Виды и система цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 11:05, доклад

Описание работы

Взаимоотношения между предприятиями регулирует система взаимосвязанных и взаимозависимых цен. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).
Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношения между которыми постоянно меняются соответственно меняющимся факторам ценообразования. Используемые виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков.

Работа содержит 1 файл

Виды и система цен.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Виды и система  цен

 

Взаимоотношения между предприятиями регулирует система взаимосвязанных и взаимозависимых  цен. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также  взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).

Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и  разновидностей, соотношения между  которыми постоянно меняются соответственно меняющимся факторам ценообразования. Используемые виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков.

Важнейшим признаком классификации  цен является их дифференциация в  зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен (рис. 1.):

 

 

Рис. 1. Виды цен  по стадиям товародвижения

 

Отпускная цена предприятия-изготовителя — цена, применяемая на рынке  в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.

Отпускная цена оптового предприятия  формируется при продаже продукции  предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям, покупателям  с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.

Розничная цена — цена, по которой товар приобретается  населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.

 

Каждый из последующих  видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия  включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена — отпускную цену оптового предприятия.

По способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны  центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они неизбежны в условиях переходного периода и применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Они  определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике. Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от складывающихся экономических условий. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное увеличение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.

В зависимости  от принадлежности товара к определенной, отрасли, сфере народного хозяйства  различают оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бань, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги. Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой. Так, уровень оптово-отпускных цен на промышленные товары, вырабатываемые из сельскохозяйственного сырья, во многом определяется уровнем закупочных цен на это сырье, транспортных и других тарифов на производственные услуги, используемые в процессе их производства. На них также влияет амортизация оборудования и производственных зданий и сооружений, которые, в свою очередь, зависят от отпускных цен на это оборудование и сметных цен на здания и сооружения и т. д.

В отечественной  практике хозяйствования широкое распространение  получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли, включаемых в цену транспортных расходов используются различные виды цен "франко". Во внешнеторговой деятельности предприятий с этой целью применяются стандартизированные термины, обозначающие наиболее часто используемые условия поставки, объединяемые в системе "Инкотермс" в редакции 2000 г. ("ЕХW", "FСА", "FАS", "FОВ", "CIF", "DAF" и др.).

В зависимости  от рынка, на который поставляется продукция  выделяют цены для внутреннего рынка  и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары). Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары.

В зависимости  от сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены. Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса. Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в периоды высокой инфляции. Первоначально согласованная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована с учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов. Такие цены применяются с целью страхования продавцов от ценовых рисков.

Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению, с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а последней — могут лишь возмещать затраты на производство или их часть. Сезонные цены определяются дифференцировано по сезонам (периодам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг (овощи, фрукты, услуги фотографии, химчистки и др.).

Дифференциация  цен может осуществляться и по другим признакам, например, в зависимости  от характера потребителя (предприятия  или населения), по различным категориям населения (престижные цены — для обеспеченных покупателей, льготные — для детей, инвалидов и т. д.).

Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии, в статистике: планово-расчетные, учетные, цены производителей, потребительские цены, текущие и сопоставимые. Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях в расчетах между цехами и подразделениями предприятия. Они являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета.

Учетные цены применяются  для оценки движения продукции на предприятии. В зависимости от выбранной  и оговоренной в приказе предприятия  учетной политики в учете товаров  могут использоваться покупные или  продажные цены.

Цены производителей продукции  характеризуют изменение стоимости  продукции непосредственно на производстве. Они не используются в расчетах между  предприятиями. Цена производителя  состоит только из себестоимости  и прибыли предприятия без  учета косвенных налогов и налоговых платежей. Потребительскими считаются цены на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индексы цен производителей и потребительских цен являются важнейшими показателями инфляции и характеризуют тенденции в динамике основных видов цен.

Для анализа стоимостных  показателей на всех уровнях управления широко используются текущие, т.е. цены на текущий период, и сопоставимые. Сопоставимые (или неизменные) цены применяются как в статистике, так и в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей и их динамики, позволяющие исключить влияние изменения цен.


Информация о работе Виды и система цен