Виды цен,различающиеся степенью и способами регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:33, реферат

Описание работы

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возмож¬ности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования……………4

Заключение………………………………………………………………………...8

Список литературы………………………………………………………………..9

Работа содержит 1 файл

реферат ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(ИНЭП) 
 
 
 
 
 
 
 

Заочное отделение 
 

РЕФЕРАТ

по  предмету «Ценообразование» на тему

«Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования» 
 
 
 
 
 

Студентки группы  № 08-М41 КЗ Лисицыной О.А.

                        Научный руководитель  Рассказов А.В. 
 
 
 
 

Москва 2011

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Виды  цен, различающиеся степенью и способами  регулирования……………4

Заключение………………………………………………………………………...8

Список  литературы………………………………………………………………..9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских  решений. Нас со всех сторон окружают цены. Для того, чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

      Особенно  актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и  всестороннее участие в регулировании  воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены. Цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

      Цены  являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают  решающее воздействие на движение общественного  продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень населения.

      Рыночная  экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы.  
 
 
 

2. Виды цен, различающиеся  степенью и способами  регулирования 

По степени  и способу регулирования цены разделяются на группы:

1) жесткофиксированные  (назначаемые);

2) регулируемые (изменяемые);

3) договорные (контрактные);

4) свободные  (рыночные).

      Жёсткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами. Их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием «государственные». Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены,  повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась  в Советском Союзе.  Не следует думать, что государственные цены назначались произвольным образом, в основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к  которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

               Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса или предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведёт к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать  и снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

      Однако  и тот, и другой путь имеют ряд  существенных недостатков, что и  приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и роста спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров. Возникает товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условии нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счёте дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита  оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям.

      Определённый  урон наносится и производителям - по низким ценам им не выгодно продавать  свою продукцию и они начинают сокращать производство.  Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены.

      Регулирование цен по величине может также проводится путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует  тенденциям воздействия на цены в  централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости  (издержкам)  или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем 50 %. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий-монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной.

      Жесткое воздействие государственных органов  на цены посредством регулирования  осуществляется не только в централизованно  управляемой, но и в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики рыночного типа регулирование распространяет сферу своего воздействия на товары и услуги, имеющие важное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).  Приходится наблюдать и регулирование цен со стороны мафиозных структур, подчиняющих себе рынок.

      В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах  специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен (договорных). Договорные цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до),  верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

      Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием рынка, законов спроса и предложения  и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Но реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

      Переход от фиксированных государственных  цен к свободным, рыночным ценам  называют  либерализацией цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Особое  место в системе рыночной экономики  занимают цены, ценообразование, ценовая  политика. Цена представляет собой  экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар, т.е. цена представляет собой также денежное выражение стоимости товара, а стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, а Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги.

      В экономике применяются десятки  миллионов цен. Под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен. Это цены оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.

      Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время  довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Герасименко В.В. // Ценовая политика фирмы// Бизнес и банки, 1997 г.

2. Уткин Э.А., Панина О.В. Ценообразование: Пособие для подготовки к экзамену. -М.: «ИКФ «ЭКМОС»,2002.-192 с.

3. Чубаков Г.Н. «Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия»,2004. - 265 с.

Информация о работе Виды цен,различающиеся степенью и способами регулирования