведенное отношение не является ни транзитивным, ни симметричным или антисимметричным, ни рефлексивным, поэтому оно не является ни отношением эквивалентности, ни отношением порядка, ни каким-либо другим разумным отношением.
Замечание. Большая часть мировой литературы существует и имеет смысл лишь постольку, поскольку бинарное отношение "любить" не является отношением эквивалентности. В частности, по этой причине человечество не разбивается на классы эквивалентности взаимно любящих особей. Изучением характеристик данного отношения и соответствующего ему предиката занималось (и продолжает заниматься) большое количество экспертов, таких как Толстой Л.Н., Шекспир В. и др.
В математике n-арные отношения рассматриваются относительно редко, в отличие от баз данных, где наиболее важными являются именно отношения, заданные на декартовом произведении более чем двух множеств.
Пример 6. В некотором университете на математическом факультете учатся студенты Иванов, Петров и Сидоров. Лекции им читают преподаватели Пушников, Цыганов и Шарипов, причем известны следующие факты:
Пушников читает лекции по алгебре и базам данных, соответственно, 40 и 80 часов в семестр.
Цыганов читает лекции по геометрии, 50 часов в семестр.
Шарипов читает лекции по алгебре и геометрии, соответственно, 40 и 50 часов в семестр.
Студент Иванов посещает лекции по алгебре у Шарипова и по базам данных у Пушникова.
Студент Петров посещает лекции по алгебре у Пушникова и по геометрии у Цыганова.
Студент Сидоров посещает лекции по геометрии у Цыганова и по базам данных у Пушникова.
Для того чтобы формально описать данную ситуацию (например, в целях разработки информационной системы, учитывающей данные о ходе учебного процесса), введем три множества:
Множество преподавателей = {Пушников, Цыганов, Шарипов}.
Множество предметов = {Алгебра, Геометрия, Базы данных}.
Множество студентов = {Иванов, Петров, Сидоров}.
Имеющиеся факты можно разделить на две группы. 1 группа (факты 1-3) - факты о преподавателях, 2 группа (факты 4-6) - факты о студентах.
Для того чтобы отразить факты 1-3 (характеризующие преподавателей и читаемые ими лекции), введем отношение на декартовом произведении , где - множество рациональных чисел. А именно, упорядоченная тройка тогда и только тогда, когда преподаватель читает лекции по предмету в количестве часов в семестр. Назовем такое отношение "Читает лекции по…". Множество кортежей, образующих отношение удобно представить в виде таблицы:
A (Преподаватель) | B (Предмет) | Q (Количество часов) |
Пушников | Алгебра | 40 |
Пушников | Базы данных | 80 |
Цыганов | Геометрия | 50 |
Шарипов | Алгебра | 40 |
Шарипов | Геометрия | 50 |
Таблица 3 Отношение "Читает лекции по…"
Для того чтобы отразить факты 4-6 (характеризующие посещение студентами лекций), введем отношение на декартовом произведении . Упорядоченная тройка тогда и только тогда, когда студент посещает лекции по предмету у преподавателя . Назовем это отношение "Посещать лекции". Его также представим в виде таблицы:
C (студент) | B (предмет) | A (Преподаватель) |
Иванов | Алгебра | Шарипов |
Иванов | Базы данных | Пушников |
Петров | Алгебра | Пушников |
Петров | Геометрия | Цыганов |
Сидоров | Геометрия | Цыганов |
Сидоров | Базы данных | Пушников |
Таблица 4 Отношение "Посещать лекции"
Рассмотрим отношение подробнее. Оно задано на декартовом произведении . Это произведение, содержащее 3*3*3=27 кортежей, можно назвать "Студенты-Лекции-
Итак, факты о ходе учебного процесса удалось отразить в виде двух отношений третьей степени (3-арных), а сами отношения изобразить в виде таблиц с тремя колонками.
Удобство использования табличной формы для задания отношения определяется в данном случае следующими факторами:
Все используемые множества конечны.
При добавлении или удалении студентов, предметов, преподавателей просто добавляются или удаляются соответствующие строки в таблице.
Нас сейчас не интересует вопрос, хороши ли полученные отношения. Заметим пока только, что, как показывают следующие замечания, не любую строку можно добавить в таблицу "Посещать лекции".
Замечание. В таблицу "Посещать лекции" нельзя добавить две одинаковые строки, т.к. таблица изображает отношение , а в отношении (как и в любом множестве) не может быть двух одинаковых элементов. Это пример синтаксического ограничения - такое ограничение задано в определении понятия отношение (одинаковых строк не может быть ни в одной таблице, задающей отношение).
Замечание. В таблицу "Посещать лекции" нельзя добавить кортеж (Иванов, Геометрия, Пушников). Действительно, из таблицы "Читает лекции по…", представляющей отношение , следует, что Пушников не читает предмет "Геометрия". Оказалось, что таблицы связаны друг с другом, и существенным образом! Это пример семантического ограничения - такое ограничение является следствием нашей трактовки данных, хранящихся в отношении (следствием понимания смысла данных).
Введем понятие транзитивного замыкания, связанное с бинарными отношениями, которое понадобится в дальнейшем.
Определение 11. Пусть отношение задано на декартовом квадрате некоторого множества . Транзитивным замыканием отношения называется новое отношение , состоящее из кортежей , для которых выполняется:
либо кортеж ,
либо найдется конечная последовательность элементов , такая, что все кортежи принадлежат отношению .
Очевидно, что .
Пример 7. Пусть множество представляет собой следующее множество деталей и конструкций:
= {Болт, Гайка, Двигатель, Автомобиль, Колесо, Ось}
причем некоторые из деталей и конструкций могут использоваться при сборке других конструкций. Взаимосвязь деталей описывается отношением ("непосредственно используется в") и состоит из следующих кортежей:
Конструкция | Где используется |
Болт | Двигатель |
Болт | Колесо |
Гайка | Двигатель |
Гайка | Колесо |
Двигатель | Автомобиль |
Колесо | Автомобиль |
Ось | Колесо |